Программа Ангел в ладошке

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа Ангел в ладошке

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

394087, г.Воронеж, ул. Ломоносова, 96.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ПОПАВШЕГО В СОЦИАЛЬНО - ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


«Ангел в ладошке».







8(920) 456 - 34 - 72


Выполнила: социальный педагог

МБОУ СОШ № 20 г Воронежа

Кичигина Н.О.




ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ПОПАВЩЕГО В СОЦИАЛЬНО - ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


«Ангел в ладошке».

Пояснительная записка.

В настоящее время меняется вся система образования и воспитания, происходит интенсификация труда школьника, увеличение школьных нагрузок ведет к предъявлению повышенных требований, к адаптационным механизмам ребенка. Прибавить сюда дополнительные занятия вне школы, обязанности по дому - все это может привести к усталости, стрессу, снижению мотивации. Также нельзя не учитывать возрастные особенности детей. Каждый возрастной период сложен по-своему.

Подростковый возраст является одним из сложнейших этапов в развитии человека, в ходе которого может происходить изменения, как в лучшую, так и худшую сторону. Многие качества, подростков не позволяет находить эффективные способы решения жизненных проблем. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации. Период взросления и группирования со сверстниками часто ведет к тому, что ребенок обнажает и заостряет свои слабые стороны, делает их особенно уязвимыми и податливыми неблагоприятным влияниям среды. Физиологические особенности подросткового периода являются предпосылкой для разнообразных психических и психосоциальных перестроек. Кроме того, бурные гормональные изменения этого периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков.

На первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения; нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Происходит самоопределение подростка: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

В настоящее время понятие «дети, оказавшиеся в социально - опасном положении» потребляется довольно часто в педагогике и психологии. Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Семейное неблагополучие - главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

Вместе с тем в работе с ребёнком группы социального риска для социального педагога актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.

Для решения проблемы конкретного ребенка и перевода его из «группы риска» в группу «норма», необходима организация индивидуального сопровождения семей и детей, оказавшихся в социально - опасном положении».

Цель работы социального педагога - помочь подростку, подготовить его к будущей жизни, заботиться о развитии каждого ребенка, находящегося в социально - опасном положении, в трудной жизненной ситуации, в решении возникающих жизненно - важных, социальных проблем,в организации разнообразных видов деятельности , способствующих развитию их личностных качеств и творческих способностей.

Совместно с коллективом классных руководителей, с учетом контингента учащихся, стоящих на всех видах учета, детей из неблагополучных семей, с опорой на законодательные документы, методическую литературу, материалы практических семинаров, проходящих на районном и городском уровне, я разработала программу индивидуального, личностно-ориентированного подхода в развитии личности школьника, попавшего в социально - опасное положение, под названием «Ангел в ладошке».

Концепция программы:

-Многогранность воспитания.

-Совмещение индивидуального подхода в развитии ребенка со всеми предметами школьного курса.

-Использование консультаций для эффективного метода решения проблем.

-Поступательность индивидуального подхода к учащимся.

-Участие родителей в разностороннем воспитании детей.

Цели программы:

1.Создание оптимальных психолого-педагогических условий для разностороннего развития личности школьника, находящегося в жизненно - опасном положении.

2.Улучшение качества подготовки учащихся и воспитанников, повышение интереса к учению с учетом потребностей и возможностей развития личности, конкретных возможностей образовательного учреждения.

3.Воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Задачи:

1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

2. Сформировать у подростков умения устанавливать личностные контакты со сверстниками и взрослыми;

3. Снизить уровень агрессивности, тревожности;

4. Формирование позитивной « Я-концепции » подростка.

Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней социального педагога, педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется по трем направлениям:

1 направление (социальный педагог - родители).

Содержание работы социального педагога в этом направление заключается в оказание родителям помощи, ориентированной на индивидуальную работу с подростком. Разъяснение возрастных особенностей, поведения детей 12-18 лет. Повышение уровня педагогической компетенции в проблемах и стиле семейного воспитания. Формирование благоприятного семейного микроклимата с целью коррекции поведения подростка, решения конфликтов. Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками. Формирование адекватной самооценки стиля воспитания и повышение ответственности за жизнь и здоровье своих детей.

2 направление (социальный педагог - педагоги).

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. В работе используются следующие формы работы: индивидуальные консультации, семинары - практикумы, тренинги, анкетирование.

3 направление (социальный педагог - дети).

Содержание работы в данном направлении заключается в реализации работы в форме специально организованных творческих проектов, занятий, игр, индивидуальных консультаций и бесед, диагностиках исследований и имеет такие направления:

  • Знание - сила.

  • Коллектив - начало всего.

  • Семья и школа.

  • В здоровом теле - здоровый дух.

  • Я в мире профессий.



  1. «Знание - сила».

Организация и проведение работы по выявлению и развитию познавательных интересов. Определение индивидуальных качеств и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба - наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, полугодие, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни. Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх «Русский медвежонок - языкознание для всех», «Кенгуру», «Золотое руно», «Бульдог». Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями - предметниками.



  • Ожидаемый результат:

Рост качества знаний. Повышение познавательного интереса

Участие в олимпиадах, конкурсах Повышение уровня воспитанности



  1. «Коллектив - начало всего».

Формирование личностных качеств школьника в классном коллективе. Участие в классном самоуправлении. Культура поведения, её составляющие. Отношение к окружающим. Правила поведения в школе, дома, в общественных местах, на улице, в магазине. Нравственная культура. Школа общения. Прекрасное в моей жизни. Организация и проведение работы по развитию творческих способностей. Развитие способностей через кружковую деятельность. Что значит быть культурным человеком? Участие в конкурсах рисунков, конкурсах художественной самодеятельности и пр. Социометрия.

Ожидаемый результат:

Повышение культуры поведения.

Повышение активности учащихся в жизнедеятельности класса и школы.

Повышение уровня воспитанности школьников



  1. «Семья и школа».

Организация совместного досуга детей и родителей. Декада пожилого человека. День матери. День семьи. Концерты для родителей. Тематические классные часы. Я и моя родословная. История моего имени. Мой дом. Как поздравить родителей?

Ожидаемый результат:

Сформированное чувство чести рода, семьи.

Осознание учащейся ответственности перед своей семьёй.

Повышение уровня воспитанности.



  1. «В здоровом теле - здоровый дух».

Здоровье как важнейшая личная и общественная ценность. Знание механизмов и способов поддержания здоровья. Отсутствие вредных привычек. Знание и владение приёмами и способами оздоровления своего организма. Роль гигиены. Чистота - залог здоровья. Организация комфортной среды проживания в классе. Проведение Дней здоровья. Режим дня. Культура питания. Оздоровление через посещение спортивных кружков, секций. Участие в школьной спартакиаде. Тематические классные часы.

Ожидаемый результат:

Улучшение качественных показателей здоровья учащихся.

Система работы по формированию ЗОЖ.

Увеличение процента школьников, посещающих спортивные секции

5.«Я в мире профессий».

Задачи: знакомство с основами современной экономики и оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии.

Предпрофильная подготовка направлена на повышение осознанности выбора профиля дальнейшего обучения в старшей школе.

Так же в структуру данного направления включены пункты, отражающие: актуальные проблемы учащегося, ресурсные возможности, цель, формы и методы, применяемые при реализации программы, сроки, промежуточные итоги реализации программы, ожидаемый результат, эффективность проведенной работы, рекомендации по организации дальнейшей работы с учащимся, педагогами и родителями, прогноз.

Предполагаемый результат.

Высокий уровень самосознания подростков «группы риска», самодисциплины, понимание ценностей человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию; умение пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, видит прекрасное в окружающей жизни; сформировано представление о том, что настоящие члены семьи умеют держать данное слово, и заботятся о своей семье; осознание того, что семья - это главная ячейка общества и её благополучие всецело зависит от состояния здоровье членов семьи, перевод подростка из «группы риска» в «группу норма»



Литература:

  1. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. - 2003 - № 9 -Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н.Майорова. - М.: Интеллект-Центр, 2001.

  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2003.

  3. Андриенко Е.В. Социальная психология - Академия, 2008.

  4. Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого - педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.

  5. Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога - ГИЦ Владос, 2007.

  6. Овчарова В.ВСправочник социального педагога - Москва: ТЦ Сфера, 2007.

  7. Панфилова А.Я., Иванова Г.Г.,Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения - Аркти, 2006.

  8. Семенов С.Г. Методика работы социального педагога - Москва: Школьная пресса, 2006.

  9. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога - Академия знаний , 2009.

  10. «Прививка от стресса. Методические рекомендации по профилактике негативных последствий воздействия стресса на детей./ В.А. Родионов, М.А, Ступницкая, К.Р.Ступницкая; худож. А.А. Селиванов.-Ярославль: Академия развития,2006.-272с.:ил.-(Практическая психология).

  11. Материалы интернета.


© 2010-2022