Программа сотрудничества с родителями в условиях школы-интернат по ФГОС

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа сотрудничества с семьёй обучающихся.


  1. Пояснительная записка


Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

Партнерство семьи и школы является важнейшим условием эффективного решения воспитательно - образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия школы - интерната с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию школьника.

Цель программы сотрудничества с семьёй обучающихся: формирование системы сотрудничества отношений школы и семьи, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного подходов.

Основные задачи программы:

1. Выявить уровень педагогической культуры и потребности родителей (законных представителей), оказывать социально-правовую и психолого-педагогическую помощь родителям.

2. Повысить родительскую психолого-педагогическую культуру, сформировать активную педагогическую позицию родителей, повысить воспитательный потенциал семьи.

3. Разработать рекомендации по внедрению активных адресных форм взаимодействия с семьёй.

4.Обобщить и пропагандировать лучший опыт семейного воспитания.

Участниками программы являются родители, лица, их заменяющие, администрация школы, педагоги: социальный педагог, педагог-психолог, учащиеся школы, классные руководители, представители правоохранительных органов, медицинский работник.

Ожидаемые результаты:

1.Сформированность психолого-педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала.

2. Положительная динамика активности родителей и их вовлеченность в учебно-воспитательный процесс школы.

3.Приобщение родителей к реальной практической жизнедеятельности детей в школе. Родители и учащиеся в этот момент не видят границ между семьёй и школой, а видят единство мира. Проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения в школе, родители переносят их в семейную жизнь.

Программа сотрудничества с семьей обучающегося отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа включает в себя консультации, семинары, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные на:

- психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;

- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

- обеспечение участия семьи в учебно - воспитательном процессе;

- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;

- организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о его успехах и проблемах в школе;

- организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.

В соответствии с программой духовно-нравственного развития, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной и внеурочной работы основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Ожидаемым результатом работы данной программы :

  • сформировать у родителей систему ценностных отношений;

  • ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

  • организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся по нравственно-правовому воспитанию;

  • создать условия для взаимодействия с общественными организациями;

  • вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.


  1. Формы и принципы взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

В практике школы - интернат используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей и членов их семей к воспитанию школьников.

Взаимодействия образовательного учреждения и семьи осуществляется исходя их следующих принципов:

  • Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие;

  • Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;

  • Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;

  • Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

Существуют различные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи:

1. Университет педагогических компетенций - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможно проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения.

2. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.

3. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

4. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

5. Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации учения;

- моральные ценности семьи.

6. Родительские чтения - форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

7. Тренинг - активная форма работы с родителями (законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

8. Дискуссии - форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы.

9. Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

10. Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

11. Родительское собрание

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.


  1. Направление организации совместной работы.


Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Направления взаимодействия

Виды деятельности

Содержание деятельности















Психолого-педагогическое просвещение родителей.




изучение семей обучающихся

- сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

- диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

- индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

повышение педагогической и психологической грамотности

- информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;

- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- изучение закономерностей развития ребенка;

- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

- встречи, консультации специалистов (юрист, психолог, мед. работники);

- работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов;

- рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС и учебно-методических комплектов.

изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.

- изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

-изучение Семейного кодекса РФ;

- изучение Федерального закона №273 - ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- Устав образовательного учреждения;

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".













Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

пропаганда здорового образа жизни

- организация спортивно -оздоровительной работы в семье:

- родительские практикумы по закаливанию;

- практикумы по организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

- совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;

профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей

- развитие навыков противостояния;

- изучение интернет-ресурсов, статистических данных по краю, РФ.

формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.

- практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

- День здоровья


изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

- беседы, анкетирование;

- общешкольные и классные родительские собрания.



















Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом.


















участие в работе советов различного уровня;

- участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах);

- организация деятельности Родительского комитета;

- участие родительского комитета в разработке Устава школы.

материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;

- организация благоустройства и озеленения школьного двора;

- ремонт и оформление классных кабинетов;

участие в профориентационной работе

- проведение мастер-классов по профессиональной направленности;

- участие в проведении тематических классных часов;

- организация экскурсий на место работы родителей.

организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся

- подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

- организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;

- совместные выходы обучающихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.

проведение открытых мероприятий для родителей

- проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей

- семинары по вопросам здоровьесбережения, духовно-нравственного развития и правовой пропедевтики.

участие в проектной деятельности.

- изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности;

- определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.




План реализации программы:

Действия

Ответственные

Ожидаемый результат

Психолого-педагогическое просвещение родителей.


1.

Изучение семей будущих первоклассников и вновь прибывших, знакомство их с системой обучения в школе.

Зам. директора по УР, учитель 1 класса, кл.руководители

- познакомиться с семьями учеников, их стилем жизни, укладом, традициями, духовными ценностями, воспитательными возможностями, взаимоотношениями учеников с родителями;

- выявить уровень педагогической культуры родителей и потенциальные направления и формы взаимодействия семьи и школы;

- составить социальный паспорт школы;

- проанализировать, спланировать и скорректировать работу школы с семьей;

- создать единое образовательное пространство;

- формировать у родителей правильные представления о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

- формировать субъектную позицию родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

- развивать психолого-педагогическую культуру родителей;

- развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.


2.

Составление социального паспорта школы

Социальный педагог

3.

Посещение семей

Классные руководители,

Социальный педагог

4.

Заполнение диагностических карт, социальных карт.

Классные руководители, педагог-психолог



1.

День открытых дверей для родителей

Администрация,

классные руководители, учителя-предметники

2.

Спортивные соревнования, игры, эстафеты в рамках Дня здоровья

3.

Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей.

4.

Совместные КТД, праздники, конкурсы, викторины, встречи с ветеранами войны и труда

5.

Оформление классных летописей и фотоальбомов с участием родителей

6.

Привлечение родителей-специалистов для проведения лекций для учащихся

7.

Привлечение родителей-выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций

8.

Собрание родителей будущих первоклассников

Учитель 1 класса

учителя-предметники

Зам. директора по ВР и УР

Классные руководители

9.

Открытые уроки для родителей

10.

Тематические собрания для родителей с привлечением специалистов

11.

Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников

12.

Экскурсионная деятельность с привлечением родителей

13.

Индивидуальная работа с родителями

14.

Общешкольные и классные родительские собрания

15.

Родительский всеобуч


16.

Работа информационного стенда «Информация для родителей»

Социальный педагог

Педагог-психолог

17

Ознакомление родителей с Законом РФ «Об образовании с Российской федерации», Уставом школы и пр. нормативно-правовыми документами.

Социальный педагог

Зам.директора по ВР

Инспектор ПДН

Участие родителей в учебно-образовательном процессе


.

Работа классных руководителей:

  • Регулярное посещение проблемных семей

  • Индивидуальные беседы с родителями

  • Совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников

  • Проведение малых педсоветов

  • Составление индивидуальных программ воспитания

  • Ведение ежедневного пропуска занятий учащихся, способных пропускать уроки без уважительной причины

  • Совместная профилактическая работа с инспекторами ПДН

  • Проведение рейдов по выявлению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних школы

  • выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, допускающих жестокость, садистские проявления в отношении несовершеннолетних.

Руководство школы, классные руководители, правоохранительные органы, органы профилактики.

- выявить и организовать профилактическую работы с семьями группы социального риска;

- спланировать работу с многодетными, малообеспеченными семьями;

-организовать профилактику асоциального поведения отдельных семей с привлечением работников правопорядка, медицинских учреждений, отдела образования;

- оказать необходимую социально-правовую и социально-педагогическую помощь семьям.


2.

  1. Психодиагностика уровня развития детей, консультации для родителей, тренинговые занятия.

Педагог - психолог

3.

Работа руководства школы:

  • Индивидуальные беседы и консультации

  • Контроль за работой классных руководителей

  • Тематические совещания при директоре

  • Индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учащихся

  • Изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях

  • Уточнение списков проблемных семей каждую четверть

  • -Организация внеурочной деятельности

Руководство школы

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом

1

Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей

Руководство школы, классные руководители, библиотекарь

- формировать понимание педагогов о значимости сотрудничества школы с семьей, их особой роли в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;

- формировать у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

- создать условия для освоения педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей;

- обобщить и распространение лучшего опыта работы с семьей.


2.

Уточнение функциональных обязанностей классного руководителя по работе с семьей

3.

Создание информационного центра в библиотеке «Основы воспитания в семье»


4.

Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей

5.

Обобщение опыта работы педагогов с семьей


VI. Предполагаемые результаты.

  • Укрепление взаимоотношений школы и семьи, способствующих самоопределению и самореализации школьников.

  • Сформированная система ценностных отношений между школой и семьей.

  • Овладение родителями новыми психолого-педагогическими знаниями.

  • Единение и сплочение семьи.

  • Установление взаимопонимания родителей и детей.

  • Создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка.

  • Профилактика формирования вредных привычек и правонарушений.

  • Улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями.

  • Формирование системы творческого взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся, социальных партнеров.

Список литературы:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.

3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.

4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. - 255 с.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. - Избр. тр. в 2 т. - М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. - 566 с.

6. Ажнина О.В. Формирование позитивных детско-родительских отношений: выступление на педсовете / О.В. Ажнина // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - № 5. С. 47-52

7. Белякова Л.Ю. Восстановление воспитательных функций семьи и школы / Л.Ю. Белякова // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2006. - № 6. С. 18-24.





































© 2010-2022