Программа по профилактике курения среди студентов колледжа Будь здоров!

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КООЛЕДЖ











ПРОГРАММА

по профилактике курения

среди студентов колледжа

«Будь здоров!»







Авторы:

Газиева Е.Н., социальный педагог ГПОУ ЯО РПК

Анисимова О.В., педагог-организатор ГПОУ ЯО РПК



2015 г.

Пояснительная записка

Здоровье - одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, - верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.

Проблема табакокурения в настоящее время приобрела социально- экономический характер и настойчиво требует разработки предупредительных мер в целях защиты интересов личности и общества. По мнению ВОЗ табак рассматривается как «оружие массового поражения». Связанные с курением сердечно-сосудистые заболевания каждый год уносят жизни 600 тысяч человек, и миллион - в развивающихся странах.

Курение - главная угроза здоровью и одна из причин смертности россиян. Расчёты, приведённые ведущими российскими учёными и экспертами ВОЗ, показали, что из полумиллиона мужчин среднего возраста (35-69 лет), ежегодно умирающих в нашей стране, у 42% причиной смерти является курение. И что смерть, связанная с курением, среди мужчин среднего возраста, умерших от злокачественных опухолей составляет 59%, от сердечно-сосудистых заболеваний- 44%, от хронических неспецифических лёгочных заболеваний- 70%.

Западные табачные компании, которые потеряли рынки сбыта у себя дома, ведут борьбу за право «владения» огромными рыночными пространствами России, где в настоящее время курят 40 млн. человек. В последнее время растёт число курящих среди подростков, молодёжи и женщин. Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Бытует мнение, что производство и реализация табачных изделий выгодно для экономики, однако данные Мирового Банка говорят о том, что эта отрасль в целом наносит экономике значительный ущерб. Урон, который наносится государству затратами на лечение, потерей трудоспособности и смертью сотен тысяч людей от болезней, причиной которых является курение, значительно превосходит доход, получаемый от табачной промышленности в виде налогов и других поступлений в бюджет. Анализ, проведённый Мировым Банком, показал, что глобальные экономические потери, связанные с реализацией табачных изделий, оценивается в 200 миллиардов долларов США в год. В настоящее время рассматривается вопрос участия России в рамочной конвенции по борьбе против табака, которую уже подписало 115 стран и ратифицировало более 15 государств мира. День 31 мая объявлен Всемирным днём без табака. Ежегодно третий четверг ноября отмечается как Всемирный день отказа от курения.

Табачная эпидемия в России захватила более 50 млн. человек, из которых 70%- мужчин, 30 % женщин и более 50% подростков. В 15 лет у многих подростков выраженная табачная зависимость. Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению». А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, неправильная ориентация: курение - это модно, престижно и т.д., а также недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание, насколько эта привычка для здоровья реально опасна.

По данным официальной статистики, каждый день 700 россиян умирают от болезней, вызванных курением, причём больше половины курильщиков умирают в трудоспособном возрасте. С курением связывают возникновение таких болезней, как рак лёгких, болезни сердца и инсульты, эмфизема лёгких, хронический бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки. В России курильщики со стажем живут на 20 лет меньше, чем некурящие.

Табакокурение является фактором, увеличивающим в 6-8 раз количество осложнений туберкулёза и смертность от этого заболевания.

Более 40 компонентов табачного дыма - канцерогены. Исследования доказали: чем дольше человек курит, тем более вероятно у него развитие рака носа (в 2 раза чаще), горла (в 12 раз), гортани (в 10-18 раз), пищевода (в 8- 10раз) и т. д.

Здоровье человека - важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время во всём мире среди проблем, стоящих перед обществом, важнейшей является курение. Значительная часть современной молодежи подвержена табакокурению: по данным ВОЗ, примерно 30% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет курит. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Данный факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин. К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.

Цель программы: воспитание потребности в здоровом образе жизни и профилактика курения среди студентов колледжа.

Задачи программы:

  1. Повышение уровня информированности студентов, педагогов о проблеме табакокурения;

  2. Сохранение здоровья обучающихся посредством выработки личностных ресурсов обучающихся, способствующих формированию здорового образа жизни, позволяющих избежать курения;

  3. Формирование знаний и представлений обучающихся о вреде табакокурения, различных нарушениях и формах заболеваний, связанных с ним.

  4. Ознакомление студентов с нормативно-правовой базой и мерами административного наказания за курение в общественных местах;

Технологичность программы заключается в том, что достижение каждой из представленных задач происходит через формирование определенного компонента компетентности участников в сфере профилактики. Так, первая задача направлена на формирование информационной составляющей, вторая - на развитие мотивационной и эмоционально-личностной, третья задача соответствует методико-технологическому или деятельностному компоненту.

Срок реализации: 2015-2016 г.

Форма реализации: очно-заочная

Целевая группа: подростки и молодежь от 16 до 20 лет. Обучающиеся колледжа.



Структура программы





Содержание программы можно условно разделить на три блока:



  1. Диагностико-организационный

Цель: изучение существующих в студенческой среде тенденций употребления табака.

Задачи:

  1. Определить степень информированности обучающихся по проблеме;

  2. Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения на табакокурение;

  3. Сделать выводы о степени вовлеченности студентов в табакокурение.

Методы: опрос, анкетирование.

2. Организационно-практический (октябрь-март)

Цель: реализация программы по профилактике табакокурения в колледже.

Задачи:

  1. Предоставить студентам объективную, соответствующую возрасту информацию о вреде табакокурения;

  2. Создать условия для вовлечения студентов во внутриколледжные мероприятия, спортивные соревнования;

  3. Способствовать формированию негативного отношения студентов к табакокурению;

Методы: тематические классные часы, беседы; конкурсы плакатов, мультимедийных презентаций, рисунков; акции; спортивные соревнования.

3. Аналитический (май)

Цель: определение эффективности разработанной программы по профилактике табакокурения среди студентов колледжа.

Задачи:

  1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

  2. Составление отчета о проделанной работе;

  3. Определить дальнейшее направление работы по предупреждению табакокурения.

Учебно-тематический план


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I. Диагностико-организационный этап

1.1

Установочное заседание профилактической комиссии колледжа

сентябрь

Зам.директора

по ВР, социальный педагог

1.2

Анкетирование обучающихся, направленное на изучение характера отношения к табакокурению. (Приложение 1)

сентябрь

Социальный педагог

1.3

Выявление студентов склонных к курению (анкетирование) (Приложение 2).

сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

II. Организационно-практический этап

2.1

Изготовление печатной продукции

Октябрь-ноябрь

Социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители

2.2

Конкурс мультимедийных презентаций о вреде табакокурения

Ноябрь

Социальный педагог,

классные руководители, педагог-организатор

2.3

Конкурс плакатов и рисунков:

«Курить - здоровью вредить»;

«Здоровью - да! Курению - нет!»

Декабрь

Социальный педагог,

классные руководители, педагог-организатор

2.4

Тематические

классные часы

Январь-апрель

Классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор

2.5

Приглашение врача-специалиста для работы

в малых группах

с постоянными курильщиками колледжа

Февраль-март

Социальный педагог, педагог-организатор

2.6

Проведение акций:

- «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;

- «Будем здоровы»;

- «Мы за Независимость».

Март-апрель

Зам.директора по ВР,

социальный педагог, педагог-организатор, студенческий совет

2.7

Спортивные соревнования:

- «Нам курить некогда!»;

- «Здоров по собственному желанию»

Апрель-май

Преподаватели физкультуры, студенческий совет

III. Аналитический этап

3.1

Мониторинг эффективности программы

Апрель

Социальный педагог

3.2

Составление отчета о проведенных мероприятиях

Апрель-май

Социальный педагог, педагог-организатор

3.3

Ознакомление студенческого совета с результатами и анализом соцопроса с использованием презентации

Май

заседание профилактической комиссии

Зам.директора по ВР, социальный педагог, педагог-организатор

3.4

Ознакомление администрации и педколлектива

с результатами проведения разработанной программы по предупреждению табакокурения среди студентов колледжа

Май

педсовет

Зам.директора по ВР, социальный педагог, педагог-организатор


Результаты реализации программы

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к табакокурению среди студентов колледжа;

  2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий, и личностных ресурсов у студентов;

  3. Развитие системного подхода к профилактике табакокурения.


Критерии оценки эффективности программы

  1. Владение информацией о вредных воздействиях табака на организм человека;

  2. Развитие у обучающихся стойкого негативного отношения к табаку;

  3. Наличие навыков противодействия табакокурящей среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;

  4. Развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском табакокурения.

Мониторинг эффективности программы

Осуществляется с помощью ежегодного мониторинг табакокурения среди студентов колледжа для выявления объективной ситуации в колледже и учебных группах для организации дальнейшей профилактической работы.

Задачи:

  1. Выявить количество курящих студентов;

  2. Выявить объективную картину табакокурения в каждой учебной группе;

Методы:

Среди студентов колледжа проводится анонимный социологический опрос по вопросам:

1. Указать пол (жен, муж.)

2. Пробовал ли ты курить? (да, нет)

3. Куришь ли ты сейчас? (да, нет)

4. Сколько сигарет в среднем ты выкуриваешь в течение дня? _________________________________________________________;

5. Что ты можешь предложить для улучшения антиникотиновой пропаганды?

__________________________________________________________________________________________________________________________.

Этапы мониторинга:

  1. Анонимный социологический опрос

  2. Обработка данных и составление диаграммы по курению среди юношей и девушек;

  3. Обработка данных и составление диаграммы.

  4. Выявление общей картины по колледжу и сравнение с итогами диагностики прошлых лет.

Использованная литература:


1. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.)

2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.)

3. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г., 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.)

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2005 г. N 163 'Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака"

5. Касаткин В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения в школе.//Вестник образования, № 13, 2001, с. 57-71.

6. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 классы. - М,: ВАКО, 2007. - 176 с.

7. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. - М.: ВАКО, 2009. - 208 с.

8. Соловьёв С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-метод. пособие // М.: Дрофа, 2006. - 192 с.

9. Справочник социального педагога: 5-11 классы / авт.сост. Т.А. Шишковец. М.: ВАКО, 2007.- 336 с.



© 2010-2022