Мероприятие Закон и Я

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«ЗАКОН И Я»

Цель: Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры воспитанников.

Задачи: формировать представление о правовом пространстве;

популяризировать правовые знания;

воспитывать уважение к Закону, правопорядку.

Оформление: зрители размещаются полукругом по отношению к ведущим, плакаты с эпиграфами, информационный стенд, рисунки детей с изображением статей Конвенции о правах ребенка.

Ведущий 1: Добрый день! Сегодня мы с вами собрались здесь поговорить на тему: «Закон и Я» По ходу занятия вы можете представлять свою точку зрения, дополнять выступления друг друга и задавать уточняющие вопросы.

Ведущий 2: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В далекой древности, в государстве Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми и выносливыми, каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если ребенок крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, ребята, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (ответы детей). А как вы думаете, почему? Объясните, пожалуйста, свою точку зрения. (ответы детей)

Ведущий 1: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Вспомните нашу историю, например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. И если представить на одну минуту, что в нашей стране существовал бы такой же закон как в древней Спарте, представьте себе, какого-бы полководца мы лишились. Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, для чего нам нужны законы? (ответы детей)

Ведущий 2: Как правило, то, для чего нужны законы, можно определить одним единственным выражением - для соблюдения порядка в обществе и в отношениях между людьми. Если бы в государстве, мире, на планете не существовало законов, и они не имели бы своей силы, тогда бы в среде людей царила полная анархия и беззаконие, которые способны привести к самым плачевным и трагическим последствиям. Поэтому, следует знать и чтить закон государства, в котором вы проживаете, чтобы всегда чувствовать себя в безопасности и защищенным. Ребята, скажите, какие документы вы знаете, в которых прописаны законы о детях? (ответы детей)

Ведущий 1: А теперь поиграем, в игру «Сказочный юрист».

Необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки.

- В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)

- В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде»)

- Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. (« Волк и семеро козлят»)

- В этой сказке речь идёт о неком искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»)

- Назовите сказку, где две сестры, завидуя третьей, идут на подлог и обман. («Аленький цветочек»)

- В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

Ведущий 2: Ребята, знаете ли вы, на что вы имеете право? Какие права прописаны в Конвенции о правах ребенка? (ответы детей) Совершенно верно! Согласно Декларации, когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, равенство и свободу, отдых и досуг, социальное обеспечение. Затем со временем он получает и другие права: иметь образование, свободно передвигаться, на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации. В 18 лет возникают права на свободный брак, участие в управлении страной, объединение в различные партии, группы; владение имуществом, неприкосновенность личности, на свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд и на достойный уровень жизни. А как вы думаете, кроме прав, что у нас с вами есть еще? (ответы детей). Хорошо, а кто-нибудь может сказать, что такое обязанности? Какие у нас с вами есть обязанности? (ответы детей)

Ведущий 1: Что же такое права и что такое обязанности. Права - это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. Обязанности - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения. Обязанности, как правило, связаны с ответственностью. Если обязанности не выполняются - наступает ответственность. И вот лишь некоторые обязанности несовершеннолетних.

- Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование.

- Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

- Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе.

- По достижении 17 лет несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет.

- После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную службу на альтернативную гражданскую службу.

- Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.

Ведущий 2: Рассмотрим ситуации из детской литературы на тему «Герои книг имеют право…» и ответим на вопросы.

Ситуация № 1. Золушка, ты погладила мне платье? -Золушка, принеси мне кофе! -Золушка, ты хочешь пойти на бал? -Я бы хотела! -Тогда перебери зерно, вымой полы, посади цветы, приготовь ужин. Когда посол приехал примерить туфельку, оставленную на балу незнакомкой, Мачеха заподозрила неладное и заперла Золушку в чулане.

Вопрос: Имела ли право мачеха и сёстры так обращаться с Золушкой? Мог ли кто-нибудь помочь Золушке?

(Статья 31 Конвенции о правах ребенка гласит: «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту. А также свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

Ситуация № 2. .Снежная Королева превратила сердце Кая в льдинку и украла его (она посчитала, что ему будет лучше в ледяном царстве, не спросив его мнения).

Вопрос: Имела ли право королева забирать его себе?

Ситуация № 3. Мачеха отправила падчерицу в лес «лютой» зимой одну за подснежниками.

Вопрос: Могла ли падчерица не пойти в лес? Мог ли кто-нибудь защитить девочку? Куда в современном мире она могла обратиться за помощью?

Ситуация № 4. Родители оставили Иванушку на попечение сестры.

Вопрос: Правильно ли они поступили? Какое правило нарушили?

Ситуация № 5. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки.

Вопрос: Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке, и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и плохое обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Статья 23.)

Ведущий 1: Как вы думаете, лежит ли на нас какая-либо ответственность за несоблюдение законов, за нарушение прав другого человека? (ответы детей). А кто-нибудь может сказать какая ответственность? (ответы детей).

Ведущий 2: Хорошо! Какие виды ответственности существуют? Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:

- грабеж,

- разбой,

- умышленное убийство,

- изнасилование,

- насильственные действия сексуального характера,

- хулиганство,

- угон автотранспортного средства,

- захват заложников,

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

- хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ,

- вандализм и др.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста. К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как:

- приобретение, хранение и потребление наркотических средств,

- жестокое обращение с животными,

- повреждение транспортных средств общего пользования,

- групповые передвижения с помехами для дорожного движения,

- распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, и др., применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Существуют следующие виды административного наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, административный арест на срок до 15 суток. Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет - в специальное профессиональное училище. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный несовершеннолетними, не достигшими 14 лет, имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

Ведущий 1: Итак, сегодня мы с вами поговорили и о правах, и об обязанностях, и том, какая ответственность ожидает нас за нарушение законов, но ведь иногда случаются ситуации, когда нарушаются и наши права. И у меня возникает вопрос, как вы думаете, ребята, что делать, куда идти, когда нарушены ваши права? (ответы детей).

Ведущий 2: Хорошо, молодцы! Статья 37 Конвенции о правах ребенка гласит, что: «Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию»

Ведущий 1: Если ребенок оказался жертвой жестокости, то он может получить помощь со стороны различных служб, в том числе и специалистов органов опеки и попечительства. Также вы знаете, что у нас существует «горячая телефонная линия» - телефон доверия. вы можете обратиться вам обязательно помогут. Однако существуют ситуации, когда дети сами проявляют жестокость. И их жертвами становятся другие дети, учителя, взрослые. В таком случае несовершеннолетние должны знать, что в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности, то есть в случае оскорбления, клеветы, или же совершения преступления, они несут уголовную ответственность и наказание согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Однако не нужно забывать, что каждый ребенок, который нарушил уголовное законодательство, имеет следующие гарантии:

- презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;

- полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства; содержание под стражей отдельно от взрослых;

- право поддерживать связь со своей семьей, за исключением особых обстоятельств.

Каждый ребенок, который нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека.

Ведущий 2: Каждый человек с самого рождения наделен определенными правами и обязанностями, постепенно он начинает понимать и осознавать их, а также к нему приходит чувство ответственности за его моральный долг перед обществом и отчизной. Вот так и с законами, они могут либо разрешать, допускать человека к какому-либо действию либо, запрещать ему совершения противозаконных действий. А мне хочется напомнить вам простую истину, что незнание того или иного закона не способно освободить от ответственности за совершенное преступление.

Ведущий 1: вопрос-ответ «Квалифицируйте преступление». Перечислены различные преступления, нужно дать юридическое название этим преступлениям.

- Андрей исписал стены дома надписями «Зенит - чемпион!» (Вандализм)

- Саша «забыл» оплатить покупку в магазине. (Кража)

- Лёша сел в чужую машину, «чтобы прокатиться». (Угон)

- Женя сообщил в полицию о том, что в школе, якобы заложена бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

- Игорь заставил малыша дать 10 рублей. (Вымогательство)

- Федя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения. (Хулиганство)

- Юля, находясь в неприязненных отношениях с Машей, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания. (Оскорбление)

- Вова отобрал у Коли сотовый телефон. (Грабеж)

Ведущий 2: Ребята, продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

- Меня удивило, что...

- Я сделал вывод, что...

- Новым для меня было...

Ведущий 1: Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все слова,

Они ведь силой обладают!

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть…

ИНФОРМАЦИЯ НА СТЕНД

Когда же появились законы. Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека начали задумываться еще в Древней Греции, где еще в 7 веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологически катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, чтобы не случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН. Организация объединенных наций - международная организация, основанная в 1945 году. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность». Одним из первых шагов Организации объединенных наций по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая в 1959 году Декларация прав ребёнка, которая имела цель обеспечить всем детям «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 24 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 года Конвенция вступила в силу на всей территории СССР.


© 2010-2022