Доклад на тему: Социальная адаптация подростков в современных условиях

Путь к социально – психологической зрелости начинается после 15 лет. Подростки тяготятся тем, если их поведение, определяется внешним регулированием. Конечно, они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Но в том то и дело, что эти правила и нормы, которые не привиты им с детства, подростками не осознаются, верней им так удобнее. И в основном они живут по инстинктам, удовлетворяя лишь первичные потребности. Н...
Раздел Социальному педагогу
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальная адаптация подростков в

современных условиях

Психолог КГУ «КИТиС» Крылова Т.Н.

Путь к социально - психологической зрелости начинается после 15 лет. Подростки тяготятся тем, если их поведение, определяется внешним регулированием. Конечно, они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Но в том то и дело, что эти правила и нормы, которые не привиты им с детства, подростками не осознаются, верней им так удобнее. И в основном они живут по инстинктам, удовлетворяя лишь первичные потребности. Но, как известно, из всех потребностей, самая важная потребность для личности - быть значимым, признанным, и они удовлетворяют эту потребность любыми способами, которые им ближе и понятнее. И некоторым студентам гораздо легче добиться авторитета негативными поступками, при этом они чувствуют себя крутыми и получают удовлетворение от того, что хоть таким путем, но они имеют вес и влияние. И я думаю, этот факт необходимо учитывать при адаптации студентов.

За период моей работы в качестве психолога, я пришла к выводу, что воспитанники детских домов, которые составляют немалую часть наших студентов, в основном настроены на то, что все им обязаны, они просто потребители и не все и не всегда задумываются о будущем, т.е. живут сегодняшним днем. Но мысли о перспективах на будущее к 3 курсу возникают, и они чаще обращаются ко мне с вопросами. Но большинство надеется на авось. И здесь также необходимо усилить работу по подготовке их к самостоятельной жизни.

Мы различными способами добиваемся поддержания хорошей и здоровой атмосферы в колледже, но не всегда получаются хорошие результаты. И мною сделаны выводы, что подросткам необходимо больше понимания. Даже если они себя ведут развязно и позволяют себе поступки очень некрасивые, то с нашей стороны, со стороны педагогов и даже хозяйственной части, не стоит опускаться до оскорблений и унижений. Мы должны быть выше. Любые промахи со стороны педагогов воспринимаются в штыки. Со стороны студентов поступают жалобы на некорректное поведение некоторых сотрудников колледжа, особенно если это происходит при группе. Наверно подросток больше поймет и услышит, если попытаться поговорить с ним наедине о его некрасивом поведении. И могу сказать по опыту, что большинство из них признают свою вину.

Также не секрет, что большинство наших студентов из неблагополучных семей. И при анкетировании и тестировании, я сделала выводы, что далеко не всегда у них благополучная обстановка и взаимопонимание в домашней среде. И хорошо еще, если родители признают свои ошибки и приходят к нам и просят помощи, а многие же становятся в позу и сами ведут себя как трудные подростки с позиции «родители всегда правы». И у многих подростков заниженная самооценка, т.е. они не уверены в себе и в основном это идет от семьи. И в каждой группе имеются как лидеры так и аутсайдеры, на которых необходимо обращать особое внимание, вовлекать в различные кружки и мероприятия, тем самым мы поможем им пересмотреть себя. И эти студенты из гадких утят прямо на глазах превращаются в белых лебедей. Мы каждый год обновляем социальные портреты групп, проводим анкетирование на тему адаптации и личностных отношений к миру и людям. Совместно с кураторами групп определяем группу риска, затем курируем ее (более пристально наблюдаем за их поведением , взаимоотношениям, успеваемостью, поведением, проводим дополнительные тестирования и т.д.) Совместно с администрацией пытаемся найти выход из создавшихся негативных ситуаций, но, наверно этого мало. Хотелось бы, чтобы занятость студентов, особенно воспитанников, была выше. Если найти к ним правильный подход и привлечь, то с каким удовольствием ребята участвуют в различных мероприятиях и потом тесно общаются между собой, хотя из разных групп.

Необходимо больше уделять внимания даже мелким проблемам студентов и почаще беседовать с ними, им этого так не хватает.

Мы создаем свою модель, ориентированную на психологическую безопасность колледжа, основываясь на повышение психолого-социальной адаптации студентов, формированию основ здорового образа жизни. И призываем всех сотрудников колледжа в общении с детьми попытаться прежде всего понять и принять наших студентов такими, какие они есть, не навязывая своего мнения, а лишь корректировать поведение подростков как можно более безболезненно, не унижая и не оскорбляя чувств собственного достоинства. И я думаю, что пусть не сразу и не всеми, но мы будем услышаны.



© 2010-2022