- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Развивающая среда - как условие успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Развивающая среда - как условие успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хлебус И.И. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сведения об участнике:
Хлебус Ирина Ивановна
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Пинска»
Заместитель директора по воспитательной работе
+375-44-462-64-52
[email protected], [email protected]
«Развивающая среда - как условие успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В последние годы в поисках новых форм образовательных ситуаций для реформирования системы образования новаторы предлагают большое разнообразие инноваций, как в традиционной классно-урочной парадигме, так и вне её. Инновационный поиск непременно отталкивается от запросов нового общества, его экономической и политической перестройки, его запросов на новые качества членов общества, новый профессионализм подрастающего поколения. Как показывает опыт, метод проектов, и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Резкие изменения в обществе, произошедшие во всех сферах - экономической, политической, социальной и духовной - наряду с позитивными переменами выявили ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на социализацию подрастающего поколения и в первую очередь наиболее незащищенной категории граждан, которыми являются дети-сироты. Можно констатировать кризисное состояние института семьи, которое выражается в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, отказе супругов от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот, то есть детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию.
Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но детдомовец изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет криминализации среди детей-сирот, повышается аполитичность, страх, а отсюда - возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения. Проблема социальной адаптации детей-сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности.
Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения - такова основная характеристика профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков.
Под понятием социальной адаптации нами понимается возможность жизнеустройства выпускников интернатных учреждений в социуме. Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении все жизни человека.
Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.
Социум рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом.
С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда - это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда - это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.
Социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящее в том, что бы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми.
В процессе воспитания детей - сирот формирование этих признаков особенно важно, поскольку у них отсутствует постоянное положительное влияние со стороны родителей. Вследствие этого у ребенка разрушаются или формируются в искривленном виде социальные нормы.
Процесс социализации в целом разделяется на определенные возрастные этапы со своими задачами развития. На каждом этапе развития личности предъявляются различные требования и нормы. Выполнение этих требований и норм в рамках любой деятельности определяет уровень социальной адаптации личности к существующим условиям.
Процесс социально-педагогической адаптации детей - сирот младшего школьного возраста сильно затруднен отсутствием у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На ранних этапах развития ребенок получает стимул развитию и познанию мира через эмоциональное общение с взрослым человеком. А. Адлер в качестве важнейшего фактора развития ребенка выделил структуру семьи и положение ребенка в этой структуре. В зависимости от стиля воспитания происходит формирование личности и, соответственно, этим определяется уровень социальной адаптации. Дети-сироты лишены возможности развития в семье, соответственно, они лишены возможности положительной социальной адаптации. Это подтверждает и то, что влияние биологического фактора на ранних этапах развития ребенка очень сильно. Индивидуальные особенности ребенка на ранних этапах развития определяются его биологическими особенностями, и только по мере взросления вырастает роль социального фактора.
Процесс воспитания, в отличие от процесса социализации, процесс прерывный. Поэтому при работе с детьми-сиротами большое внимание уделяется именно процессу социализации и адаптации. Но роль воспитания при этом не уменьшается. Эти процессы взаимовлияющие и параллельные.
Педагогическому коллективу, работающему с этой категорией учащихся, необходимо знать их психологические особенности и уметь с ними работать. Перед педагогами стоит важнейшая задача - формирование у детей-сирот адекватной самооценки и осознания перспектив будущей жизни. Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей - системы тех жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели.
Известно, что социализация, жизненное и профессиональное самоопределение осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других взаимодействующих факторов, семейного и несемейного общения, искусства, средств массовой информации, социального окружения.
При этом главной фигурой воспитательного и образовательного процесса должен стать учащийся, как субъект собственной деятельности. Педагоги, воспитатели, психологи, создавая среду, в которой живут, учатся и работают дети, направляют и руководят их деятельностью с целью дальнейшего личностного развития, приобретения устойчивого положительного опыта социальной адаптации, саморазвития, самореализации, психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях.
Литература.
-
Адлер А. Беспризорные дети // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.- сост. B.C. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - С.134-143.
-
Александровский Ю.А.Пограничные психические расстройства. М:Медицина, - 1993. - 398 с.
-
Казанцева О.В. Особенности проведения игры Г. Хорна и ее влияние на развитие социальной компетентности детей-сирот. // Семейная психология и семейная терапия. - 1999, № 1. - С. 37-41.
-
Парсонс Т. Человек в современном мире. (пер. с англ. под ред. В.А.Кувакина). - М.: Прогресс, 1985. - 96 с.