- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа работы с детьми группы риска
Программа работы с детьми группы риска
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Капитанова Е.Н. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа работы
с обучающимися « Группы риска»
Составитель:
социальный педагог Капитанова Е.Н.
Москва 2015 год
-
Пояснительная записка
В условиях продолжающейся нестабильности всех аспектов жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети, дети - инвалиды, дети - беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экономических условиях.
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни.
Среда - это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Многочисленные психолого-педагогические исследования подтверждают, что именно этот фактор может тормозить развитие ребѐнка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать (благоприятная, развивающая среда).
Среда - это глобальные события в мире, на планете, экономические события, стихии, события в стране, в обществе, где живѐт ребѐнок. Это события в городе, в деревне, в семье. Это религиозное влияние, влияние улицы, сверстников, школы, внешкольных учреждений, клубов и центров. Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В результате общения и участия в разных видах деятельности (сначала игровой, затем трудовой и учебной) ребѐнок становится личностью. Под влиянием окружения, семьи и сверстников происходит изменение психики, развиваются мировоззрение и общественная сущность ребѐнка. Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребѐнку возможность видеть социальное явление с разных сторон. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека.
Принято считать, что семья является постоянной жизненной средой социального формирования ребѐнка. Воспитание детей, формирование личности ребѐнка с первых лет жизни - основная обязанность родителей. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Семья - важный институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребѐнка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизни человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остаѐтся одним из важных, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания; по механизму социального научения.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Основные причины постановки студентов на учѐт до поступления в колледж - бродяжничество, распитие спиртных напитков. В колледже, студенты «группы риска» поставлены на учѐт из-за нарушения внутреннего распорядка. В основном, правила внутреннего распорядка нарушают недавно поступившие студенты, которым тяжело к ним привыкнуть.
-
Основная идея программы
Программа направлена на профилактическую работу с подростками, которых относят к «группе риска», приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, созданий условий для физического, психического и социального благополучия. На первое место при работе с такими подростками выходит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся; полноценное и гармоничное развитие личности во время обучения таких подростков в колледже.
-
Актуальность программы
Изменения социально - экономической ситуации в стране, низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям, в данной ситуации возникает нежелание подростков учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к педагогам, проявление жестокости, агрессивности, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике с данной категорией подростков предлагает комплекс методических рекомендаций, которые также направлены и на индивидуальную психолого - педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка.
Но решить данную проблему в одиночку не возможно, только тесное взаимодействие социального педагога, педагога - психолога и классных руководителей, создание единого воспитательного пространства является основой успешной работы со студентами «группы риска».
-
Цели программы
-
Адаптация обучающихся «группы риска» в колледже.
-
Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством здоровьесберигающих технологий.
-
Формирование личностных и нравственных качеств.
-
Создание благоприятных условий для развития творческой личности обучающегося.
-
Формирование правильного отношения к выбранной профессии.
-
Создание условий, способствующих профилактике отклоняющегося поведения и правонарушений в подростковой среде.
-
Задачи программы
-
Работа с целью выявления обучающихся относящихся к категории подростков «группы риска».
-
Информационно - просветительская работа с целью профилактики асоциального поведения в подростковой среде.
-
Привить уважение к членам коллектива, помочь обрести интерес и способности к творчеству, к выбранной профессии.
-
Формирование у обучающихся «группы риска» с помощью учебных дисциплин, внеклассных мероприятий, конкурсов мотивации к изучению выбранной профессии.
-
Развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
-
Привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определённую роль в коллективе.
-
Формирование у обучающихся «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
-
Создание у обучающихся ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
-
Сроки реализации программы 2016 - 2019 уч. год.
-
Нормативно-правовая база программы
-
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
-
Конституция Российской Федерации;
-
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие законом РФ от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ);
-
Уголовный кодекс РФ (введен в действие с 01.01.1997 г. законом РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ);
-
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ;
-
Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ;
-
Закон РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-
Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-
Закон РФ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
-
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 09 июня 2010 года № 690;
-
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденная Министерством образования и науки РФ от 05 сентября 2011 года;
-
Письмо Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21.09.2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»;
-
Закон города Москвы от 07.04.1999 № 16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»;
-
Приказ Департамента образования города Москвы от 27.07.2007 г. № 579 «О порядке ведения в государственных образовательных учреждений Департамента образования города Москвы учета обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях».
-
Содержание программы
Обучающиеся «группы риска» - подростки, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
Работа педагога с обучающимися «группы -риска» может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.
7.1. Выявление обучающихся « группы риска» на основании опросов классных руководителей, учителей-предметников, родителей.
7.2. Изучение обучающихся группы риска.
Предполагает исследовательскую деятельность классного руководителя и психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива. Включения самого подростка в процесс социализации. Устанавливаются характер педагогической запущенности, отношение к учебной деятельности, отставания, проявление волевых качеств. Определяются коллективные проявления, отношения к окружающим, к себе, к своей семье. Изучаются полезные интересы, способности и профессиональные намерения.
7.3. Организация помощи обучающимся группы риска.
Формы помощи:
Педагогическая помощь:
-
Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся группы риска.
-
Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».
-
Забота об укреплении положения подростков в коллективе .
-
Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.
-
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.
Психологическая помощь:
-
Изучение психологического своеобразия обучающихся группы риска, посещение уроков.
-
Выявление проблем семейного воспитания.
-
Психологическое консультирование родителей, педагогов.
-
Организация свободного времени обучающихся группы риска.
-
Изучение интересов и способностей обучающихся.
-
Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки, секции, общественно полезную деятельность.
Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
8. Основные направления деятельности .
1.Просветительское
2. Профилактическое
3. Организационная
4. Создание комфортного микроклимата в колледже.
9. Формы и методы реализации программы
Каждое из направлений воспитательно-профилактической деятельности подразумевает такие этапы реализации как: диагностический; коррекционно-развивающий; рефлексивный.
Диагностический этап - выявление проблем в развитии личности обучающихся, межличностных отношений в коллективах, семье студентов осуществляется различными методами: психодиагностики, педагогического наблюдения, бесед, опросов, анкетирования, консультирования и др.
Коррекционно-развивающий этап подразумевает коррекцию воспитания, развития, социализации и учебной деятельности обучающихся, а также координацию всех профилактических воздействий. Среди форм и методов коррекционно-развивающей педагогической деятельности можно назвать такие методы как: проведение классных часов, собраний, лекций, дискуссий, викторин, конкурсов, экскурсий, походов, соревнований, акций, а также индивидуальных бесед, тренинговых занятий, занятий по специальным программам, проектная деятельность, организация волонтерского движения, развитие студенческого самоуправления, дополнительного образования и др.
Рефлексивный этап предполагает оценку эффективности воспитательно-профилактической деятельности с целью выявления затруднений и внесения корректив в работу педагогического коллектива по профилактике отклоняющегося поведения и правонарушений обучающихся. Данный этап подразумевает применение таких методов как анкетирование, тестирование, повторная диагностика, организация мониторинга по основным показателям (успеваемость, посещаемость, наличие правонарушений, динамика изменения «группы риска» и др.).
10. Условия реализации программы
Эффективная реализация организационно-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения студентов возможна при соблюдении определенных условий, к которым относятся:
-
благополучие социальной среды;
-
достаточная финансово-материальная база колледжа;
-
позиция педагогического коллектива;
-
профессиональная компетентность педагогов;
-
уровень взаимодействия образовательного учреждения с семьей и организациями округа, города.
11. Этапы и сроки реализации программы
№
Название мероприятий
Сроки
Курс
Ответственные
1. Организационный этап
1.1
Обновление информации о социальном составе контингента обучающихся Колледжа
Сентябрь-октябрь (ежегодно)
1-4
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители
1.2
Выявление обучающихся -первокурсников, состоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП
Постоянно
1
Классные руководители, социальный педагог
1.3
Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания. Обновление банка данных обучающихся, состоящих на внутреннем учете колледжа.
В течение года
1-4
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители
1.4
Выявление неблагополучных семей, постановка на внутренний учет колледжа.
В течение года
1-2
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители
1.5
Изучение семейных условий проживания обучающихся из неблагополучных семей, семей, попавших в социально опасное положение, детей-сирот.
Сентябрь-октябрь
1-3
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители
1.6
Выявление несовершеннолетних, не приступивших к занятиям и пропускающим учебные занятия без уважительных причин, оперативное информирование ОДН и КДН и ЗП
Первая неделя сентября; в течение всего периода реализации Программы
1-3
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители
1.7
Привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и т.д.) для проведения консультаций с обучающимися и родителями, оказания им адресной помощи
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Руководители СП по УВР, соц.педагог, педагоги-психологи
1.8
Разработка мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящейся в социально опасном положении
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Руководители СП по УВР, соц.педагог, педагоги-психологи
1.9
Организация и проведение диагностической и психокоррекционной работы с обучающимися
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Педагоги-психологи, социальный педагоги
1.10
Подписание договоров, планов совместной деятельности, организация сотрудничества с ПДН ОВД районов: Бирюлево Восточное, Нагатинский затон, Орехово-Борисово Северное, с КДН и ЗП различных районов, УФСКН и др.
Сентябрь (ежегодно)
-
Руководители СП по УВР, соц.педагог, педагоги-психологи
1.11
Обновление информационных стендов с указанием телефонов органов правопорядка, социальных служб и служб медико-психологической помощи
Сентябрь (ежегодно)
-
Руководители СП по УВР, педагоги - психологи, социальный педагог.
1.12
Организация и планирование работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Первая неделя сентября (ежегодно)
-
Руководители СП по УВР, социальный педагог.
1.13
Организация работы по изучению личностных и познавательных особенностей обучающихся и выявлению причин:
-девиантного и аддиктивного поведения;
-дезадаптации, конфликтности, агрессивности;
-слабой успеваемости, пропусков занятий.
Изучение социального окружения несовершеннолетних
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Педагоги-психологи, социальный педагоги, классные руководители
1.14
Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании.
Формирование блока дополнительного образования Колледжа
Сентябрь (ежегодно)
1-4
Классные руководители; педагоги доп. образования
1.15
Подготовка годового плана экскурсионно - выставочной деятельности для обучающихся Колледжа
Сентябрь
(ежегодно)
1-4
Руководители СП по УВР, классные руководители, социальный педагог
1.16
Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета
Декабрь, июнь
-
Руководители СП по УВР, классные руководители, социальный педагог
1.17
Формирование программы «Каникулы»
Декабрь, июнь
-
Руководители СП по УВР.
1.18
Организация внутриколледжного контроля обучающихся «группы риска» и семей, находящиеся в социально опасном положении. Контроль за ведением документации данной категории обучающихся.
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители.
1.19
Организация тематических выставок профилактической тематики в библиотеках отделений колледжа
В течение всего периода реализации Программы
-
Библиотекари
1.20
Мониторинг воспитательно-профилактической работы в группах
В течение года
1-4
Руководители СП по УВР
2. Воспитательно-профилактическая деятельность с обучающимися
2.1
Осуществление ежедневного контроля посещаемости обучающихся, выяснение причин пропуска занятий, принятие мер по устранению причин и условий их совершения
Ежедневно
1-4
Классные руководители; руководители СП по УВР
2.2
Изучение личностного роста и воспитанности обучающихся (диагностика, педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы)
Сентябрь
1-4
Классные руководители, педагоги-психологи; социальный педагог
2.3
Диагностика обучающихся (девиантного, аддиктивного поведения, тревожности, агрессивности и т.п.)
Сентябрь-октябрь (ежегодно)
1-2
Педагоги-психологи
2.4
Изучение морально-психологического климата групп, коррекционная работа по улучшению межличностных отношений, проведение консультаций для педагогов по итогам диагностики
I полугодие учебного года (ежегодно)
1-2
Педагоги-психологи
2.5
Групповая коррекционно-развивающая работа (тренинги, психологические игры, обучающие встречи, коррекционно-развивающие занятия, классные часы, по результатам групповой диагностики или запросам классных руководителей).
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Педагоги-психологи
2.6
Работа по повышению мотивации обучения, развитие заинтересованности обучающихся в получении данной профессии (беседы, психологические игры, развивающие занятия, мастер-классы педагогов дополнительного образования, выступления мастеров производственного обучения, встречи с интересными людьми-профессионалами)
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Преподаватели спец. дисциплин; руководители СП по УВР, педагоги-психологи, педагоги ДО
2.7
Анонимное анкетирование обучающихся на выявление отношения к употреблению психоактивных веществ, алкоголя. Проведение групповой и индивидуальной работы по профилактике употребления.
Октябрь-ноябрь (ежегодно)
1-2
Педагоги-психологи
2.8
Профилактическая работа в отношении табакокурения среди обучающихся Колледжа
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Руководители СП по УВР, социальный педагог, педагоги-психологи
2.9
Рассмотрение персональных дел обучающихся на заседаниях Совета по профилактике правонарушений, малых педсоветах
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители
2.10
Проведение бесед, классных часов в группах на темы :
- «Ознакомление обучающихся с Уставом Колледжа»;
- «Ознакомление обучающихся с Правилами внутреннего распорядка Колледжа»
Сентябрь
1
Классные руководители
2.11
Проведение «Недели правовых знаний»
Два раза в год
1-4
Руководители СП по УВР; преподаватели обществознания
2.12
Проведение профилактических бесед, классных часов по правовой, антинаркотической, антиалкогольной тематике и т.п.
Раз в два месяца
1-4
Классные руководители, социальный педагог
2.13
Проведение лекций профилактической тематики
Раз в квартал
1-4
Сотрудники НИИ Гигиены, МНПЦ Наркологии, ОМВД районов Нагатинский затон, Бирюлево Восточное, Орехово-Борисово Северное
2.14
Проведение тренинга по профилактике подростковой наркомании «Противостояние и сопротивление распространению наркомании», проведение тренинговых занятий по профилактике ПАВ с использованием программы «Навигатор»
В течение всего периода реализации Программы
1-2
Педагоги-психологи
2.15
Организация индивидуальных консультация для обучающихся в Центре психолого-медико - социального сопровождения «Взаимодействие»
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Руководитель психологической службы Колледжа; педагоги-психологи
2.16
Вовлечение обучающихся в социально - значимую, трудовую, творческую, спортивную, научно-техническую деятельность через организацию:
- комплекса воспитательных мероприятий и проектов различного уровня;
- конкурсной деятельности;
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители
2.17
Вовлечение обучающихся «группы риска» в волонтерскую деятельность Колледжа
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители
2.18
Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска», из неблагополучных семей и семьями, попавшими в социально опасное положение
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Педагоги-психологи; классные руководители, социальный педагог
2.19
Участие в городских мероприятиях профилактической направленности (акциях, круглых столах, семинарах, конференциях и т.п.)
В течение всего периода реализации Программы
1-4
Руководители СП по УВР, социальный педагог, классные руководители
3. Работа с педагогическими кадрами
3.1
Индивидуальное консультирование педагогов по профилактической тематике
В течение всего периода реализации Программы
-
Педагоги-психологи, социальный педагог, руководители СП по УВР
3.2
Оказание психологической помощи педагогам, профилактика профессионального выгорания
По запросам педагогов
-
Педагоги-психологи
3.3
Рассмотрение вопросов профилактической тематики на заседаниях МО классных руководителей, педагогических советах
В течение всего периода реализации Программы
-
Руководители СП по УВР, социальный педагог, педагоги - психологи
3.4
Организация проведения лекций профилактической тематики для педагогов сотрудниками НИИ Гигиены, МНПЦ Наркологии
Раз в квартал
-
Руководители СП по УВР
3.5
Участие в городских семинарах, круглых столах, конференциях профилактической направленности
В течение всего периода реализации Программы
-
Руководители СП по УВР, социальный педагог, педагоги - психологи
4. Работа с родителями
4.1
Создание системы консультативной поддержки родителей, имеющих детей «группы риска», с проблемами социальной адаптации и т.п.
В течение всего периода реализации Программы
-
Педагоги-психологи
4.2
Рассмотрение вопросов профилактической тематики на родительских собраниях, заседаниях родительского комитета Колледжа
В течение всего периода реализации Программы
-
Руководители СП по УВР, классные руководители, социальный педагог
4.3
Информирование родителей о пропусках занятий обучающимися без уважительных причин (телефонные звонки, письменные уведомления)
Ежедневно
-
Классные руководители
4.4
Информирование родителей о нарушениях обучающимися Правил внутреннего распорядка, Устава Колледжа, законодательства РФ (телефонные звонки, письменные уведомления)
По мере необходимости
-
Классные руководители, руководители СП по УВР
4.5
Участие родителей в заседаниях Совета по профилактике правонарушений, КДН и ЗП
По мере необходимости
-
Классные руководители, руководители СП по УВР
Ожидаемые результаты внедрения программы:
1. Выявление основных причин возникновения обучающихся «группы риска»;
2. Снижение конфликтности между обучающимися ;
3. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры у обучающихся;
4. Психологическая и социальная адаптация, формирование у студентов навыков самореализации и профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
5. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей воспитанию и развитию личности обучающихся «группы риска»;
6. Повышение компетентности педагогического коллектива в вопросах профилактики девиантного поведения;
7. Снижение правонарушений и проявлений девиантного поведения обучающихся.
Используемая литература:
1. Воспитание трудного ребёнка. / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2011.
2. Работа социального педагога в школе и микрорайоне (методический журнал 2014,2015 уч. год
3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2009.
4. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2011.
5. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. // Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006.
6. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных случаях: 8-11 классы. М., 2009.
-
Архангельская А.Е., Заяц.А.И., Маркова Н.Н., Мирчук М.В. Методика работы социального педагога по профилактике дезадаптации, педагогической и социальной запущенности обучающихся. - М УМЦ ПО ДОгМ, 2013.
-
Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей - М.: Московский психолого - социальный институт, 2005
Интернет ресурсы
-
vashpsixolog.ru/pedagogically-difficult-children/116-working-with-difficult-children/1126-rabota-s-pedagogicheski-zapushh.
-
metod-kopilka.ru/programma_raboty_psihologa_s_detmi-47250.htm
-
mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-programmy-formirovaniya-kultury-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni.html
-
menobr.ru/article/5461-rabota-s-uchashchimisya-gruppy-riska
19