Этапы работы социального педагога по адаптации в обществе подростков с девиантным и делинквентным поведением

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы работы социального педагога по адаптации в обществе подростков с девиантным и делинквентным поведением:


1 Этап - подготовительный


  1. После постановки на учет в беседе с подростком выяснение данных (о нем, его родителях и ближайшем окружении) для заполнение учетной карточки «трудновоспитуемого» подростка наблюдаемого социальным педагогом.


  1. Индивидуальная работа с «трудновоспитуемым» подростком по поводу выяснения причины его поступка (правонарушения) (незнание законов РФ, семейное воспитание, дезадаптация и т.д.)


  1. Посещение на дому с целью выяснения материально-бытовых условий проживания несовершеннолетнего (составление акта обследования).


  1. Беседа с родителями, с целью выяснения стиля воспитания в семье ( авторитарный, демократический, либерально- демократический).


  1. Беседа с одноклассниками с целью выяснения взаимоотношений классного коллектива с подростком.

2 Этап - организационный

2.1.Педагогический консилиум педагогов школы работающих непосредственно с учащимся, который поставлен на ОДН или ВШ учеты:

а) Знакомство и обсуждение характеристики подростка поставленного на ОДН или ВШ учеты.

б) Составление совместного социально-педагогического индивидуального плана работы, направленного на адаптацию подростка в обществе, с учетом особенностей его личности.

3 Этап - социальная работа

3.1. Изучение личностных, индивидуально- психологических особенностей подростка: использование метода наблюдения, диагностических методик, бесед с воспитанником, обращение к школьной документации, медицинским картам (внимание к состоянию здоровья подростка, особенностям его физического развития, соответствие его возрасту) и др.

3.2. Наблюдение за подростком в различных условиях, ситуациях с целью выявления:

- отношения к учебе (успеваемость, уровень знаний, мотивы учения, познавательный интерес к определенному предмету);

- его отношения к труду (наличие трудовых навыков, умений, предпочитаемые виды труда и т.д.);

- участие во внеклассной и внешкольной деятельности (кружки, секции, клубы);

- наличие профессиональных направлений (мотивы выбора).

3.3. Изучение особенностей семьи подростка и ее воспитательного потенциала по следующей примерной программе:


  1. Состав семьи, ее структура (полная, неполная, с одним ребенком, родители разведены и т.д.).

  2. Жилищно-бытовые условия семьи (наличие жилплощади в соответствии с нормами, необходимость улучшения жилищных условий, ребенок имеет отдельную комнату, уголок для занятий и игр).

  3. Материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная, нуждающаяся).

  4. Характер взаимоотношений в семье:

- между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые,

конфликтные, резко конфликтные, аморальные и т.д.);

- между родителями, другими взрослыми членами семьи и ребенком (слепое

обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, равнодушие,

мелочная опека, бесконтрольность и т.д.);

- положение ребенка в семье ( соответствует норме, его интересы никого не касаются,

предоставлен сам себе, никто им не интересуется, запуган, неуверен в себе, избегает

общения с родителями, ощущает себя заброшенным, чувствует себя идолом, служит

«яблоком раздора» для взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою

сторону);

- отношение ребенка к родителям (дорожит семьей, авторитет родителей

непререкаем

относится к ним безразлично или пренебрежительно, остро переживает

разлад в семье, тяготеет к одному из членов семьи ( к кому и почему?).

  1. Наличие отклонений в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.п.)

  2. Отношение взрослых в семье к ценностям ребенка.

  3. Уровень педагогической просвещенности, образовательный, культурный уровень членов семьи (есть ли домашняя библиотека, посещают ли кинотеатры, театры, выставки, концерты и т.д.)

  4. Воспитательный потенциал семьи (высокий, неустойчивый, слабый):

- интерес родителей к литературе по воспитанию;

- отношение родителей к организации учебы, труда, свободного времени ребенка;

- осуществление контроля за ребенком, наличие у ребенка режима дня;

- единство требований к ребенку, формы поощрения, наказания.

- включение ребенка во «взрослые» заботы (информированность о трудностях и успехах взрослых на профессиональном поприще, участие в решении семейных проблем).

9. Восприятие семьей происходящего в мире, стране, селе, у соседей и т.д. (заинтересованное, равнодушное, негативное).

3.4. Определение положения подростка в коллективе сверстников (лидер, «середняк»,изгой), в сфере неформального общения (секция, кружок, клуб и т.п.)

3.5. Выявление характера ближайшего окружения подростка и его положения в нем.

Содержание работы социального педагога:

После того как проведена работа по изучению личности «трудновоспитуемого» подростка, его семьи, классного коллектива и ближайшего окружения, выявлены причины его проступка, можно переходить к работе по социальной адаптации подростка в обществе, но эта работа будет эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1.успеха подростка в усвоении школьной программы (учебная деятельность)

2.эмоционально- положительных удовлетворяющих подростка

взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями)

3.психологической защищенности

Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

1.знание подростком правовых норм поведения, своих прав и обязанностей;

2. соблюдение учителями школы учебного и

воспитательного процессов;

3.психологическое и социальное равенство подростка, исключающее по отношению к нему дискриминацию по любому признаку;

4.соблюдение прав учащегося на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

Формирование личностной и социальной компетентности подростка, коррекцию его поведенческих проявлений важно начинать с развития у него позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить перед собой задачи и принимать ответственные решения.

Для того чтобы подросток умел делать правильный выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно учить его самостоятельно решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Успешно решить поставленную задачу поможет использование в социально- педагогической работе различных методов :

- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

- методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия и сотворчества и др.)

- организационно-распорядительные методы (инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика и др.)

Методы, применяемые в социально-педагогической работе, определяются:

- проблемой подростка;

- особенностью его личности;

- состоянием семейных отношений;

- отношением с классным коллективом и ближайшим окружением;

- уровнем социальной адаптации.

Организация помощи подросткам с девиантным и делинквентным поведением:


Организация педагогической помощи:


  1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» подростка.

  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирование. Снятие «синдрома неудачника».

  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» подросткам в выполнении общественных поручений.

  4. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

  5. Оказание педагогической помощи родителям «трудного» подростка. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи:


  1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами «трудных» подростков с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

  2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

  3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

  4. Половое просвещение «трудных» подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи:


  1. Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

  2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить

  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

  5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени «трудных» подростков:

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема «трудных»подростков. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает подростков нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количеством свободного времени у «трудных» подростков вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны наблюдается неумение «трудного» подростка рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умение добиваться поставленной цели.


  1. Изучение интересов и способностей подростков.

  2. Вовлечение «трудных» подростков в кружки, секции, общественно полезную деятельность.

  3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещений, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

  4. Изучение участия «трудных» подростков в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

  5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных» подростков и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

  6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно - досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.










Установление контакта с девиантными и деликвентными подростками

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы поможет методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова.

Контактное взаимодействие - это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие социального педагога с девиантными и делинквентными подростками разворачивается в шести стадиях:


  1. Расположение к общению.

  2. Поиск общего интереса.

  3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.

  4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

  5. Адаптивное поведение партнеров.

  6. Установление оптимальных отношений.

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений и девиантными и делинквентными подростками.






















Методика контактного взаимодействия с подростками

Стадия взаимодействия

Содержание и характер контакта

Основная тактика

результат

1.Расположение к общению



2.Поиск общего интереса



3.Выяснение предполагаемых положительных качеств


4.Выявление предполагаемых опасных качеств


5.Адаптивное поведение партнеров



6.Установление оптимальных отношений

Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости.

Поиск нейтрального интереса Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам.

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск качеств у себя.

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывание о собственных негативных качествах.

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого.

Общие планы действий. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению.

Одобрение, согласие, безусловное принятие.


Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности


Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием


Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения



-


Общие намерения

Принятие согласия



Положительный эмоциональный фон, согласие



Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности

Ситуация доверия, открытости






Согласие на выполнение принятого плана










Социально- педагогическая коррекция и адаптация


Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т.п.) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

Коррекция имеет следующие функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать, тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности ( в спорте, в труде, в творчестве и т.п.);

- стимулирующую, направленную на активизацию позитивной общественно- полезной деятельности подростка; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов (поощрение, убеждение, пример и т.д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется:

- анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников;

- определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений;

- выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания;

- выяснение того, имеет ли место психологическая изоляция, поиск ее корней и причин, а также возможных путей ее преодоления.

Ведущий метод социально-педагогической адаптации- создание ситуации успеха- инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха ребенок, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.


Традиционные направления социально-педагогической адаптации:

- организация социально-педагогического контроля за условиями воспитания и поведением ребенка, подростка;

- социально- педагогическая поддержка тех, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановки в семье;

- помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с проблемами в среде обитания подростка;

- предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении, когда социальная неприспособленность подростка требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам занятым его воспитанием;

- координация отношений ребенка с классным коллективом;

- оздоровление;

- социально- педагогическое внушение- может представлять собой неоднократное повторение социальным педагогом в различных ситуациях ( во время краткой встречи на перемене, на улице, во внеурочное время, при проведении целевой консультации, при посещении на дому и пр.) следующих высказываний:

- что подросток способен, сможет справиться с проблемой;

- что процесс этот трудный и не быстрый, поэтому необходимо терпение и мужество, которых подростку не занимать;

- что он, социальный педагог, всегда рядом и всегда протянет руку помощи и поддержки;

- как уверенно и достойно будет чувствовать себя подросток после победы над негативными проявлениями своей личности;

- что каждому человеку приходиться делать выбор, который определяет его будущую судьбу и т.д.;

- высокая мотивация к сотрудничеству- предполагает активизацию у подростка стремления заявить о себе как о значимой, целеустремленной личности в среде одноклассников и взрослых (родителей, учителей). При формировании такой мотивации можно опираться как на личный опыт подростка (часто негативный, то есть «от противного»), так и на позитивные жизненные ценности ( семья, любовь, душевный комфорт и средства его достижения, высокий профессионализм в будущей деятельности и пр.).

Под авансированием доверия можно понимать обещание (и обязательное выполнение обещанного) социальным педагогом помощи и поддержки подростку в формировании его нового образа в глазах окружающих. Для этого социальному педагогу нужно провести беседы с родителями, учителями с целью поиска положительных качеств личности подростка в учебной деятельности и во взаимоотношениях в семье.

Под срытой инструкцией понимается ненавязчивая помощь социального педагога подростку в сосредоточении на тех моментах, которые могут помочь подростку изменить мнение окружающих о себе. Например:

- сдерживаться и не отвечать грубостью на грубость;

- не считать, что неприязнь кого-либо направлена лично на него;

- находить в себе силы и возможности для помощи и поддержки друзей, родителей, классного руководителя и т.п.;

- не стесняться попросить помощи;

- постараться увидеть в родителях самых близких людей и опираться на них в сложной ситуации и пр.;

- высокая оценка поведения - предполагает мониторинг поведения подростка с обязательным подчеркиванием и высокой оценкой некоей детали поведения, подтверждающей его работу над собой, например:

- проявление сдержанности или отсутствие реакции на обидный выпад сверстника;

- позитивное удивление учителя относительно глубины заданного подростком на уроке вопроса;

- радость матери относительно отсутствия грубости в общении;

- аккуратность внешнего вида и т.д.













Уровень социальной адаптации подростка



Низкий

Средний

Высокий

1. Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни

2. Дисбаланс индивидуального и социального

3. Конфликтные отношения с окружающими

4. Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям

5.Неуправляемое поведение

6. Пассивное участие в жизни коллектива класса, школы

7. Неудовлетворительность своим статусом и отношениями

Конформизм в отношении норм коллективной жизни

Преобладает либо индивидуальное, либо социальное

Неустойчивые отношения с окружающими

Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям

Внешний локус контроля поведения

Периодическое участие в жизни коллектива класса, школы

Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями

Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни

Баланс индивидуального и социального

Гармония отношений со взрослыми и сверстниками

Адекватное отношение к педагогическим воздействиям

Самоконтроль поведения

Активное участие в жизни коллектива класса, школы

Удовлетворенность своим статусом и отношениями










© 2010-2022