Программа работы с детьми группы риска

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа работы с детьми группы риска


Программа работы

с обучающимися « Группы риска»







Составитель:

социальный педагог Капитанова Е.Н.









Москва 2015 год

  1. Пояснительная записка

В условиях продолжающейся нестабильности всех аспектов жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети, дети - инвалиды, дети - беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экономических условиях.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни.

Среда - это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Многочисленные психолого-педагогические исследования подтверждают, что именно этот фактор может тормозить развитие ребѐнка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать (благоприятная, развивающая среда).

Среда - это глобальные события в мире, на планете, экономические события, стихии, события в стране, в обществе, где живѐт ребѐнок. Это события в городе, в деревне, в семье. Это религиозное влияние, влияние улицы, сверстников, школы, внешкольных учреждений, клубов и центров. Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В результате общения и участия в разных видах деятельности (сначала игровой, затем трудовой и учебной) ребѐнок становится личностью. Под влиянием окружения, семьи и сверстников происходит изменение психики, развиваются мировоззрение и общественная сущность ребѐнка. Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребѐнку возможность видеть социальное явление с разных сторон. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека.

Принято считать, что семья является постоянной жизненной средой социального формирования ребѐнка. Воспитание детей, формирование личности ребѐнка с первых лет жизни - основная обязанность родителей. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Семья - важный институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребѐнка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизни человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остаѐтся одним из важных, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания; по механизму социального научения.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Основные причины постановки студентов на учѐт до поступления в колледж - бродяжничество, распитие спиртных напитков. В колледже, студенты «группы риска» поставлены на учѐт из-за нарушения внутреннего распорядка. В основном, правила внутреннего распорядка нарушают недавно поступившие студенты, которым тяжело к ним привыкнуть.


  1. Основная идея программы

Программа направлена на профилактическую работу с подростками, которых относят к «группе риска», приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, созданий условий для физического, психического и социального благополучия. На первое место при работе с такими подростками выходит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся; полноценное и гармоничное развитие личности во время обучения таких подростков в колледже.

  1. Актуальность программы

Изменения социально - экономической ситуации в стране, низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям, в данной ситуации возникает нежелание подростков учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к педагогам, проявление жестокости, агрессивности, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.

Работа по профилактике с данной категорией подростков предлагает комплекс методических рекомендаций, которые также направлены и на индивидуальную психолого - педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка.

Но решить данную проблему в одиночку не возможно, только тесное взаимодействие социального педагога, педагога - психолога и классных руководителей, создание единого воспитательного пространства является основой успешной работы со студентами «группы риска».


  1. Цели программы

  1. Адаптация обучающихся «группы риска» в колледже.

  2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством здоровьесберигающих технологий.

  3. Формирование личностных и нравственных качеств.

  4. Создание благоприятных условий для развития творческой личности обучающегося.

  5. Формирование правильного отношения к выбранной профессии.

  6. Создание условий, способствующих профилактике отклоняющегося поведения и правонарушений в подростковой среде.

  1. Задачи программы

  1. Работа с целью выявления обучающихся относящихся к категории подростков «группы риска».

  2. Информационно - просветительская работа с целью профилактики асоциального поведения в подростковой среде.

  3. Привить уважение к членам коллектива, помочь обрести интерес и способности к творчеству, к выбранной профессии.

  4. Формирование у обучающихся «группы риска» с помощью учебных дисциплин, внеклассных мероприятий, конкурсов мотивации к изучению выбранной профессии.

  5. Развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.

  6. Привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определённую роль в коллективе.

  7. Формирование у обучающихся «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.

  8. Создание у обучающихся ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.


  1. Сроки реализации программы 2016 - 2019 уч. год.


  1. Нормативно-правовая база программы
  • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие законом РФ от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ);

  • Уголовный кодекс РФ (введен в действие с 01.01.1997 г. законом РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ);

  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ;

  • Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ;

  • Закон РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Закон РФ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 09 июня 2010 года № 690;

  • Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденная Министерством образования и науки РФ от 05 сентября 2011 года;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21.09.2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»;

  • Закон города Москвы от 07.04.1999 № 16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»;

  • Приказ Департамента образования города Москвы от 27.07.2007 г. № 579 «О порядке ведения в государственных образовательных учреждений Департамента образования города Москвы учета обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях».

  1. Содержание программы

Обучающиеся «группы риска» - подростки, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

Работа педагога с обучающимися «группы -риска» может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

7.1. Выявление обучающихся « группы риска» на основании опросов классных руководителей, учителей-предметников, родителей.

7.2. Изучение обучающихся группы риска.

Предполагает исследовательскую деятельность классного руководителя и психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива. Включения самого подростка в процесс социализации. Устанавливаются характер педагогической запущенности, отношение к учебной деятельности, отставания, проявление волевых качеств. Определяются коллективные проявления, отношения к окружающим, к себе, к своей семье. Изучаются полезные интересы, способности и профессиональные намерения.

7.3. Организация помощи обучающимся группы риска.

Формы помощи:

Педагогическая помощь:

  1. Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся группы риска.

  2. Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».

  3. Забота об укреплении положения подростков в коллективе .

  4. Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.

  5. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.

Психологическая помощь:

  1. Изучение психологического своеобразия обучающихся группы риска, посещение уроков.

  2. Выявление проблем семейного воспитания.

  3. Психологическое консультирование родителей, педагогов.

  4. Организация свободного времени обучающихся группы риска.

  5. Изучение интересов и способностей обучающихся.

  6. Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки, секции, общественно полезную деятельность.

Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

8. Основные направления деятельности .

1.Просветительское

2. Профилактическое

3. Организационная

4. Создание комфортного микроклимата в колледже.

9. Формы и методы реализации программы

Каждое из направлений воспитательно-профилактической деятельности подразумевает такие этапы реализации как: диагностический; коррекционно-развивающий; рефлексивный.

Диагностический этап - выявление проблем в развитии личности обучающихся, межличностных отношений в коллективах, семье студентов осуществляется различными методами: психодиагностики, педагогического наблюдения, бесед, опросов, анкетирования, консультирования и др.

Коррекционно-развивающий этап подразумевает коррекцию воспитания, развития, социализации и учебной деятельности обучающихся, а также координацию всех профилактических воздействий. Среди форм и методов коррекционно-развивающей педагогической деятельности можно назвать такие методы как: проведение классных часов, собраний, лекций, дискуссий, викторин, конкурсов, экскурсий, походов, соревнований, акций, а также индивидуальных бесед, тренинговых занятий, занятий по специальным программам, проектная деятельность, организация волонтерского движения, развитие студенческого самоуправления, дополнительного образования и др.

Рефлексивный этап предполагает оценку эффективности воспитательно-профилактической деятельности с целью выявления затруднений и внесения корректив в работу педагогического коллектива по профилактике отклоняющегося поведения и правонарушений обучающихся. Данный этап подразумевает применение таких методов как анкетирование, тестирование, повторная диагностика, организация мониторинга по основным показателям (успеваемость, посещаемость, наличие правонарушений, динамика изменения «группы риска» и др.).

10. Условия реализации программы

Эффективная реализация организационно-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения студентов возможна при соблюдении определенных условий, к которым относятся:

  • благополучие социальной среды;

  • достаточная финансово-материальная база колледжа;

  • позиция педагогического коллектива;

  • профессиональная компетентность педагогов;

  • уровень взаимодействия образовательного учреждения с семьей и организациями округа, города.






11. Этапы и сроки реализации программы

Название мероприятий

Сроки

Курс

Ответственные

1. Организационный этап

1.1

Обновление информации о социальном составе контингента обучающихся Колледжа

Сентябрь-октябрь (ежегодно)

1-4

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители

1.2

Выявление обучающихся -первокурсников, состоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП

Постоянно

1

Классные руководители, социальный педагог

1.3

Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания. Обновление банка данных обучающихся, состоящих на внутреннем учете колледжа.

В течение года

1-4

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители

1.4

Выявление неблагополучных семей, постановка на внутренний учет колледжа.

В течение года

1-2

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители

1.5

Изучение семейных условий проживания обучающихся из неблагополучных семей, семей, попавших в социально опасное положение, детей-сирот.

Сентябрь-октябрь

1-3

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители

1.6

Выявление несовершеннолетних, не приступивших к занятиям и пропускающим учебные занятия без уважительных причин, оперативное информирование ОДН и КДН и ЗП

Первая неделя сентября; в течение всего периода реализации Программы

1-3

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители

1.7

Привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и т.д.) для проведения консультаций с обучающимися и родителями, оказания им адресной помощи

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Руководители СП по УВР, соц.педагог, педагоги-психологи

1.8

Разработка мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящейся в социально опасном положении

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Руководители СП по УВР, соц.педагог, педагоги-психологи

1.9

Организация и проведение диагностической и психокоррекционной работы с обучающимися

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Педагоги-психологи, социальный педагоги

1.10

Подписание договоров, планов совместной деятельности, организация сотрудничества с ПДН ОВД районов: Бирюлево Восточное, Нагатинский затон, Орехово-Борисово Северное, с КДН и ЗП различных районов, УФСКН и др.

Сентябрь (ежегодно)

-

Руководители СП по УВР, соц.педагог, педагоги-психологи

1.11

Обновление информационных стендов с указанием телефонов органов правопорядка, социальных служб и служб медико-психологической помощи

Сентябрь (ежегодно)

-

Руководители СП по УВР, педагоги - психологи, социальный педагог.

1.12

Организация и планирование работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Первая неделя сентября (ежегодно)

-

Руководители СП по УВР, социальный педагог.

1.13

Организация работы по изучению личностных и познавательных особенностей обучающихся и выявлению причин:

-девиантного и аддиктивного поведения;

-дезадаптации, конфликтности, агрессивности;

-слабой успеваемости, пропусков занятий.

Изучение социального окружения несовершеннолетних

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Педагоги-психологи, социальный педагоги, классные руководители

1.14

Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании.

Формирование блока дополнительного образования Колледжа

Сентябрь (ежегодно)

1-4

Классные руководители; педагоги доп. образования

1.15

Подготовка годового плана экскурсионно - выставочной деятельности для обучающихся Колледжа

Сентябрь

(ежегодно)

1-4

Руководители СП по УВР, классные руководители, социальный педагог

1.16

Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета

Декабрь, июнь

-

Руководители СП по УВР, классные руководители, социальный педагог

1.17

Формирование программы «Каникулы»

Декабрь, июнь

-

Руководители СП по УВР.

1.18

Организация внутриколледжного контроля обучающихся «группы риска» и семей, находящиеся в социально опасном положении. Контроль за ведением документации данной категории обучающихся.

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители.

1.19

Организация тематических выставок профилактической тематики в библиотеках отделений колледжа

В течение всего периода реализации Программы

-

Библиотекари

1.20

Мониторинг воспитательно-профилактической работы в группах

В течение года

1-4

Руководители СП по УВР

2. Воспитательно-профилактическая деятельность с обучающимися

2.1

Осуществление ежедневного контроля посещаемости обучающихся, выяснение причин пропуска занятий, принятие мер по устранению причин и условий их совершения

Ежедневно

1-4

Классные руководители; руководители СП по УВР

2.2

Изучение личностного роста и воспитанности обучающихся (диагностика, педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы)

Сентябрь

1-4

Классные руководители, педагоги-психологи; социальный педагог

2.3

Диагностика обучающихся (девиантного, аддиктивного поведения, тревожности, агрессивности и т.п.)

Сентябрь-октябрь (ежегодно)

1-2

Педагоги-психологи

2.4

Изучение морально-психологического климата групп, коррекционная работа по улучшению межличностных отношений, проведение консультаций для педагогов по итогам диагностики

I полугодие учебного года (ежегодно)

1-2

Педагоги-психологи

2.5

Групповая коррекционно-развивающая работа (тренинги, психологические игры, обучающие встречи, коррекционно-развивающие занятия, классные часы, по результатам групповой диагностики или запросам классных руководителей).

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Педагоги-психологи

2.6

Работа по повышению мотивации обучения, развитие заинтересованности обучающихся в получении данной профессии (беседы, психологические игры, развивающие занятия, мастер-классы педагогов дополнительного образования, выступления мастеров производственного обучения, встречи с интересными людьми-профессионалами)

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Преподаватели спец. дисциплин; руководители СП по УВР, педагоги-психологи, педагоги ДО

2.7

Анонимное анкетирование обучающихся на выявление отношения к употреблению психоактивных веществ, алкоголя. Проведение групповой и индивидуальной работы по профилактике употребления.

Октябрь-ноябрь (ежегодно)

1-2

Педагоги-психологи

2.8

Профилактическая работа в отношении табакокурения среди обучающихся Колледжа

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Руководители СП по УВР, социальный педагог, педагоги-психологи

2.9

Рассмотрение персональных дел обучающихся на заседаниях Совета по профилактике правонарушений, малых педсоветах

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители

2.10

Проведение бесед, классных часов в группах на темы :

- «Ознакомление обучающихся с Уставом Колледжа»;

- «Ознакомление обучающихся с Правилами внутреннего распорядка Колледжа»

Сентябрь

1

Классные руководители

2.11

Проведение «Недели правовых знаний»

Два раза в год

1-4

Руководители СП по УВР; преподаватели обществознания

2.12

Проведение профилактических бесед, классных часов по правовой, антинаркотической, антиалкогольной тематике и т.п.

Раз в два месяца

1-4

Классные руководители, социальный педагог

2.13

Проведение лекций профилактической тематики

Раз в квартал

1-4

Сотрудники НИИ Гигиены, МНПЦ Наркологии, ОМВД районов Нагатинский затон, Бирюлево Восточное, Орехово-Борисово Северное

2.14

Проведение тренинга по профилактике подростковой наркомании «Противостояние и сопротивление распространению наркомании», проведение тренинговых занятий по профилактике ПАВ с использованием программы «Навигатор»

В течение всего периода реализации Программы

1-2

Педагоги-психологи

2.15

Организация индивидуальных консультация для обучающихся в Центре психолого-медико - социального сопровождения «Взаимодействие»

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Руководитель психологической службы Колледжа; педагоги-психологи

2.16

Вовлечение обучающихся в социально - значимую, трудовую, творческую, спортивную, научно-техническую деятельность через организацию:

- комплекса воспитательных мероприятий и проектов различного уровня;

- конкурсной деятельности;

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители

2.17

Вовлечение обучающихся «группы риска» в волонтерскую деятельность Колледжа

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители

2.18

Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска», из неблагополучных семей и семьями, попавшими в социально опасное положение

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Педагоги-психологи; классные руководители, социальный педагог

2.19

Участие в городских мероприятиях профилактической направленности (акциях, круглых столах, семинарах, конференциях и т.п.)

В течение всего периода реализации Программы

1-4

Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители

3. Работа с педагогическими кадрами

3.1

Индивидуальное консультирование педагогов по профилактической тематике

В течение всего периода реализации Программы

-

Педагоги-психологи, социальный педагог, руководители СП по УВР

3.2

Оказание психологической помощи педагогам, профилактика профессионального выгорания

По запросам педагогов

-

Педагоги-психологи

3.3

Рассмотрение вопросов профилактической тематики на заседаниях МО классных руководителей, педагогических советах

В течение всего периода реализации Программы

-

Руководители СП по УВР, социальный педагог, педагоги - психологи

3.4

Организация проведения лекций профилактической тематики для педагогов сотрудниками НИИ Гигиены, МНПЦ Наркологии

Раз в квартал

-

Руководители СП по УВР

3.5

Участие в городских семинарах, круглых столах, конференциях профилактической направленности

В течение всего периода реализации Программы

-

Руководители СП по УВР, социальный педагог, педагоги - психологи

4. Работа с родителями

4.1

Создание системы консультативной поддержки родителей, имеющих детей «группы риска», с проблемами социальной адаптации и т.п.

В течение всего периода реализации Программы

-

Педагоги-психологи

4.2

Рассмотрение вопросов профилактической тематики на родительских собраниях, заседаниях родительского комитета Колледжа

В течение всего периода реализации Программы

-

Руководители СП по УВР, классные руководители, социальный педагог

4.3

Информирование родителей о пропусках занятий обучающимися без уважительных причин (телефонные звонки, письменные уведомления)

Ежедневно

-

Классные руководители

4.4

Информирование родителей о нарушениях обучающимися Правил внутреннего распорядка, Устава Колледжа, законодательства РФ (телефонные звонки, письменные уведомления)

По мере необходимости

-

Классные руководители, руководители СП по УВР

4.5

Участие родителей в заседаниях Совета по профилактике правонарушений, КДН и ЗП

По мере необходимости

-

Классные руководители, руководители СП по УВР

Ожидаемые результаты внедрения программы:

1. Выявление основных причин возникновения обучающихся «группы риска»;

2. Снижение конфликтности между обучающимися ;

3. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры у обучающихся;

4. Психологическая и социальная адаптация, формирование у студентов навыков самореализации и профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

5. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей воспитанию и развитию личности обучающихся «группы риска»;

6. Повышение компетентности педагогического коллектива в вопросах профилактики девиантного поведения;

7. Снижение правонарушений и проявлений девиантного поведения обучающихся.

Используемая литература:

1. Воспитание трудного ребёнка. / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2011.

2. Работа социального педагога в школе и микрорайоне (методический журнал 2014,2015 уч. год

3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2009.

4. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2011.

5. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. // Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006.

6. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных случаях: 8-11 классы. М., 2009.

  1. Архангельская А.Е., Заяц.А.И., Маркова Н.Н., Мирчук М.В. Методика работы социального педагога по профилактике дезадаптации, педагогической и социальной запущенности обучающихся. - М УМЦ ПО ДОгМ, 2013.

  2. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей - М.: Московский психолого - социальный институт, 2005

Интернет ресурсы



  1. vashpsixolog.ru/pedagogically-difficult-children/116-working-with-difficult-children/1126-rabota-s-pedagogicheski-zapushh.

  2. metod-kopilka.ru/programma_raboty_psihologa_s_detmi-47250.htm

  3. mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-programmy-formirovaniya-kultury-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni.html

  4. menobr.ru/article/5461-rabota-s-uchashchimisya-gruppy-riska

19


© 2010-2022