Профилактика подростковой наркозависимости. Тренинг, как форма профилактической работы с учащимися

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактика подростковой наркозависимости.

Тренинг, как форма профилактической работы с учащимися.

Шипкова Ольга Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Г. Головко» г. Прохладного КБР,

E-mail: [email protected]

Общество, в котором мы живем, характеризуется крайней степенью социально-психологической и политической нестабильностью. В таких условиях всегда возникает почва для негативных явлений, таких как преступность, падение нравов, алкоголизм и наркомания. Неуверенность в завтрашнем дне, девальвация культурных ценностей, неспособность части населения, особенно подростков и молодежи, активно справляться с жизненными трудностями - вот те предпосылки, которые обеспечивают наркомании прочные позиции в обществе.

Наркомания - это следствие, у которого есть свои причины. Профилактическая работа должна быть направлена на минимизацию этих причин. Особое место в первичной профилактике занимает просветительская деятельность в молодежных группам.

Формы работы по профилактике наркозависимости в подростковом коллективе могут быть самыми разнообразными. По мнению Халиман Г.И., зав. отделением гигиенического воспитания Центра медицинской профилактики существует так называемая "пирамида познания", которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками. [6]
Лекция - (5% усвоения) - наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.

Чтение - (10% усвоения) - может происходить в одиночку или в компании. Знания, приобретенные таким образом, дают теоретическую подготовку и никаких практических навыков.

Аудио-визуальные средства - (20% усвоения) - просмотр или прослушивание хорошего материала замечательный способ для эмоционального переживания информации.
Наглядные пособия - (30% усвоения). Используя наглядные пособия, ведущий помогает участникам запомнить и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием.
Обсуждения в группах - (50% усвоения) - позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и "мозговые штурмы" ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.
Обучение практикой действия - (70% усвоения) - это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия и самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает более успешно усвоить информацию.

Выступление в роли обучающего - (90% усвоения). Хочешь выучить и понять сам - объясни другому.

Коллективные задания. Этот вид обучения представляет собой поиск выхода из предлагаемой ситуации. Ситуация - это описание события, факта, истории, в которой содержится конфликт. После полученной информации группа пытается разобраться, дать оценку тому или иному персонажу, придумать и предложить альтернативы его действиям. Участники сами должны решить, какие выводы можно сделать, и какие последствия будут иметь место.

Тренинг (англ.) - специальный тренировочный режим, тренировка. Выделяют несколько видов тренинга: тренинг делового обучения, тренинг перцептивный (развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в процессе общения). Детально разработан социально-психологический тренинг (цели - овладение психологическими знаниями, формирование умений и навыков в сфере общения, развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и др.). Человек, который хотя бы раз в жизни принимал участие в тренинге, запомнит это событие надолго.

Разберем поподробней с Вами данный метод профилактической работы с учащимися.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод, вовлекает участников в процесс и сам процесс обучения становится легче и интереснее. Неформальную обстановку на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.
Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории, и, это очень важно, - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют, тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Поэтому аудитория для тренинга должна быть просторной, со свободно передвигающейся мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий, отгораживающих людей друг от друга. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания. К одной из особенностей тренинга можно отнести большие затраты времени для работы с небольшим количеством участников.
Размер группы зависит от возможностей тренера, но оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы.
Продолжительность тренинга зависит от:

  • целей (более продолжительный тренинг дает более значительные результаты);

  • организационных и материальных возможностей;

  • возможностей тренера.

Чтобы тренинг был тренингом, существуют специальные правила. Эти правила - законы группы, по которым она живет во время всего занятия. Правила принимаются всей группой вместе с ведущим в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник: мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды; не боялся стать объектом насмешки и критики; был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы; получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

Вот несколько основных правил, которые помогают обеспечить атмосферу доверия: конфиденциальность, взаимоуважение, пунктуальность, безоценочное отношение к мнениям и высказываниям каждого.
Известно, что бывают разные виды тренингов: коммуникативные, личностного роста и др. Чем профилактический тренинг отличается от остальных? Самое главное отличие в том, что профилактический тренинг может провести инструктор, не имеющий специального психологического образования. Выло бы желание, необходимые знания и представления о групповой работе.
На тренинге личностного роста идет работа над глубинными личностными установками участников, направленная на духовный рост и изменение индивидов.

На тренинге развития коммуникативных навыков группа и групповой процесс являются инструментом для того, чтобы участники научились свободно общаться с разными людьми и в разных коллективах.

Профилактический тренинг тоже развивает коммуникативные навыки. В процессе его проведения затрагиваются проблемы ответственного поведения.

Но главной функцией такого тренинга все же является информирования и формирование жизненных навыков.
Цель группового профилактического тренинга - помочь подростку осознать проблему наркозависимости и выработать у него навыков защитного поведения.
Все профилактические тренинги состоят из одних и тех же этапов. Но объемное соотношение в каждом отдельном семинаре может быть различным.

Это зависит от целей занятия (если это только информационный семинар, то этап формирования практических навыков может быть сильно сокращен); целевой группы (чем моложе целевая группа, тем больше игр, разминок и тем меньше информационный блок); продолжительности занятия; уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована, большее - количество времени можно посвятить формированию навыков).
Специалисты рекомендуют следующую структуру занятия:
Введение (5% рабочего времени). 1 этап - Знакомство участников (5% рабочего времени). 2 этап - Ожидание участников (3% рабочего времени). 3 этап - Принятие правил работы группы (5% рабочего времени). 4 этап - Оценка уровня информированности (5-10% р. врем.). 5 этап - Актуализация проблемы (10% рабочего времени). 6 этап. Информационный блок (20-40% рабочего времени). 7 этап - Приобретение практических навыков (20-60% рабочего времени). 8 этап - Завершение работы (5% рабочего времени). Задачи этого этапа: 1) подвести итоги семинара; 2) выяснить, сбылись ли ожидания участников; 3) оценить изменение уровня информированности.
Продолжительность профилактических занятий может длиться от 1,5 часов до нескольких дней. Различные причины определяют длительность семинара и в каждом случае есть свои плюсы и минусы.

Полуторачасовой семинар незаменим в ситуации школьного обучения. Дает возможность осуществить только краткое введение в проблему; не позволяет уделить достаточного внимания развитию практических навыков.

Однодневный семинар хорош уже тем, что это целых 6 часов группового процесса. Такая продолжительность - это великолепная возможность заинтересовать подростков, т.к. за это время их невозможно утолить, зато можно поразить необычной формой подачи информации. Таких однодневных семинаров, связанных собой одной целью, может быть сколько угодно.
Наиболее предпочтительная форма работы - трехдневный семинар, т.к. в процессе его проведения имеется больше возможностей для реализации целей и задач профилактической работы. Однако, такая форма занятия требует отрыва от учебы, материальных средств на организацию и решения многих административных проблем. Особенность трехдневного семинара в том, что этапы структуры семинара повторяются изо дня в день, накладываются друг на друга и претерпевают изменения.

Упражнение «Скажи: НЕТ!» (для уч-ся 6-8 классов) [8]

Группа участников делится на 3 подгруппы, каждой подгруппе дается своя ситуация провокации и давления со стороны других:

  • Старшие друзья на дискотеке предлагают закурить. Ты одна в классе не куришь.

  • Вы собрались на день рождения одноклассника, он неожиданно достал сигареты и предложил закурить;

  • Летом вы гуляли во дворе, делать было нечего, твой друг предложил тебе попробовать закурить.

Показ подгруппами ситуаций. Обсуждение (мнение группы или главного героя):

- как ты себя чувствовал в ситуации давления?

- какой вариант отказа более эффективный?

- что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

- легко ли было подбирать достойные отказы?

- какие варианты отказа были самыми эффективными и почему?

- как вы себя чувствовали в роли уговаривающего и в роли отказывающего?

Список используемой литературы:

  1. Грицева Н. В., Копейкина И. Е., Носкова А. В. Тарасова Т. В. Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников [Электронный ресурс] URL: festival.1september.ru/articles/210069/ (дата обращения: 08.12.2015).

  2. Игры: обучение, тренинг, досуг под ред. В.В. Петрусинского. М. 1994 г.

  3. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кузбассвузиздат."1997 г.

  4. Программа социально-психологической адаптации - Групповая профилактическая работа с молодежью [Электронный ресурс] URL: vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/1401-programma-soczialno-psixologicheskoj-adaptaczii (дата обращения: 08.12.2015).

  5. Сирока Н.А., Чистова Е.А. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростковой молодежной среде. Москва.2000 г.

  6. Тренинг по профилактике табакокурения «Дыши свободно» [Электронный ресурс] URL: nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/12/08/trening-po-profilaktike-tabakokureniya-dyshi (дата обращения: 09.12.2015).

  7. Халиман Г.И., зав. отделением гигиенического воспитания Центра медицинской профилактики. Методические рекомендации для медицинских работников, педагогов и лиц, занимающихся профилактической работой с подростками [Электронный ресурс] URL: vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/1401-p?start=2 (дата обращения: 08.12.2015).

  8. Яшина Е., Камалдинов Д. "Я хочу провести тренинг". Новосибирск "Гуманитарный проект", 2000 г.

© 2010-2022