Постинтернатная адаптация студентов из числа сирот и оставшихся без попечения родителей

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Постинтернатная адаптация студентов из числа сирот и оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты и несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, находятся в специфических условиях жизнедеятельности, которые не в полной мере обеспечивают удовлетворение их основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищённости. Следствием пребывания в интернате является ограниченный социальный опыт детей, в котором немаловажным моментом являются базовые навыки доверия и бескорыстной любви к живущему рядом с тобой человеку.

Основная проблема, с которой сталкиваются дети-сироты с момента выхода из интерната - это постинтернатная адаптация. Вызвана она, прежде всего, изменением внешних условий жизни и деятельности. Успешность этой адаптации во многом зависит от характеристик социальной среды, т.е. от того, насколько последняя сложна и подвержена изменениям.

Нормально протекающий процесс постинтернатной адаптации детей-сирот подразумевает усвоение норм и ценностей, прежде всего позитивной социальной среды. Эффективность постинтернатной адаптации детей-сирот зависит также от наличия определённых условий (возможность получить жильё, образование, востребованную профессию, наличие сбережений, поддержка родственников и социальных институтов и т.д.).

Выходя из государственных учреждений, воспитанники имеют некоторые знания и умения, но чисто теоретические и применить их на практике зачастую не могут. Умения, которые воспитанники приобретают в детских домах и школах-интернатах, не являются для них жизненно необходимыми, поэтому и не становятся практически важными. Это приводит к тому, что выпускник зачастую не имеет модели самостоятельной жизни, психологически не готов к ней, теряется в незнакомой ситуации и не всегда решает возникшие проблемы законными способами.

На сегодняшний день, учитывая специфику процесса социальной адаптации, совокупность условий, обеспечивающих эффективность постинтернатной адаптации детей-сирот, можно представить следующим образом:

1. Положительное отношение окружающих и наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков.

2. Государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и др.). Сюда же следует отнести и расширение социального опыта воспитанников государственных учреждений посредством их взаимодействия с открытым социумом, реализацию специальных программ по подготовке сирот к самостоятельной жизни.

3. Положительная внутренняя позиция личности (адекватная самооценка, установка на успешное включение в социум, осознание необходимых требований общества и собственных перспектив развития, социальная активность, знание своих прав и обязанностей, осознание их взаимосвязи, ответственность за свои поступки и общую линию жизненного пути).

4. Наличие профессионально подготовленного посредника (опекуна, воспитателя), а также служб и программ постинтернатной поддержки. Другими словами - постинтернатное сопровождение детей-сирот, которое способствует их успешному вхождению в самостоятельную жизнь.

Постинтернатная адаптация является достаточно актуальной проблемой, поскольку для детей-сирот, выросших в специфическом частично изолированном мире государственных учреждений на полном государственном обеспечении, переход от периода детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве.

Для помощи в решении данных проблем существует целое направление работы территориальных центров социального обслуживания населения, а именно - адаптация выпускников интернатных учреждений к условиям жизни в социуме.

Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;
2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в государственных учреждениях, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;
3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации (лишение или ограничение (недостаток) возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей). Депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений - от легких до грубых нарушений развития интеллекта и характера. и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства - утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в государственных учреждениях, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.

В Самарской области большое внимание уделяется постинтернатной адаптации выпускников из числа сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей. В самарской области открыты несколько социальных гостиниц для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию старше 18 лет. В Самаре - это «Отделение для беременных женщин, женщин с детьми и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию социального приюта «Ровесник, социальная гостиница для беременных женщин и женщин с детьми СРЦ «Подросток» социальная гостиница для лиц от 18 лет, не имеющих определенного места жительства.

Огромное внимание уделяется в образовательных учреждениях социального назначения профориентационной работе как подготовительному этапу постинтернатного сопровождения. В настоящее время из 8 образовательных учреждений социального назначения 6 учреждений, в которых проживают и (или) обучаются воспитанники среднего и старшего возраста, реализуют программы по профессиональной подготовке.

В учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Самарской области, обучаются 2585 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа. Планируемый выпуск 2009-2010 учебного года составляет 835 человек. Часть из них бесплатно планирует получить второе начальное профессиональное образование.

Постинтернатное сопровождение направлено на создание условий для увеличения степени самостоятельности, способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы, на выявление трудностей и отклонений в социальном поведении и адаптации.

В нашем техникуме на сегодняшний день обучается 92 учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 29 выпускников. Четыре человека оканчивают техникум досрочно Елясин Е., Шамраев А., Калиниченков А. и Кузнецова Ю.

Впервые в этом учебном году Департамент семьи, опеки и попечительства г.о. Самара потребовал от учреждений начального и среднего профессионального обучения списки выпускников, которым необходимо постинтернатное сопровождение после выпуска. В нашем учебном заведении семь выпускников находятся в трудной жизненной ситуации и им необходима постинтернатная адаптация и сопровождение.

Тимофеев С. находится в СИЗО за совершение преступления., Саблин Н. болен туберкулезом.

Группа выпускников, к которым относятся Овчинников Егор, Жегалина Валентина, Матвеева Яна, Шебалдин Илья, Кузнецова Юлия, не имеют жилья.

По всем выпускникам направлены письма в отдел опеки и попечительства Октябрьского района г.о. Самара. Овчинников Егор после выпуска работает в речном порту и снимает квартиру. После того, как он встанет на очередь в городском департаменте по имуществу г.о. Самара на очередь на внеочередное получение жилья, оплату за съемную квартиру будет осуществлять Департамент семьи, опеки и попечительства г.о. Самара.

Жегалина Валентина живет в Челно-Вершинах у своего гражданского мужа, от которого она ждет ребенка. Жегалина Валентина встала на очередь в с. Челно-Вершины.

Матвеева Яна живет у своей бабушки. Встала на очередь на внеочередное получение жилья в департаменте имущества г.о. Самара

Шебалдин Илья и Кузнецова Юлия проживают в общежитии техникума. После выпуска Кузнецова будет проживать в отделении для беременных женщин, женщин с детьми и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и должна встать на очередь на внеочередное получение жилья в администрации Большеглушицкого района Самарской области.

Шебалдин Илья после окончания техникума будет служить в рядах Российской армии. После армии ему сразу будет выдан сертификат на покупку квартиры в п.г.т. Безенчук Самарской области.

По статистике 1/3 выпускников, получивших квартиры от государства, становятся бомжами. Т.к. продали свои квартиры, купив на деньги, вырученные от продажи квартир, машины и красивую одежду. Поэтому в Госдуме готовится новый законопроект, по которому дети-сироты в течение 10 лет не смогут продать свои квартиры, полученные от государства. Дети-сироты в течение 10 лет не смогут продать свои квартиры, полученные от государства. Соответствующий законопроект, направленный на защиту этой категории граждан, внесен в Госдуму. По мнению разработчиков, 10 лет - срок, который должен даваться детям, оставшимся без попечения родителей, на адаптацию в обществе. Кроме того, ограничение позволит сократить и предотвратить незаконные сделки и мошеннические операции с недвижимостью детей-сирот.

Социальный педагог С.И.Лобачёва

© 2010-2022