- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа Ангел в ладошке
Программа Ангел в ладошке
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кичигина Н.О. |
Дата | 07.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
394087, г.Воронеж, ул. Ломоносова, 96.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ПОПАВШЕГО В СОЦИАЛЬНО - ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
«Ангел в ладошке».
8(920) 456 - 34 - 72
Выполнила: социальный педагог
МБОУ СОШ № 20 г Воронежа
Кичигина Н.О.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ПОПАВЩЕГО В СОЦИАЛЬНО - ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
«Ангел в ладошке».
Пояснительная записка.
В настоящее время меняется вся система образования и воспитания, происходит интенсификация труда школьника, увеличение школьных нагрузок ведет к предъявлению повышенных требований, к адаптационным механизмам ребенка. Прибавить сюда дополнительные занятия вне школы, обязанности по дому - все это может привести к усталости, стрессу, снижению мотивации. Также нельзя не учитывать возрастные особенности детей. Каждый возрастной период сложен по-своему.
Подростковый возраст является одним из сложнейших этапов в развитии человека, в ходе которого может происходить изменения, как в лучшую, так и худшую сторону. Многие качества, подростков не позволяет находить эффективные способы решения жизненных проблем. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации. Период взросления и группирования со сверстниками часто ведет к тому, что ребенок обнажает и заостряет свои слабые стороны, делает их особенно уязвимыми и податливыми неблагоприятным влияниям среды. Физиологические особенности подросткового периода являются предпосылкой для разнообразных психических и психосоциальных перестроек. Кроме того, бурные гормональные изменения этого периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков.
На первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения; нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Происходит самоопределение подростка: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
В настоящее время понятие «дети, оказавшиеся в социально - опасном положении» потребляется довольно часто в педагогике и психологии. Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Семейное неблагополучие - главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
Вместе с тем в работе с ребёнком группы социального риска для социального педагога актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.
Для решения проблемы конкретного ребенка и перевода его из «группы риска» в группу «норма», необходима организация индивидуального сопровождения семей и детей, оказавшихся в социально - опасном положении».
Цель работы социального педагога - помочь подростку, подготовить его к будущей жизни, заботиться о развитии каждого ребенка, находящегося в социально - опасном положении, в трудной жизненной ситуации, в решении возникающих жизненно - важных, социальных проблем,в организации разнообразных видов деятельности , способствующих развитию их личностных качеств и творческих способностей.
Совместно с коллективом классных руководителей, с учетом контингента учащихся, стоящих на всех видах учета, детей из неблагополучных семей, с опорой на законодательные документы, методическую литературу, материалы практических семинаров, проходящих на районном и городском уровне, я разработала программу индивидуального, личностно-ориентированного подхода в развитии личности школьника, попавшего в социально - опасное положение, под названием «Ангел в ладошке».
Концепция программы:
-Многогранность воспитания.
-Совмещение индивидуального подхода в развитии ребенка со всеми предметами школьного курса.
-Использование консультаций для эффективного метода решения проблем.
-Поступательность индивидуального подхода к учащимся.
-Участие родителей в разностороннем воспитании детей.
Цели программы:
1.Создание оптимальных психолого-педагогических условий для разностороннего развития личности школьника, находящегося в жизненно - опасном положении.
2.Улучшение качества подготовки учащихся и воспитанников, повышение интереса к учению с учетом потребностей и возможностей развития личности, конкретных возможностей образовательного учреждения.
3.Воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Задачи:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
2. Сформировать у подростков умения устанавливать личностные контакты со сверстниками и взрослыми;
3. Снизить уровень агрессивности, тревожности;
4. Формирование позитивной « Я-концепции » подростка.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней социального педагога, педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется по трем направлениям:
1 направление (социальный педагог - родители).
Содержание работы социального педагога в этом направление заключается в оказание родителям помощи, ориентированной на индивидуальную работу с подростком. Разъяснение возрастных особенностей, поведения детей 12-18 лет. Повышение уровня педагогической компетенции в проблемах и стиле семейного воспитания. Формирование благоприятного семейного микроклимата с целью коррекции поведения подростка, решения конфликтов. Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками. Формирование адекватной самооценки стиля воспитания и повышение ответственности за жизнь и здоровье своих детей.
2 направление (социальный педагог - педагоги).
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. В работе используются следующие формы работы: индивидуальные консультации, семинары - практикумы, тренинги, анкетирование.
3 направление (социальный педагог - дети).
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации работы в форме специально организованных творческих проектов, занятий, игр, индивидуальных консультаций и бесед, диагностиках исследований и имеет такие направления:
-
Знание - сила.
-
Коллектив - начало всего.
-
Семья и школа.
-
В здоровом теле - здоровый дух.
-
Я в мире профессий.
-
«Знание - сила».
Организация и проведение работы по выявлению и развитию познавательных интересов. Определение индивидуальных качеств и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба - наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, полугодие, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни. Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх «Русский медвежонок - языкознание для всех», «Кенгуру», «Золотое руно», «Бульдог». Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями - предметниками.
-
Ожидаемый результат:
Рост качества знаний. Повышение познавательного интереса
Участие в олимпиадах, конкурсах Повышение уровня воспитанности
-
«Коллектив - начало всего».
Формирование личностных качеств школьника в классном коллективе. Участие в классном самоуправлении. Культура поведения, её составляющие. Отношение к окружающим. Правила поведения в школе, дома, в общественных местах, на улице, в магазине. Нравственная культура. Школа общения. Прекрасное в моей жизни. Организация и проведение работы по развитию творческих способностей. Развитие способностей через кружковую деятельность. Что значит быть культурным человеком? Участие в конкурсах рисунков, конкурсах художественной самодеятельности и пр. Социометрия.
Ожидаемый результат:
Повышение культуры поведения.
Повышение активности учащихся в жизнедеятельности класса и школы.
Повышение уровня воспитанности школьников
-
«Семья и школа».
Организация совместного досуга детей и родителей. Декада пожилого человека. День матери. День семьи. Концерты для родителей. Тематические классные часы. Я и моя родословная. История моего имени. Мой дом. Как поздравить родителей?
Ожидаемый результат:
Сформированное чувство чести рода, семьи.
Осознание учащейся ответственности перед своей семьёй.
Повышение уровня воспитанности.
-
«В здоровом теле - здоровый дух».
Здоровье как важнейшая личная и общественная ценность. Знание механизмов и способов поддержания здоровья. Отсутствие вредных привычек. Знание и владение приёмами и способами оздоровления своего организма. Роль гигиены. Чистота - залог здоровья. Организация комфортной среды проживания в классе. Проведение Дней здоровья. Режим дня. Культура питания. Оздоровление через посещение спортивных кружков, секций. Участие в школьной спартакиаде. Тематические классные часы.
Ожидаемый результат:
Улучшение качественных показателей здоровья учащихся.
Система работы по формированию ЗОЖ.
Увеличение процента школьников, посещающих спортивные секции
5.«Я в мире профессий».
Задачи: знакомство с основами современной экономики и оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии.
Предпрофильная подготовка направлена на повышение осознанности выбора профиля дальнейшего обучения в старшей школе.
Так же в структуру данного направления включены пункты, отражающие: актуальные проблемы учащегося, ресурсные возможности, цель, формы и методы, применяемые при реализации программы, сроки, промежуточные итоги реализации программы, ожидаемый результат, эффективность проведенной работы, рекомендации по организации дальнейшей работы с учащимся, педагогами и родителями, прогноз.
Предполагаемый результат.
Высокий уровень самосознания подростков «группы риска», самодисциплины, понимание ценностей человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию; умение пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, видит прекрасное в окружающей жизни; сформировано представление о том, что настоящие члены семьи умеют держать данное слово, и заботятся о своей семье; осознание того, что семья - это главная ячейка общества и её благополучие всецело зависит от состояния здоровье членов семьи, перевод подростка из «группы риска» в «группу норма»
Литература:
-
Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. - 2003 - № 9 -Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н.Майорова. - М.: Интеллект-Центр, 2001.
-
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2003.
-
Андриенко Е.В. Социальная психология - Академия, 2008.
-
Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого - педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.
-
Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога - ГИЦ Владос, 2007.
-
Овчарова В.ВСправочник социального педагога - Москва: ТЦ Сфера, 2007.
-
Панфилова А.Я., Иванова Г.Г.,Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения - Аркти, 2006.
-
Семенов С.Г. Методика работы социального педагога - Москва: Школьная пресса, 2006.
-
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога - Академия знаний , 2009.
-
«Прививка от стресса. Методические рекомендации по профилактике негативных последствий воздействия стресса на детей./ В.А. Родионов, М.А, Ступницкая, К.Р.Ступницкая; худож. А.А. Селиванов.-Ярославль: Академия развития,2006.-272с.:ил.-(Практическая психология).
-
Материалы интернета.