- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа постинтернатного сопровождения Поверь в себя
Программа постинтернатного сопровождения Поверь в себя
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Наскина С.В. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-Барановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечта»
«Утверждаю»
Директор ОГКОУ Барановской
специальной школы-интерната
«Мечта»
______________ Е.В. Вирясов
« 02 » сентября 2014 г
ПРОГРАММА
постинтернатного сопровождения
«Поверь в себя»
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка
Кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально - культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям.
Выпуск из областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются в малознакомых им районах города, их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют, должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми нет.
Проблемы постинтернатного сопровождения, адаптации и социализации выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть эффективно решены только в межведомственном взаимодействии.
В связи с этим возникла необходимость создания программы (Приложение), направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. Данная программа содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе.
Цели программы:
Оказание социально-психологической правовой помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, направленной на обеспечение полноценной жизни в обществе.
Формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
Развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.
Задачи:
-теоретическое и практическое обеспечение процесса социальной адаптации выпускников;
-совершенствование воспитательной работы в учреждениях по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе;
-создание системы психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки выпускников из числа детей-сирот;
-содействие социально-педагогической адаптации детей-сирот в учреждениях профтехобразования;
-обеспечение взаимосвязи областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования в решении проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
- обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предполагаемые результаты:
В результате реализации программы социальной адаптации и сопровождения выпускников областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульяновской области станет возможным более полное обеспечение социально-психологической, правовой защищенности выпускников с учетом их потребностей и интересов, способствующее формированию самостоятельности и ответственности, возможности полноценной жизни в обществе.
Программа включает пять разделов:
1. Основные понятия
2. Социальная адаптация
3. Проблема адаптации детей-сирот к современным социально-экономическим условиям
4. Структура и функции службы социальной адаптации выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
5. Программа социальной адаптации и сопровождения выпускника областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные понятия
Социальная адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности.
Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы
Полная социальная адаптация человека вбирает в себя физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Управленческая адаптация без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.
Экономическая адаптация - это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.
Педагогическая адаптация - это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
Психологическая адаптация - это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно.
Профессиональная адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин
2. Социальная адаптация
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс, и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в совремённых условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная адаптация полагает успешное освоение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений.
Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:
Первый этап - подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.
Второй этап - включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.
Третий этап - усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.
Четвертый этап - устойчивая социально - психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.
3. Проблема адаптации детей-сирот к современным социально-экономическим условиям
В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автоматизация, активизация личности.
Решение этих задач, противоречивых и единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой».
В процессе социализации ребёнок, воспитанный в областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сталкивается со многими трудностями. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.
В детском доме жестко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.
Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности, как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.
Без этих свойств ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.
Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии.
Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Критерии преодоления трудностей социализации:
-
социальная адаптированность - способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть социально-ролевым поведением;
-
устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств;
-
готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению.
В основу организации жизнедеятельности детского дома положены следующие принципы:
-
социализация: передача жизненного опыта при минимальном давлении на ребёнка со стороны воспитателя;
-
индивидуализация: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, создание дифференцированных программ развития и саморазвития личности, основанной на результатах психолого-педагогического диагностирования;
-
оздоровление: восстановление психосоматического здоровья и профилактики заболеваний детей.
Таким образом, социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.
Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.
Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.
дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я - идеальным» и «Я - реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети-сироты, ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.
Таким образом, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний».
Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых, учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивать достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.
То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.
4. Структура и функции службы социальной адаптации выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В целях максимально эффективной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников интернатного учреждения, необходимо функционирование службы социальной адаптации выпускников, состоящей из следующих штатных единиц: социальный педагог, педагог-психолог (психолог), имеющих профессиональное образование и стаж работы в данной должности не менее 3 лет.
К функциям службы относятся:
- разработка индивидуальных программ социальной адаптации выпускников;
- проведение мероприятий в соответствии с программой социальной адаптации выпускников;
- обеспечение постоянной методической и практической помощи выпускнику, связанной с его обучением, проживанием, социальной защитой, психологическим комфортом, защитой прав и законных интересов и.т.д.
- взаимодействие по вопросам социальной адаптации выпускника с образовательными, лечебными учреждениями, органами федеральной, областной и местной власти.
Социальная адаптация выпускника, как правило, начинается с достижения ребёнком возраста 14-ти лет.
Социальная адаптация выпускника, как правило, завершается по достижении 23-х летнего возраста. По решению службы социальной адаптации мероприятия по социальной адаптации выпускника могут быть продолжены.
Служба социальной адаптации оказывает методическую и практическую помощь выпускникам старше 23-х летнего возраста на заявительной основе.
Мероприятие
Срок исполнения
Ответственный
Планируемый результат
Фактический результат (заключение)
1.1. Формирование навыка по планированию личного бюджета
Вступительная беседа «Я среди людей»
сентябрь
соц. педагог
педагог-психолог
Выявление планов детей на будующее
Лекция «О правильном планировании своего бюджета»
По плану уроков СБО в течении учебного года
учитель СБО
формирование умения грамотно расставить приоритеты покупок
Проведение воспитательных часов по теме:
- «Личные доходы и расходы»,
- «Экономика моей семьи»,
- «Как накопить на крупную покупку»,
- «От чего можно отказаться»
По плану воспитателей в течении учебного года
воспитатели
Планирование предполагаемых доходов и расходов
Проведение сюжетно -ролевых игр , «Магазин», «Аптека», «Банк»
1 неделя ноября
1 неделя января
1 неделя апреля
воспитатели
Формирование навыков обращения с денежными средствами
Организация экскурсий в филиал сберегательного банка
октябрь
апрель.
соц. педагог
Получение практических знаний о работе данных учреждений
1.2. Приобретение бытовых навыков
Воспитательские часы по теме: «Личная гигиена», «Декоративная косметика»,
«Что значит быть красивым» и др.
октябрь
январь
апрель..
мед. работник,
воспитатели
Формирование культурно-гигиенических навыков
Практические занятия «Уютный дом», «Благоустроенная территория» и др.
По плану уроков СБО
В течении учебного года
учитель СБО
Бережное отношение к себе и окружающему миру
Проведение тренинговые занятий по теме: «Я и моё тело», «Жизнь в гармонии!»
По плану педагога-психолога, 4-я неделя месяца
педагог-психолог
Формирование ценностного отношения к себе и окружающим
Проведение конкурсов среди семей «Самая чистая семья»
Еженедельно
старшая вожатая;
старший воспитатель
Закреплений умений на практике
Организация и проведение семейных праздников с приготовлением и сервировкой стола
По плану воспитателей в течении учебного года
старший воспитатель;
воспитатели
Обучение приготовлению пищи и навыкам сервировки стола
Обучение в кружках дополнительного образования (швейная мастерская, столярная мастерская, прикладное творчество, и др.)
По общешкольному плану
руководители кружков
Формирование бытовых и трудовых навыков
1.3. Работа по профориентации выпускников
Проведение комплекса мероприятий по профориентации:
- кл. час «Мы в рабочие пойдем»;
- анкетирование «Твоя будущая профессия»;
- презентация училищ
области.
2-я неделя апреля
Октябрь
Март
Классные руководители
соц. педагог,
Выявление сферы профессиональных интересов и предпочтений выпускников
Проведение тренинговых занятий «Мир профессий», «Мир моих увлечений» и др.
3-я неделя месяца
педагог-психолог
Ознакомление с существующими профессиями и осознание своих возможностей
Организация экскурсий на предприятия
По плану ст. воспитателей гр.-семьи
старший воспитатель, воспитатели
Ознакомление с существующими профессиями и осознание своих возможностей
Организация встреч с представителями разных профессий
1 неделя ноября
1 неделя января
1 неделя апреля
старший воспитатель;
старшая вожатая
Расширение кругозора и ознакомление с миром профессий
Составление индивидуальной карты сопровождения выпускника
Май
соц. педагог;
педагог-психолог
Формирования успешной социализации
1.4. Формирование здорового образа жизни
Проведение зарядки, гигиенических процедур по закаливанию
По режиму дня
воспитатели
Укрепление здоровья и воспитание бережного отношения к своему здоровью
Участие в соревнованиях
По плану учителя физкультуры
учитель физкультуры
Формирование стремления к занятиям физической культурой
Организация и проведение Дня здоровья
Последний четверг месяца
учитель физкультуры
Укрепление здоровья и воспитание бережного отношение к своему здоровью
Организация встреч с врачом- наркологом, венерологом, педиатром
По общешкольному плану
старшая вожатая;
старший воспитатель;
врач-нарколог
Профилактика вредных привычек
Проведение тренинговых занятий по здоровому образу жизни
2-я неделя месяца
педагог-психолог
Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек
Проведение круглых столов, диспутов, семинаров, конкурсов плакатов, стенгазет по здоровому образу жизни
1 раз в месяц
старший воспитатель;
старшая вожатая
Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек
Занятия в спортивных секциях
По плану ст. воспитателя
старший воспитатель;
учитель физкультуры
Укрепление здоровья
1.5.Повышение правовой грамотности
Ознакомление с законодательством РФ: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании», ФЗ №159, Семейный кодекс и др.
Декабрь,
Март
соц. педагог
Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону
Проведение практических занятий по оформлению документов
По плану соц. педагога, учителя СБО в течении учебного года
соц. педагог;
учитель СБО
Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону
1.6. Формирование этики и психологии семейных отношений
Проведение лекций, бесед, круглых столов, диспутов по этике и психологии семейной жизни
1 неделя ноября
1 неделя января
1 неделя апреля
старвоспитатель;
Воспитатели гр.-семьи
Информирование об этике и психологии семейной жизни
Установление родственных отношений с кровными родственниками
В течении года
соц. педагог;
педагог-психолог
Формирование ценностного отношения к семье
Проведение тренинговых занятий «Моё представление о семье», «Роль мужчины и женщины» и т.д.
1 неделя ноября
1 неделя января
1 неделя апреля
педагог-психолог
Формирование представлений об устройстве семьи
Проведение ролевых игр «Будущая мама», «Будущий папа» и т.д.
По плану уроков СБО
учитель СБО
Формирование представлений об устройстве семьи
1.7. формирование коммуникативных навыков
Проведение комплекса диагностических мероприятий по коммуникативной культуре
По плану педагога-психолога
педагог-психолог
Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков
Проведение тренинговых занятий «Я и моё окружение», «Мир общения» и т.д.
1-я неделя месяца
педагог-психолог
Формирование внешних коммуникативных навыков