- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа сотрудничества с родителями в условиях школы-интернат по ФГОС
Программа сотрудничества с родителями в условиях школы-интернат по ФГОС
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Украинская О.Г. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа сотрудничества с семьёй обучающихся.
-
Пояснительная записка
Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.
Партнерство семьи и школы является важнейшим условием эффективного решения воспитательно - образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия школы - интерната с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию школьника.
Цель программы сотрудничества с семьёй обучающихся: формирование системы сотрудничества отношений школы и семьи, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного подходов.
Основные задачи программы:
1. Выявить уровень педагогической культуры и потребности родителей (законных представителей), оказывать социально-правовую и психолого-педагогическую помощь родителям.
2. Повысить родительскую психолого-педагогическую культуру, сформировать активную педагогическую позицию родителей, повысить воспитательный потенциал семьи.
3. Разработать рекомендации по внедрению активных адресных форм взаимодействия с семьёй.
4.Обобщить и пропагандировать лучший опыт семейного воспитания.
Участниками программы являются родители, лица, их заменяющие, администрация школы, педагоги: социальный педагог, педагог-психолог, учащиеся школы, классные руководители, представители правоохранительных органов, медицинский работник.
Ожидаемые результаты:
1.Сформированность психолого-педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала.
2. Положительная динамика активности родителей и их вовлеченность в учебно-воспитательный процесс школы.
3.Приобщение родителей к реальной практической жизнедеятельности детей в школе. Родители и учащиеся в этот момент не видят границ между семьёй и школой, а видят единство мира. Проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения в школе, родители переносят их в семейную жизнь.
Программа сотрудничества с семьей обучающегося отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа включает в себя консультации, семинары, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные на:
- психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение участия семьи в учебно - воспитательном процессе;
- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;
- организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о его успехах и проблемах в школе;
- организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.
В соответствии с программой духовно-нравственного развития, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной и внеурочной работы основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Ожидаемым результатом работы данной программы :
-
сформировать у родителей систему ценностных отношений;
-
ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
-
организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся по нравственно-правовому воспитанию;
-
создать условия для взаимодействия с общественными организациями;
-
вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
-
Формы и принципы взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
В практике школы - интернат используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей и членов их семей к воспитанию школьников.
Взаимодействия образовательного учреждения и семьи осуществляется исходя их следующих принципов:
-
Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие;
-
Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;
-
Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;
-
Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.
Существуют различные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи:
1. Университет педагогических компетенций - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможно проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения.
2. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.
3. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
4. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
5. Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивации учения;
- моральные ценности семьи.
6. Родительские чтения - форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.
7. Тренинг - активная форма работы с родителями (законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
8. Дискуссии - форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы.
9. Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
10. Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
11. Родительское собрание
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
-
Направление организации совместной работы.
Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Направления взаимодействия
Виды деятельности
Содержание деятельности
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
изучение семей обучающихся
- сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
- диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
- индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
повышение педагогической и психологической грамотности
- информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;
- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- изучение закономерностей развития ребенка;
- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
- встречи, консультации специалистов (юрист, психолог, мед. работники);
- работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов;
- рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС и учебно-методических комплектов.
изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.
- изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
-изучение Семейного кодекса РФ;
- изучение Федерального закона №273 - ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав образовательного учреждения;
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
пропаганда здорового образа жизни
- организация спортивно -оздоровительной работы в семье:
- родительские практикумы по закаливанию;
- практикумы по организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
- совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;
профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей
- развитие навыков противостояния;
- изучение интернет-ресурсов, статистических данных по краю, РФ.
формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.
- практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
- День здоровья
изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
- беседы, анкетирование;
- общешкольные и классные родительские собрания.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом.
участие в работе советов различного уровня;
- участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах);
- организация деятельности Родительского комитета;
- участие родительского комитета в разработке Устава школы.
материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;
- организация благоустройства и озеленения школьного двора;
- ремонт и оформление классных кабинетов;
участие в профориентационной работе
- проведение мастер-классов по профессиональной направленности;
- участие в проведении тематических классных часов;
- организация экскурсий на место работы родителей.
организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся
- подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;
- организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;
- совместные выходы обучающихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.
проведение открытых мероприятий для родителей
- проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей
- семинары по вопросам здоровьесбережения, духовно-нравственного развития и правовой пропедевтики.
участие в проектной деятельности.
- изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности;
- определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.
План реализации программы:
№
Действия
Ответственные
Ожидаемый результат
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
1.
Изучение семей будущих первоклассников и вновь прибывших, знакомство их с системой обучения в школе.
Зам. директора по УР, учитель 1 класса, кл.руководители
- познакомиться с семьями учеников, их стилем жизни, укладом, традициями, духовными ценностями, воспитательными возможностями, взаимоотношениями учеников с родителями;
- выявить уровень педагогической культуры родителей и потенциальные направления и формы взаимодействия семьи и школы;
- составить социальный паспорт школы;
- проанализировать, спланировать и скорректировать работу школы с семьей;
- создать единое образовательное пространство;
- формировать у родителей правильные представления о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
- формировать субъектную позицию родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
- развивать психолого-педагогическую культуру родителей;
- развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.
2.
Составление социального паспорта школы
Социальный педагог
3.
Посещение семей
Классные руководители,
Социальный педагог
4.
Заполнение диагностических карт, социальных карт.
Классные руководители, педагог-психолог
1.
День открытых дверей для родителей
Администрация,
классные руководители, учителя-предметники
2.
Спортивные соревнования, игры, эстафеты в рамках Дня здоровья
3.
Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей.
4.
Совместные КТД, праздники, конкурсы, викторины, встречи с ветеранами войны и труда
5.
Оформление классных летописей и фотоальбомов с участием родителей
6.
Привлечение родителей-специалистов для проведения лекций для учащихся
7.
Привлечение родителей-выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций
8.
Собрание родителей будущих первоклассников
Учитель 1 класса
учителя-предметники
Зам. директора по ВР и УР
Классные руководители
9.
Открытые уроки для родителей
10.
Тематические собрания для родителей с привлечением специалистов
11.
Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников
12.
Экскурсионная деятельность с привлечением родителей
13.
Индивидуальная работа с родителями
14.
Общешкольные и классные родительские собрания
15.
Родительский всеобуч
16.
Работа информационного стенда «Информация для родителей»
Социальный педагог
Педагог-психолог
17
Ознакомление родителей с Законом РФ «Об образовании с Российской федерации», Уставом школы и пр. нормативно-правовыми документами.
Социальный педагог
Зам.директора по ВР
Инспектор ПДН
Участие родителей в учебно-образовательном процессе
.
Работа классных руководителей:
-
Регулярное посещение проблемных семей
-
Индивидуальные беседы с родителями
-
Совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников
-
Проведение малых педсоветов
-
Составление индивидуальных программ воспитания
-
Ведение ежедневного пропуска занятий учащихся, способных пропускать уроки без уважительной причины
-
Совместная профилактическая работа с инспекторами ПДН
-
Проведение рейдов по выявлению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних школы
-
выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, допускающих жестокость, садистские проявления в отношении несовершеннолетних.
Руководство школы, классные руководители, правоохранительные органы, органы профилактики.
- выявить и организовать профилактическую работы с семьями группы социального риска;
- спланировать работу с многодетными, малообеспеченными семьями;
-организовать профилактику асоциального поведения отдельных семей с привлечением работников правопорядка, медицинских учреждений, отдела образования;
- оказать необходимую социально-правовую и социально-педагогическую помощь семьям.
2.
-
Психодиагностика уровня развития детей, консультации для родителей, тренинговые занятия.
Педагог - психолог
3.
Работа руководства школы:
-
Индивидуальные беседы и консультации
-
Контроль за работой классных руководителей
-
Тематические совещания при директоре
-
Индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учащихся
-
Изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях
-
Уточнение списков проблемных семей каждую четверть
-
-Организация внеурочной деятельности
Руководство школы
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом
1
Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей
Руководство школы, классные руководители, библиотекарь
- формировать понимание педагогов о значимости сотрудничества школы с семьей, их особой роли в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
- формировать у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
- создать условия для освоения педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей;
- обобщить и распространение лучшего опыта работы с семьей.
2.
Уточнение функциональных обязанностей классного руководителя по работе с семьей
3.
Создание информационного центра в библиотеке «Основы воспитания в семье»
4.
Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей
5.
Обобщение опыта работы педагогов с семьей
VI. Предполагаемые результаты.
-
Укрепление взаимоотношений школы и семьи, способствующих самоопределению и самореализации школьников.
-
Сформированная система ценностных отношений между школой и семьей.
-
Овладение родителями новыми психолого-педагогическими знаниями.
-
Единение и сплочение семьи.
-
Установление взаимопонимания родителей и детей.
-
Создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка.
-
Профилактика формирования вредных привычек и правонарушений.
-
Улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями.
-
Формирование системы творческого взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся, социальных партнеров.
Список литературы:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. - 255 с.
5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. - Избр. тр. в 2 т. - М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. - 566 с.
6. Ажнина О.В. Формирование позитивных детско-родительских отношений: выступление на педсовете / О.В. Ажнина // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - № 5. С. 47-52
7. Белякова Л.Ю. Восстановление воспитательных функций семьи и школы / Л.Ю. Белякова // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2006. - № 6. С. 18-24.