• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • Основные формы и методы работы социального педагога с «трудными» детьми и подростками (их семьями), состоящими на ВШУ, КДН, ПДН в рамках современной школы

Основные формы и методы работы социального педагога с «трудными» детьми и подростками (их семьями), состоящими на ВШУ, КДН, ПДН в рамках современной школы

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область, Матвеево - Курганский район, с.Анастасиевка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Анастасиевская средняя общеобразовательная школа имени Почетного работника образования Российской Федерации В.А. Гретченко





ВЫСТУПЛЕНИЕ

на РМО педагогов-психологов и социальных педагогов

на тему:

« Основные формы и методы работы социального педагога с «трудными» детьми и подростками

(их семьями), состоящими на ВШУ, КДН, ПДН в рамках современной школы.















Подготовила

социальный педагог

Тетерюк Е.А.











2015г.

























































Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но они есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые - хлебными колосьями,

некоторые - злым чертополохом.

В. Солоухин «Камешки на ладони»

Вводная часть

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей « группы риска», падает жизненный уровень семей, увеличивается число неблагополучных семей. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления псевдо культуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях. Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии и поведении детей «группы риска» и правонарушений среди несовершеннолетних.

Каково положение в нашей школе? Ежегодно в начале учебного года корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации об учащихся "группы риска". Информация о детях может поступать и от классного руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает районные структуры, и от районных организаций, например, от специалистов отдела опеки и попечительства, КДН и ЗП, РОВД или из ПДН, тогда уже социальный педагог знакомит с ней классного руководителя.

На каждого ученика из неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся-инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведено Личное дело, включающее в себя карточку учета, в которую заносится необходимая информация о ребёнке и его семье также ведутся журналы учета где отражается работа, проведённая с учащимся и семьёй (беседы, рейды, письма в РОВД, ходатайства в КДН и т.д.). Сформированы личные дела учащихся по категориям.

В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом. Дети "группы риска" требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный руководитель составляет "план индивидуальной работы" с этими ребятами с указанием класса, фамилии и имени учащегося. План и следующие документы находятся у классного руководителя в папке класса, а также у социального педагога в соответствующих папках.

Затем классный руководитель совместно с психологом учебного заведения и социальным педагогом составляют карту психолого-педагогического сопровождения обучения детей «группы риска», которая включает в себя характеристику учащегося, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного общения (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие способности учащегося, место учащегося в коллективе, стиль отношения со сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни класса, конфликтен или нет)

На обороте фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями.

На каждого учащегося, состоящего на внешкольном или внутришкольном учёте, заводится личное дело в котором заполняется карта учащегося, содержащая сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания.

Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д.

Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт школы. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.

На каждую проблемную семью можно составить личное дело которое содержит социальную карту с подробной информацией о семье и индивидуальную программу с картой - графиком профилактических и коррекционных мероприятий, которая отражает основные направления работы с семьёй.

Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.

Трудностей у детей "группы риска" действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании.

  1. Факторы риска.

Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

Факторами риска, воздействующие на детей являются следующие:

Индивидуальные особенности ребёнка

Семейные

Школьные

В группе сверстников

В обществе

низкая самооценка

конфликты в семье

плохая успеваемость

нежелание учиться

жизнь в обществе, способствующем употреблению табака, алкоголя;

застенчивость

безнадзорность

низкий моральный уровень учеников

давление сверстников;

отсутствие поддержки со стороны общества;

плохая успеваемость

родители, употребляющие алкоголь

конфликты с педагогами

дружба с подростками, употребляющими алкоголь

нищета и экономическая нестабильность

нарушение дисциплины

физическое и психологическое насилие в семье

положительные установки по отношению к психотропным веществам

отсутствие дисциплины

  1. Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

1 этап - выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап - координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Дети "группы риска" - часто голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:

а) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на педсовете учебного заведения с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

б) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.

В) Взаимодействие с Управлением социальной защиты населения. В результате предоставления в начале учебного года информации семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и материальной помощи, а также получить бесплатные путёвки для детей в оздоровительные лагеря и санатории.

Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.

Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно успеваемость детей "группы риска", по результатам проводить беседы с учащимся, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией школы, инспектором ПДН.

После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не приводят к положительному результату или местонахождение ребёнка неизвестно, обращаюсь с письмами в РОВД, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства.

Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в составе администрации школы, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).

Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения.

Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеучебное время. Привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и секциях (секции волейбола, футбола, настольного тенниса, дзюдо, кружок «Умелые ручки», кружок военно-патриотического воспитания «Новобранец», кружок «Палитра»), сотрудничаем с ДК Анастасиевского сельского поселения(кружки - вокальный,танцевальный, инструментальный).

Особое внимание уделяем занятости детей в каникулы. Ежегодно собирается информация о занятости в летний период детей группы "риска"; подаются заявки в отдел опеки и Управление социальной защиты о выделении путёвок.

В каникулы вместе с заместителем директора по ВР и педагогом-психологом можно провести площадку для учащихся "группы риска", на которой для детей осветить правовые вопросы, провести психологические тренинги, профилактическую работу по пропаганде здорового образа жизни. Это даст возможность ребёнку не только расширить свой кругозор, но и открыть в себе положительные качества, которые необходимо развивать в дальнейшем.

В школе профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:

- реализации плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения психоактивных веществ;

- проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ПДН, представителей КДН и ЗП, нарколога ;

- организации лектория по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением педиатра детской поликлиники ;

- индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ПДН.

Работа с детьми группы риска строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому она предполагает два направления - оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.

В этом направлении в школе работа ведётся по плану "Семья и школа", который успешно реализуется с 2011 года. Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.

Направления работы:

Совместная деятельность школы и родителей

Организация лектория для родителей

Изучение и диагностика семей

Организация социально-психологической службы

Индивидуальная работа с семьями

классные часы с приглашением родителей; спортивные конкурсы; праздники "День матери", "Последний звонок"; поездки, экскурсии.

университет социально-правовых и медико-педагогических знаний с приглашением на родительские собрания врача, психолога, социального педагога, сотрудников РОВД, специалистов опеки

социальный паспорт класса; изучение мнение родительской общественности, собеседование с родительскими комитетами; проведение дня открытых дверей для родителей.

индивидуальные консультации психолога для детей и родителей; реабилитационная работа с проблемными семьями; консультации по профориентации для учащихся и родителей.

выявление проблемных семей; организация рейдов в семьи, бесед с родителями, по необходимости привлечение внимания РОВД, Управления опеки, КДН и ЗП

В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия, социально-педагогическая защита прав ребенка. Их цель - оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Дети "группы риска", часто их называют "трудными детьми" доставляют много забот классному руководителю и педагогам. Поэтому очень важно педагогу суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

  • принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

  • принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

  • принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

  • принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений.Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

  • принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится.Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

  • принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

  • принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность.Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

  • принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели.Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку - в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.


© 2010-2022