Программа постинтернатного сопровождения Поверь в себя

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-Барановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечта»

«Утверждаю»

Директор ОГКОУ Барановской

специальной школы-интерната

«Мечта»

______________ Е.В. Вирясов

« 02 » сентября 2014 г


ПРОГРАММА

постинтернатного сопровождения

«Поверь в себя»

2014-2015 учебный год.


















Пояснительная записка

Кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально - культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям.

Выпуск из областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются в малознакомых им районах города, их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют, должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми нет.

Проблемы постинтернатного сопровождения, адаптации и социализации выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть эффективно решены только в межведомственном взаимодействии.

В связи с этим возникла необходимость создания программы (Приложение), направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. Данная программа содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе.

Цели программы:

Оказание социально-психологической правовой помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, направленной на обеспечение полноценной жизни в обществе.

Формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

Развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.

Задачи:

-теоретическое и практическое обеспечение процесса социальной адаптации выпускников;

-совершенствование воспитательной работы в учреждениях по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе;

-создание системы психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки выпускников из числа детей-сирот;

-содействие социально-педагогической адаптации детей-сирот в учреждениях профтехобразования;

-обеспечение взаимосвязи областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования в решении проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

- обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предполагаемые результаты:

В результате реализации программы социальной адаптации и сопровождения выпускников областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульяновской области станет возможным более полное обеспечение социально-психологической, правовой защищенности выпускников с учетом их потребностей и интересов, способствующее формированию самостоятельности и ответственности, возможности полноценной жизни в обществе.

Программа включает пять разделов:

1. Основные понятия

2. Социальная адаптация

3. Проблема адаптации детей-сирот к современным социально-экономическим условиям

4. Структура и функции службы социальной адаптации выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

5. Программа социальной адаптации и сопровождения выпускника областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные понятия


Социальная адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности.

Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы

Полная социальная адаптация человека вбирает в себя физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая адаптация без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Экономическая адаптация - это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.

Педагогическая адаптация - это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Психологическая адаптация - это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно.

Профессиональная адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин

2. Социальная адаптация

Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс, и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в совремённых условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная адаптация полагает успешное освоение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений.

Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:

Первый этап - подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

Второй этап - включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.

Третий этап - усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Четвертый этап - устойчивая социально - психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.


3. Проблема адаптации детей-сирот к современным социально-экономическим условиям

В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автоматизация, активизация личности.

Решение этих задач, противоречивых и единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой».

В процессе социализации ребёнок, воспитанный в областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сталкивается со многими трудностями. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.

В детском доме жестко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности, как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.

Без этих свойств ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.

Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии.

Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Критерии преодоления трудностей социализации:

  • социальная адаптированность - способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть социально-ролевым поведением;

  • устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств;

  • готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению.

В основу организации жизнедеятельности детского дома положены следующие принципы:

  • социализация: передача жизненного опыта при минимальном давлении на ребёнка со стороны воспитателя;

  • индивидуализация: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, создание дифференцированных программ развития и саморазвития личности, основанной на результатах психолого-педагогического диагностирования;

  • оздоровление: восстановление психосоматического здоровья и профилактики заболеваний детей.

Таким образом, социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.

Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.

дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я - идеальным» и «Я - реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети-сироты, ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.

Таким образом, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний».

Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых, учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивать достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.

То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.

4. Структура и функции службы социальной адаптации выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В целях максимально эффективной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников интернатного учреждения, необходимо функционирование службы социальной адаптации выпускников, состоящей из следующих штатных единиц: социальный педагог, педагог-психолог (психолог), имеющих профессиональное образование и стаж работы в данной должности не менее 3 лет.

К функциям службы относятся:

- разработка индивидуальных программ социальной адаптации выпускников;

- проведение мероприятий в соответствии с программой социальной адаптации выпускников;

- обеспечение постоянной методической и практической помощи выпускнику, связанной с его обучением, проживанием, социальной защитой, психологическим комфортом, защитой прав и законных интересов и.т.д.

- взаимодействие по вопросам социальной адаптации выпускника с образовательными, лечебными учреждениями, органами федеральной, областной и местной власти.

Социальная адаптация выпускника, как правило, начинается с достижения ребёнком возраста 14-ти лет.

Социальная адаптация выпускника, как правило, завершается по достижении 23-х летнего возраста. По решению службы социальной адаптации мероприятия по социальной адаптации выпускника могут быть продолжены.

Служба социальной адаптации оказывает методическую и практическую помощь выпускникам старше 23-х летнего возраста на заявительной основе.



Мероприятие

Срок исполнения

Ответственный

Планируемый результат

Фактический результат (заключение)

1.1. Формирование навыка по планированию личного бюджета

Вступительная беседа «Я среди людей»

сентябрь

соц. педагог

педагог-психолог

Выявление планов детей на будующее

Лекция «О правильном планировании своего бюджета»

По плану уроков СБО в течении учебного года

учитель СБО

формирование умения грамотно расставить приоритеты покупок

Проведение воспитательных часов по теме:

- «Личные доходы и расходы»,

- «Экономика моей семьи»,

- «Как накопить на крупную покупку»,

- «От чего можно отказаться»

По плану воспитателей в течении учебного года

воспитатели

Планирование предполагаемых доходов и расходов

Проведение сюжетно -ролевых игр , «Магазин», «Аптека», «Банк»

1 неделя ноября

1 неделя января

1 неделя апреля

воспитатели

Формирование навыков обращения с денежными средствами

Организация экскурсий в филиал сберегательного банка

октябрь

апрель.

соц. педагог

Получение практических знаний о работе данных учреждений

1.2. Приобретение бытовых навыков

Воспитательские часы по теме: «Личная гигиена», «Декоративная косметика»,

«Что значит быть красивым» и др.

октябрь

январь

апрель..

мед. работник,

воспитатели

Формирование культурно-гигиенических навыков

Практические занятия «Уютный дом», «Благоустроенная территория» и др.

По плану уроков СБО

В течении учебного года

учитель СБО

Бережное отношение к себе и окружающему миру

Проведение тренинговые занятий по теме: «Я и моё тело», «Жизнь в гармонии!»

По плану педагога-психолога, 4-я неделя месяца

педагог-психолог

Формирование ценностного отношения к себе и окружающим

Проведение конкурсов среди семей «Самая чистая семья»

Еженедельно

старшая вожатая;

старший воспитатель

Закреплений умений на практике

Организация и проведение семейных праздников с приготовлением и сервировкой стола

По плану воспитателей в течении учебного года

старший воспитатель;

воспитатели

Обучение приготовлению пищи и навыкам сервировки стола

Обучение в кружках дополнительного образования (швейная мастерская, столярная мастерская, прикладное творчество, и др.)

По общешкольному плану

руководители кружков

Формирование бытовых и трудовых навыков

1.3. Работа по профориентации выпускников

Проведение комплекса мероприятий по профориентации:

- кл. час «Мы в рабочие пойдем»;

- анкетирование «Твоя будущая профессия»;

- презентация училищ

области.


2-я неделя апреля

Октябрь

Март

Классные руководители

соц. педагог,

Выявление сферы профессиональных интересов и предпочтений выпускников

Проведение тренинговых занятий «Мир профессий», «Мир моих увлечений» и др.

3-я неделя месяца

педагог-психолог

Ознакомление с существующими профессиями и осознание своих возможностей

Организация экскурсий на предприятия

По плану ст. воспитателей гр.-семьи

старший воспитатель, воспитатели

Ознакомление с существующими профессиями и осознание своих возможностей

Организация встреч с представителями разных профессий

1 неделя ноября

1 неделя января

1 неделя апреля

старший воспитатель;

старшая вожатая

Расширение кругозора и ознакомление с миром профессий

Составление индивидуальной карты сопровождения выпускника

Май

соц. педагог;

педагог-психолог

Формирования успешной социализации

1.4. Формирование здорового образа жизни

Проведение зарядки, гигиенических процедур по закаливанию

По режиму дня

воспитатели

Укрепление здоровья и воспитание бережного отношения к своему здоровью

Участие в соревнованиях

По плану учителя физкультуры

учитель физкультуры

Формирование стремления к занятиям физической культурой

Организация и проведение Дня здоровья

Последний четверг месяца

учитель физкультуры

Укрепление здоровья и воспитание бережного отношение к своему здоровью

Организация встреч с врачом- наркологом, венерологом, педиатром

По общешкольному плану

старшая вожатая;

старший воспитатель;

врач-нарколог

Профилактика вредных привычек

Проведение тренинговых занятий по здоровому образу жизни

2-я неделя месяца

педагог-психолог

Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек

Проведение круглых столов, диспутов, семинаров, конкурсов плакатов, стенгазет по здоровому образу жизни

1 раз в месяц

старший воспитатель;

старшая вожатая

Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек

Занятия в спортивных секциях

По плану ст. воспитателя

старший воспитатель;

учитель физкультуры

Укрепление здоровья

1.5.Повышение правовой грамотности

Ознакомление с законодательством РФ: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании», ФЗ №159, Семейный кодекс и др.

Декабрь,

Март

соц. педагог

Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону

Проведение практических занятий по оформлению документов

По плану соц. педагога, учителя СБО в течении учебного года

соц. педагог;

учитель СБО

Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону

1.6. Формирование этики и психологии семейных отношений

Проведение лекций, бесед, круглых столов, диспутов по этике и психологии семейной жизни

1 неделя ноября

1 неделя января

1 неделя апреля

старвоспитатель;

Воспитатели гр.-семьи

Информирование об этике и психологии семейной жизни

Установление родственных отношений с кровными родственниками

В течении года

соц. педагог;

педагог-психолог

Формирование ценностного отношения к семье

Проведение тренинговых занятий «Моё представление о семье», «Роль мужчины и женщины» и т.д.

1 неделя ноября

1 неделя января

1 неделя апреля

педагог-психолог

Формирование представлений об устройстве семьи

Проведение ролевых игр «Будущая мама», «Будущий папа» и т.д.

По плану уроков СБО

учитель СБО

Формирование представлений об устройстве семьи

1.7. формирование коммуникативных навыков

Проведение комплекса диагностических мероприятий по коммуникативной культуре

По плану педагога-психолога

педагог-психолог

Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков

Проведение тренинговых занятий «Я и моё окружение», «Мир общения» и т.д.

1-я неделя месяца

педагог-психолог

Формирование внешних коммуникативных навыков




© 2010-2022