- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Классный час Профилактика ВИЧ-инфекции
Классный час Профилактика ВИЧ-инфекции
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Водопьянова С.В. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования Ярославской области
Профессиональный лицей №33
п. Семибратово
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВИЧ- инфекции
Классный час на тему: «Как защитить себя от ВИЧ-инфекции»
Автор: Водопьянова С.В.-
- соц.педагог
Цели: 1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ.
2. Развитие навыков здорового образа жизни.
3. Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.
Задачи: 1. Выяснить отношение к проблеме ВИЧ/ СПИДа
2. Обсудить основные этапы развития эпидемии ВИЧ/ СПИДа в мире и в России
3. Продемонстрировать некоторые причины быстрого распространения ВИЧ- инфекции
4. Пояснить в каких биологических жидкостях человеческого организма концентрация ВИЧ в наиболее опасных для заражения количествах
5. Выявить основные пути передачи ВИЧ
6. Сформулировать правила безопасного поведения по предупреждению ВИЧ- инфицирования
Оборудование: иллюстрации, стаканчики с водой, крахмал, йод, пипетка, таблички с надписями, красные ленточки.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
II.Определение темы занятия.
Методика «Ассоциации».
Задача: выяснить, какое отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и какие мифы об этом заболевании наиболее распространены среди обучающихся группы.
Материалы: иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрации и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия.
Действительно, все эти иллюстрации связаны с проблемой ВИЧ/СПИДа. И тема нашего занятия: «Как защитить себя от ВИЧ- инфекции». Может, есть желающие высказаться, в чем именно проблема ВИЧ/СПИДа ассоциируется у вас с данной иллюстрацией. «Проблема ВИЧ/СПИДа ассоциируется у меня с этой иллюстрацией, потому что…»
Похвально, что основные представления о проблеме ВИЧ/СПИДа у вас имеются.
III.Основная часть.
1.Методика «Шкала времени».
Задача: обсудить основные этапы развития эпидемии ВИЧ/СПИДа в мире и России.
А теперь попрошу вас обратить внимание на доску. Это «шкала времени». Давайте отметим на ней приблизительные даты, когда вы впервые услышали о ВИЧ/СПИДе.
А теперь я хотела бы дополнить «шкалу времени» основными событиями в развитии эпидемии. В 1978 году выявлен первый случай странного заболевания, которое впоследствии получит название СПИД; 1982-1983 годах выявлен вирус, вызывающий иммунодефицит человека (ВИЧ); в 1985 году зарегистрирован первый случай заражения ВИЧ в России; в 1995 году принят российский закон о ВИЧ/СПИДе, 1996 год - всплеск эпидемии, ежегодный рост количества ВИЧ-инфицированных.
В виде начерченного графика, растущего вверх, обратить внимание на то, как быстро и за короткий промежуток времени заболевание переросло в эпидемию.
По данным Интернета проблема ВИЧ-инфекции, СПИДа в Ярославской области является острой. В Ярославской области стоят на учете на 01.05.2012г. - 2121 человек. Но это только те, кто зарегистрирован официально, а если это число увеличить в восемь-десять раз, то получится реальное количество инфицированных - более двадцати тысяч человек. Особую тревогу вызывает тот факт, что основная доля инфицированных - это трудоспособное население в возрасте 20-39 лет, что уже негативно влияет на экономическое развитие региона.
Каковы же причины такого быстрого распространения ВИЧ-инфекции?
Давайте попытаемся это выяснить.
2.Упражнение «Игра с водой».
Задача: продемонстрировать некоторые причины быстрого распространения ВИЧ-инфекции: рискованное поведение в потенциально опасных ситуациях и неготовность к прохождению тестирования на ВИЧ.
Материал: стаканчики с водой по количеству участников, крахмал, йод. До начала упражнения стаканчики ставятся на стол, в один из них добавляется крахмал.
У каждого из нас в руках стаканчик с водой (вода в стаканчиках символизирует кровь и другие биологические жидкости организма человека). Представьте, что все мы находимся на вечеринке. Мы чувствуем себя очень свободно и ведем соответственно: у нас принято, не задумываясь, вступать в половые отношения, совместно употреблять наркотики. Сейчас самый разгар вечера, мы веселимся и общаемся.
Необходимо за 3 минуты вступить в контакт как можно с большим числом привлекательных для нас людей. Контакты и совместное употребление наркотиков будут изображаться обменом водой из стаканчиков.
Участники в течение 3 минут из стакана в стакан переливают друг другу небольшое количество воды.
Вечеринка закончилась. Через некоторое время мы узнали, что у одного из нас, кто находился на вечеринке, ВИЧ. Нам предлагают пройти тестирование.
Тем, кто готов пройти тест, капаю в стаканчик йод. Попрошу встать тех, у кого вода в стаканчике окрасилась в сине-фиолетовый цвет. Такую реакцию дал крахмал.
Вывод: В начале вечеринки крахмал был только в одном стаканчике, а сейчас он есть практически во всех. Это упражнение наглядно продемонстрировало скорость распространения ВИЧ-инфекции.
3.Беседа с детьми: Что вы почувствовали, когда увидели результат?
Что каждый из вас мог сделать, чтобы избежать инфицирования?
Что помешало сделать это во время игры?
Что каждый из вас может изменить в своем поведении, чтобы снизить риск
инфицирования? (Что бы вы посоветовали реальным участникам такой вечеринки, чтобы снизить риск инфицирования?)
4.Мозговой штурм «Биологические жидкости организма человека».
Задача: пояснить, в каких биологических жидкостях человеческого организма ВИЧ может концентрироваться в наиболее опасных для заражения количествах.
Мы видели, насколько быстро распространяется ВИЧ. Но мы можем защитить себя, зная пути, которыми вирус передается. ВИЧ живет только в биологических жидкостях человеческого организма; вне этих жидкостей он погибает. Давайте разберемся, в каких же жидкостях и в каком количестве может содержаться ВИЧ. Но сначала перечислим все жидкости.
Участники называют биологические жидкости человеческого организма - я записываю на доске.
Обсудить, в каких биологических жидкостях может содержаться ВИЧ (во всех). Прикрепляю на доску таблички с надписями тех жидкостей, в которых ВИЧ содержится в большей концентрации (кровь, сперма, половые выделения, грудное молоко).
5.Основные пути заражения.
А теперь, зная в каких биологических жидкостях человеческого организма ВИЧ содержится в наибольшей концентрации, назовите основные пути передачи ВИЧ.
- половой путь;
- инъекционный (парентеральный или кровь в кровь) путь;
- вертикальный путь.
Вывешиваю таблички с надписями.
6.Правила предупреждения ВИЧ-инфицирования.
Используя, знания, полученные на сегодняшнем занятии, давайте вместе сформулируем правила предупреждения ВИЧ-инфицирования.
Правило № 1. Будьте ответственны в отношении своего здоровья и своей жизни.
Правило № 2. Неупотребление или полный отказ от наркотиков.
Правило № 3.Соблюдайте правила безопасного сексуального поведения.
Правило № 4. Вести здоровый образ жизни.
Из всего сказанного сегодня можно сделать вывод:
1.СПИД - это опасное заболевание.
2.Возбудителем СПИДа является ВИЧ.
3.Каждый человек сам отвечает за свои поступки.
4.Никто не застрахован от заражения ВИЧ-инфекцией, если подвергает себя риску.
5.Зная пути передачи и правила предупреждения заболевания, можно сохранить свое здоровье.
IV.Рефлексия. В заключении нашего занятия я хотела бы, чтобы каждый из вас одним словом выразил свои впечатления от сегодняшнего занятия.
Спасибо всем, за активное участие в занятии.
Тема: Как защитить себя от ВИЧ-инфекции.
Концептуальная цель: Профилактика социально значимых заболеваний.
Стратегические цели: 1. Формирование ответственного отношения к здоровью
2. Формирование у уч-ся навыков личной профилактики ВИЧ-инфицирования.
3. Развитие навыков принятия решений
Задачи: 1.уменьшение личной предубежденности по отношению к людям с ВИЧ. СПИДом.
2.Закрепить представление о ВИЧ-инфекции как о социально опасном заболевании.
3. Обеспечить информацией о ВИЧ. СПИДе, ориентирующей подростков на безопасные формы поведения.
Ход урока.
-
Организационная часть.
-
Вводная часть. (10м)
В начале урока предложить учащимся поделиться результатами выполнения своего творческого домашнего задания, дать оценку их работам.
3. Основная часть урока.
Проведение тест - задания. Учащимся раздаются карточки с вопросами, где им предлагается ответить на предложенные вопросы. Тестирование можно сделать анонимным. Проводиться с целью определения уровня информированности по данной проблеме. На заполнение дать около 5 минут. Просмотрев ответы, можно определить, на какие вопросы следует обратить внимание.
Предложить дискуссию на тему: «Мой друг зависит от наркотиков и возможно уже инфицирован ВИЧ…». Ставиться вопрос: «Как следует строить отношения с другом в дальнейшем, есть ли опасность заражения от него?». Учащиеся должны высказать свое мнение. Возможны следующие вопросы:
-
Опасно ли контактировать с таким человеком
-
Что можно ему рекомендовать
-
Нужно ли изменить в чем -либо свое поведение
-
Нужно ли пройти тестирование на ВИЧ
Затрачиваем на это - (15 - 20 минут)
Предложить упражнение «Что мы знаем». (10-15 м)
Это упражнение дает возможность учащимся обменяться информацией между собой с последующим выяснением интересующих их вопросов.
На карточках дается перечень ситуационных вопросов (по одному на каждой).
Ситуации
Поцелуй в щеку
Инъекции в лечебном учреждении
Введение наркотиков внутривенно
Употребление наркотиков без инъекций
Сексуальная жизнь в браке
Переливание крови
Пользование зубной щеткой другого человека
Плавание в бассейне
Сексуальный контакт с наркоманом
Уход за больным СПИДом
Укус комара
Сексуальные контакты с разным партнерами
Прокалывание ушей
Жизнь в одной комнате с больным СПИДом
Укус постельного клопа
Кроме этого готовятся еще 4 карточки с надписями
Высокий риск
Небольшой риск
Риск отсутствует
Не знаю
На столе проводиться «Линия риска». На одном конце ее размещается карточка с надписью: «ВЫСОКИЙ РИСК», на другом-«РИСК ОТСУТСТВУЕТ», между ними карточка - «НЕБОЛЬШОЙ РИСК».
Участники садятся в круг и получают карточки. Каждый должен прочесть надпись и положить карточку на тот участок линии, которая наиболее по его мнению отражает ситуацию. При этом он должен дать пояснения, почему кладет карточку именно на это место. В случае сомнений карточку можно положить рядом с надписью НЕ ЗНАЮ.
В конце урока проводим аукцион вопросов. (5 м)
Учащимся предоставляются слайды с вопросами, на которые они должны ответить, после их ответа, высвечивается ответ на слайде. Уч-ся, набравшие наибольшее кол-во ответов поощряются оценкой.
-
РЕФЛЕКСИЯ.
Приложение:
Тест-задание.
-
как называется вирус, вызывающий СПИД.
-
кто, по вашему мнению может заболеть СПИДом
-
наркоман
-
гомосексуалист
-
проститутка
-
медицинский работник
-
любой, кто ухаживает за больным
-
то, кто ведет беспорядочную жизнь
-
СПИДом может заразиться любой человек
-
Каким образом можно заразиться СПИДом.
-
При пользовании общей посудой.
-
При пользовании общим санузлом, ванной или бассейном.
-
При пользовании общими предметами личной гигиены (зубной щеткой, расческой, полотенцем)
-
При уходе за больным СПИДом
-
При рукопожатии
-
При разговоре, кашле, чихании (через воздух)
-
При половом контакте
-
При укусах насекомых
-
При переливании крови и ее компонентов
-
При уколах в лечебном учреждении
-
При внутривенном введении наркотиков
-
От матери к ребенку при рождении
-
-
Можно ли заразиться СПИДом от человека, не имеющего внешних признаков заболевания?
-
Да
-
Нет
-
Считаете ли вы, что достаточно информированы о профилактике СПИДа?
-
Да
-
Нет
-
Не знаю
-
Есть ли в настоящее время лекарства, излечивающие СПИД?
-
Да
-
Нет
-
Не знаю
-
Увеличивает ли твое собственное поведение риск заболевания СПИДом?
-
Да
-
Нет
-
Не знаю
-
От кого вы хотели бы получить информацию о СПИДе?
-
Педагог
-
Врач
-
Родители
-
Друзья
-
Готов ли ты вести разъяснительную работу среди сверстников по профилактике ВИЧ- инфекции, наркомании?
-
Да
-
Нет
-
Не знаю
-
Нуждается ли, по вашему, молодежь в знаниях по профилактике СПИДа и наркомании?
-
Да
-
Нет
-
Не знаю
-
В каком возрасте вы хотели бы получить эту информацию?
-
12-13 лет
-
14-15 лет
-
16-17 лет