Программа профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГКОУ «Барановская школа-интернат»



Утверждена

на заседании Совета Профилактики

Протокол №2 от 08.10.2015 г.

Программа профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков


Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия "отклоняющееся поведение", его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возрастные периоды, но наиболее часто, оно имеет место в подростковом возрасте (11 - 16 лет). Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем - это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Все это дает благоприятную почву для развития девиаций различного характера.

Проявляются девиации в следующих формах:

- повышенная агрессивность и конфликтность;

- неустойчивость эмоциональной сферы;

- проблемы межличностных отношений (как со взрослыми, так и со сверстниками);

- неумении определить свою социальную позицию;

- нарушение развития познавательной деятельности;

- неадекватная самооценка;

- стремление к противоправным действиям;

- акцентуирование основных черт характера;

- негативизм, обидчивость, неуверенность, тревожность.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Подобные проблемы требуют непосредственного участия психолога в процессе развития личности девиантного ребенка.

Цели программы:

  1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

  4. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого - педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

  2. Способствовать формированию у детей и подростков "здоровых" моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

  6. Привлечь самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечь учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, клубы по интересам, спортивные секции.

  7. Развивать систему организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время.

  8. Повышать самосознание школьников через разнообразные формы работы.

  9. Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты:

1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2. Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
3. Сформированные личностная и социальная компетентности подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я - концепции», чувства самоуважения.
4. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
5. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
6. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
7. Создание условий гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
8. Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их самобытности.


Основные формы работы с подростками:

Диагностическая работа:

Изучение индивидуально - типологических особенностей детей;

Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;

Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.

Консультативная работа:

Консультирование учащихся по обозначенным проблемам;

Консультирование родителей по результатам диагностических исследований детей;

Консультирование педагогов по результатам диагностических исследований учащихся, рекомендации по работе с детьми.

Просветительская работа:

Индивидуальные, групповые тематические беседы с учащимися;

Тематические беседы с родителями;

.

Коррекционно - развивающая работа

Коорекционно - развивающие занятия с детьми по результатам диагностических исследований.

Совместная работа со смежными службами:

- ПДН;

- КДН и ЗП;

- педагоги дополнительного образования;

Изучение микроклимата семей подростков:

Изучение детско - родительских отношений.

Анкета для родителей.



Координационный план работы с детьми с отклоняющимся поведением

Мероприятия

Кл. рук.

Соц. пед.

Психолог

Ст.

воспит.

Зам. дир.

по УВР

Совет профил.

Род. ком.

I Организационные мероприятия



1

Составление социального паспорта класса

+


2

Составление характеристик на детей группы риска

+


3

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции

+

+


4

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

+

+


+

5

Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы риска

+


6

Организация досуга и кружковой деятельности

+

+

7

Составление административных писем, ходатайств и др. документов, направление документации в КДН, ОППН и др. службы

+

+

8

Осуществление связи с КНД, ПНД и др. соц. службы

+


9

Организация летней работы и отдыха детей группы риска

+

+

+

II Работа с учащимися



1

Контроль посещаемости занятий

+

+

2

Контроль текущей успеваемости

+

+

3

Вовлечение учащихся в кружки и секции

+

+

4

Проведение профилактических бесед

+

+

+

+

5

Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися

+

+


6

Направление на консультацию к психологу или к мед. специалистам

+

+

+

7

Содействие в трудоустройстве

+

+


8

Проведение психодиагностики

+


9

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

+

+

+


10

Разбор конфликтных ситуаций

+

+


III Работа с родителями



1

Посещение семей детей группы риска

+

+


2

Проведение консультаций для родителей

+

+


3

Приглашение родителей и детей группы риска на советы профилактики

+


4

Выступление на родительских собраниях

+

+

+

+

+

+

5

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

+

+


IV Работа с педколлективом



1

Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками

+

+


2

Консультации по результатам диагностики

+


3

Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска

+

+

+

4

Выступления с соответствующими сообщениями на педсоветах и совещаниях

+

+

+

+

5

Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для обработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска

+



Карта наблюдений за учащимся

  1. ФИО ученика (цы) _____________________________________________________

  2. Класс _______________

  3. Дата (число, месяц, год) и место рождения_________________________________

______________________________________________________________________

  1. Домашний адрес, телефон, ______________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Семья ребенка:

Мать___________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

__________________________________________________________________________________________________________

Отец ___________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
__________________________________________________________________________________________________________

Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:_______________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Состав семьи, её структура:________________________________________________

Жилищно-бытовые условия _______________________________________________

Содержание наблюдений

Не наблю-

дается

Иногда

Часто

1

Учебная деятельность:

  • равнодушие;

  • нежелание учиться;

  • низкая успеваемость;

  • затруднение в освоении учебных программ;

  • систематическая неуспеваемость по одному

    • или нескольким предметам.

2

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

  • изоляция;

  • противопоставление себя коллективу;

  • положение вожака микро группы, состоящих

из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

  • жестокое обращение со слабыми и младшими;

  • пренебрежительное отношение к сверстникам;

принадлежность к различным молодежным группам.

3

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

  • конфликтный характер взаимоотношений

с одним или несколькими учителями;

  • грубость;

  • бестактность;

  • ложь.

С родителями:

  • конфликтный характер;

  • ложь;

  • грубость, хамство.

4

Проведение свободного времени:

  • не занимается в кружках и секциях;

  • проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

  • употребляет спиртные напитки;

  • курит;

  • зарабатывает себе на жизнь;

5

Отношения к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

  • незнание своих возможностей и способностей;

  • профессиональная неопределенность;

  • неразвитость тех черт личности, которые

необходимы для выбранной профессии.

Отношения к труду:

отрицательные отношения

  • невыполнения трудовых обязанностей в школе и дома;

  • недобросовестное отношение

6

Поведение и поступки.

В школе:

  • прогулы;

  • нарушения требований школьной дисциплины;

  • нецензурная брань;

  • жаргонная речь;

  • порча школьного имущества;

  • срыв уроков;

  • драки.

В семье:

  • побеги из дома;

  • невыполнение домашних обязанностей;

Противоправные поступки:

  • бродяжничество;

  • попрошайничество;

  • азартные игры;

  • употребление наркотиков;

  • проституция;

  • воровство;

  • вымогательство;

  • порча имущества;

  • нанесение телесных повреждений (драка).


© 2010-2022