Работа социального педагога по школьной и социальной дезадаптации

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Осинская средняя общеобразовательная школа № 2»













Профилактика

социальной и школьной дезадаптации







Районный семинар по теме:

«Образовательное пространство МБОУ «Осинская СОШ №2» в условиях реализации

федеральных государственных образовательных стандартов.

Обобщение опыта реализации ФГОС ООО»







Баирова Т.М.,

социальный педагог,

1 квалификационная категория







Оса 2015 г.

Работа социального педагога по профилактике

школьной и социальной дезадаптации

Здравствуйте, дорогие гости. Позвольте представить вам опыт работы по профилактике школьной и социальной дезадаптации.

Свою деятельность как социальный педагог начала с 2011 года в МБОУ «Осинская ООШ». В 2011 году закончила ГОУ ВПО БГУ по специальности педагогика и методика начального образования, в 2012 году прошла профессиональную переподготовку в ОГАОУ ДПО «ИРО Иркутской области» по теме «Менеджмент организации. Менеджмент в образовании». В данной должности - работаю 5-й год.

С введением ФГОС целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды.

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, социальные компетенции, личностные качества. В широком смысле-это умение учиться.

Но, к сожалению, в каждой школе есть дети дезадаптированные или проще говоря так называемые дети «группы риска».

Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация.
В результате школьной дезадаптации появляются «педагогически запущенные» несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам. Как правило, различные поступки и асоциальные проявления у них объясняются не незнанием, непониманием или неприятием общепринятых моральных и правовых норм, а неспособностью тормозить свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса.

Отчуждение социально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие подростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи.

По профилактике дезадаптированных учащихся социальный педагог тесно взаимодействует с администрацией, педагогами, классными руководителями, социально-психологической службой, родителями (законными представителями), специалистами межведомственных структур.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога являются:
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:

-Проведение социальной паспортизации школы;

-социально-педагогическую диагностику;

Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка, определение принадлежности ребенка к группе риска.

-Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся.

2. Социально-педагогическую защиту прав ребенка.

Все дети нуждаются в защите своих прав, в школе мы должны обеспечить чтобы все дети получили образование

Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, и других межведомственных структур

- оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;

- консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

- оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями

-Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети из разных категорий семей, дети-инвалиды, дети оставшиеся без попечения родителей в различных инстанциях:

По линии социальной защиты семьям и детям, осуществляется комплекс мероприятий: организовано бесплатное льготное питание детей, предоставление бесплатной спортивной формы и материальной помощи:

Определенная работа с родителями по оформлению документов по обеспечению на льготное бесплатное питание дают данные на увеличение количества учащихся по льготному бесплатному питанию.

Контингент

2011/2012

2012/2013

2013/2014

2014/2015

2015/2016

Количество учащихся, питающихся по бесплатному льготному питанию

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

75

126

118

176

163

203

196

228

265

Ежегодно дети из категории ТЖС, отдыхают в ЛДП «Солнышко», получают путевки в летний оздоровительный лагерь «Дружба» и в других оздоровительных санаториях и лагерях;

с ОГКУ ЦЗН организовано ежегодное летнее трудоустройство подростков.

Наименование учреждений

2011/2012 уч.г.

2012/2013 уч.г.

2013/2014уч.г.

2014/2015

уч.г.

1.

ЛДП «Солнышко»

272

272

272

261

2.

Трудоустройство несовершеннолетних ч/з ОГКУ ЦЗН (ТЖС)

10

10

12

15

Не менее важное направление

3. Социально-профилактическая коррекция и реабилитация дезадаптированных детей:

В школе разработана система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, которая включает работу всех служб школы «Психолого-социальная служба», «Социально-психолого-педагогическая комиссия», «Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с межведомственными структурами. Вся работа ведется в соответствии с образовательными программами, программой развития школы положений и планов работы служб, ежегодного плана работы социального педагога, плана работы с обучающими, состоящими на учете, и их семьями, разработаны локальные акты .

-вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время (все учащиеся, которые состояли на профилактическом учете на сегодня активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, постоянно помогают при подготовке проведения школьных мероприятий.

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

-индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

-вовлечение детей в общественно-значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ и проектов.

- Ежедневно ведется мониторинг посещаемости и успеваемости детей в школе, ведётся контроль за пропусками занятий всех учащихся и детей из «группы риска», в следствии чего, в эти годы сократилось количество пропущенных уроков по неуважительной причине, если в том году систематически пропускал по неуважительной причине 1 учащийся, то в этом году, систематически пропускающих нет;

-на еженедельной общешкольной линейке подводятся итоги дежурства классов по школе, делаются замечания нарушителям правил поведения;

- посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий время, а также каникулярное время, подготовкой к урокам

Результат такой работы показывает, что в течение 5-ти лет состоящих на учете учащихся в ПДН ОП и КДН и ЗП имеет стабильный показатель и идет на снижение. В этом учебном году у нас нет детей состоящих на учете. Причинами постановки на учет были - это систематические пропуски учебных занятий и кража (мелкое хищение).

Количество учащихся, стоящих на ВШУ

6

3

4

3

5

Количество учащихся, стоящих на учёте в ПДН ОП

3

4

3

4

0

Количество учащихся, стоящих на учёте в КДН и ЗП

3

4

3

4

0

Вывод:

Считаю, что все вышеизложенное позволяет сделать вывод об эффективности системы работы всех структур и служб по воспитанию здорового, полноценного человека, личности, успешной адаптации и социализации учащихся школы.

Результатом деятельности, как социального педагога, считаю, что:

Созданы условия для становления личности как субъекта социальной жизни и создание педагогически целесообразной среды;

-Организаванно взаимодействия специалистов и служб школы и межведомственных структур;

-Снижено количества правонарушений, совершаемых учащимися школы во внеурочное время;

-Отсутствие детей, состоящих на учете ПДН ОП, КДН и ЗП.

-Отсутствие систематических пропусков учащихся.

Подводя итог, я бы хотела озвучить следующие строки:

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - «трудные» дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните,

Вечно озлобленный, вечно сердитый…

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти!

Поздно заметили… поздно учли…Нет!

Не рождаются «трудные» дети!

Просто им вовремя не помогли.

Станислав Давидович

Наша с вами задача в том, чтобы вовремя оказаться и быть рядом с ребенком, когда он оказался в трудной ситуации.

Спасибо за внимание!

© 2010-2022