Профилактическая беседа - играДымящая сигарета (9-10 класс)

Раздел Социальному педагогу
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МАОУ»ОСОШ №1»




Профилактическая беседа с элементами игры

«По следам дымящей сигареты»


Работу выполнила:

Социальный педагог

Ершова А.С.





Пермь


МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ТЕМЫ.

Проблемам курения сейчас уделяется все больше и больше внима­ния, как со стороны школы, так и государства. Курение для многих молодых людей перестало быть сигналом для опасности, а стало стрем­лением к самоутверждению и признанию в окружающей среде. Результаты проведенной диагностики показали, что 26% из опрошенных 6 класса уже пробовали вкус сигареты, но, к счастью лишь однажды. Однако в семь­ях у многих курят - 83% и "равнодушно" относятся к сигарете, как к термину, несущему опасность,-29%. Таким образом, растущая смена уже представляет из себя потенциальный процент риска.

Все выше изложенные факторы, а также итоги диагностики в сово­купности с общешкольной ситуацией, сами дают тему для работы с уча­щимися. Вопрос, почему курят - волнует педагогов и не только уже давно и ответ однозначного содержания получить, еще не удавалось. Причин много от стремления к самореализации и утверждению, до способа реше­ния проблем, волнующих школьника, и просто протест против догм сов­ременности.

Почему все же курение, а например ни алкоголь и ни наркомания? На первый план выступает возраст ребенка и сензитивный период для профилактики. Второй аргумент - это повсеместность привычки и ее масштаб, а также то, что о последствиях знают почти все, но почти не вспоминают о них, когда идут "на собственную казнь".

Цель: знакомство подростков с последствиями курения, формиро­вание у них отрицательного отношения к курению.

Задача;- воспитание у школьников отрицательного отношения к проблеме;

-оказание помощи в преодолении тяги к курению через разъяснение последствии;

-развитие умения сообща решать "глобальные" проблемы.

Оборудование: наглядность: Сердце с вонзившейся сигаретой", "Друзья сигареты/3 шт.»/", знак "Курение запрещено", три цветных кру­га: красный, желтый, зеленый и один разноцветный), макет сигареты, раздаточный материал (произведения поэтов и писателей), почетная гра­мота.

Место проведения: аудитория школы.

Музыкальное оформление: медленная, успокаивающая мелодия. Действующие лица: сигарета, ученики, учитель.

Возрастная ориентация: мероприятие предназначено для детей среднего школьного возраста(11-13лет).

Литература: Морозов Г.В. Курение, как фактор риска.//Знание.-

Прохоров А.В. По следу дымящей сигареты.//Здоровье -1987-И7-С9.

План сценария: 1.Приветствие. 2. Историческая справка. 3,Влияние курения на здоровье человека. 4. Игра "Мозговой штурм". 5.Награждение. 6. Подведение итогов. 7.Благодарность за участие.

Время проведения- 40-45 минут.

СЦЕНАРИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ «П0 СЛЕДАМ ДЫМЯЩЕЙ СИГАРЕТЫ».

На доску вывешена эмблема "Сердце, пронизанное сигаретой" и эпиг­раф: "Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации"/0.Бальзак/.

1. Выходит девушка в образе сигареты и читает гимн сигарете:

Мое имя - сигарета

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом,

Очень многим я нужна

Едким дымом проникаю

Я в людей, чтоб их травить.

Пусть, любезные, узнают,

Как со мною и1и дружить.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам,

Независимо от знании,

Скажем прямо - слабакам.

Я в чудесной упаковке,

У меня полно заслуг:

Прочитайте на коробке -

"Стюардесса", "Магма", "Друг",

Я особенно стараюсь

Молодого в сети брать,

В нем - то силы я черпаю...

Пусть покуривает брат.

Я живу уже столетья,

Не берут меня года,

Вот, что значит долголетье!

И всегда я молода!

Я поистине

бессмертна,

Победить меня нельзя

Убиваю незаметно Вас наивные друзья.

Далее с табличкой-эмблемой "Официант", "Табачный деготь", "Никотин", сигарета выводит своих братьев(3 ученика), которые, показав эмблемы классу, вывешивают их на доску и уходят за сигаретой (можно цепочкой), /или же выводит своих братьев со словами:

Вот три брата моих,

Вы взгляните на них.

И какие богатства они

Вам родные мои

С собой принесли.

братья в это время вывешивают наглядность на доску, уходят цепочкой, держась за руки./

2.Учитель. «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации" такие слова произнес философ О.Бальзак. И взгляните, что вам несет сигарета (взмахом руки показывает на эмблемы) - сероводород, полонии, висмут, табачный деготь, а самое главное никотин. Сколько ежегодно людей умирает от сигареты. Вы наверняка думаете, что табак, сигарета появились сравнительно недавно, и что их вредное воз­действие до конца не изучено. Если так, то Вы ошибаетесь.

Ученик. В Европе о табаке узнали лишь в 1492 году, в год откры­тия Христофором Колумбом Америки. Когда его корабли пристали к одно­му из островов дотоле неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они вытягивали из тлеющих листьев какого-то растения, туго свернутых в тонкие тру-

бочки, зажженные на конце. Существует мнение, что индейцы вначале прибегали к курению для того, чтобы дымом отпугивать донимавших их москитов. Причем курили мужчины, женщины и даже дети. Испытывая одурманивающее действие табака, они приписывали ему волшебные свойства, курили во время религиозных церемонии. Индейцы курили табак при помощи длинных деревянных трубок, которые называли "таба-ко". При встрече с матросами Христофора Колумба, индейцы пытались в знак дружбы угощать своих гостей табаком. Если кто-либо отказывался от предложенной "трубки мира", это воспринималось индейцами, как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев матросы вынуж­дены были принимать угощение, и курили, несмотря на возникающее после этого неприятное самочувствие в виде головокружения, кашля, тошноты, физической слабости.

Ученик. 8 Россию табак был завезен англичанами и немцами в на­чале 17 столетия. Курение табака и нюхание его жестоко преследова­лись. 8 1634году царь Михаил Федорович издал указ, в котором гово­рилось, что курильщиков табака велено бить кнутом, наказывать 60-ю палочными ударами по подошвам ног. При царе Алексее Романовиче в специально-изданном своде законом указывалось, что курильщиков веле­но бить кнутом, пока уличенный в этом злодеянии не признается, где он достал табак. Но, а тем, кто торговал табаком было велено "пороть ноздри" и ссылать в дальние города. Однако, несмотря на строгие меры, курение продолжалось. Торговля табаком давала большие прибыли и за­рубежные купцы ввозили табак контрабандным путем через Архангельск. Лишь император Петр I, который приучился к табаку в Голландии и был заядлым курильщиком, в 1698 году снял запрет на курение и продажу табака, обложив его большим налогом.

Ученик. Во Францию табак завезли в 1556году. Французский посол в Португалии Жан Нико в 1559г. подарил табак французской королеве, которая страдала мигренью и мучилась от головной боли. По совету Жана Нико листья табака измельчались и растирались в порошок, кото­рый затем нюхали. Королева после нюхания табачного порошка испытыва­ла кратковременное облегчение от головной боли и приписала ему "ЦЕ­ЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА", и в честь Жана Нико назвала это целебное средст­во НИКОТИНОМ. К порошку нюхательного табака в те времена добавлялись ароматические травы и вскоре мода нюхать табак распространилась на все население Франции. Врачи в угоду королеве восхваляли курение и нюха­ние табака - «Табак вызывает сон, снимает усталость, успокаивает боль,

способствует отделению мокроты, облегчает удушье'.1 Они считали его лекарством от всех болезней. Однако увлечение лечением табака вскоре сменилось глубоким разочарованием, ибо употребление табака, особенно неумеренное, оказалось вредным и даже опасным для здоровья. Вследст­вие этого в 1680 году французский король Людовик XII издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать его.

/Ученик. У нас в России в 1716году на продажу табака тоже была установлена монополия. Позже в Крыму стали разводить плантации таба­ка. Первая табачная фабрика была построена вв. 1816 году на Украине, а в 1852 - в Петербурге. С 1870 года начала работать табачная фабрика в Москве. Но все это находилось под контролем государства./(дополни­тельные сведения).

Учитель. И сегодня во многих странах вводятся новые или ужесто­чаются старее ограничения на распространение и употребление табака. Например, в нашей стране 14яаваря 2002г. вступил в силу Закон "ОБ ОГ­РАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА'.1

Вопрос аудитории. Скажите, а о чем на Ваш взгляд этот Закон и о каких ограничениях идет речь?

Предполагаемый ответ: Запрет на курение вне специально отведен­ных мест.

Ведь по статистике только. В РОССИИ по вине табака в два раза умирает больше людей, чем во всем мире. История нам уже доказала вред этого яда. Уж если матросы еще в 13 веке осознали его отравляющее действие, то сегодняшним жителям планеты о последствиях и курении известно во всех подробностях.

3 Учитель. ^Давайте вместе с Вами проследим, какое влияние ока­зывает сигарета на человека и подробнее узнаем о ее смертельном яде.

Вопрос аудитории:- Так чем же вредна сигарета?

Предполагаемый ответ: пагубно влияет на наши легкие, зубы, серд­це и т.п.

Правильно от нее страдают наши легкие, сердце, печень и даже слух и зрение, а также организм в целом. Открыто, что активным ве­ществом, входящим в состав табака является никотин (показывает эмбле­му). При курении часть никотина сгорает, часть испаряется вместе с водяными парами, конденсируется в окурке и оседает на нем. При вды­хании табачного, особенно при затягивании, никотин всасывается дыха­тельными путями. В сильно накуренных помещения могут возникать от­равления некурящих, которые становятся в таком случае пассивными ку­рильщиками. Ученые такие установили, что чем сильнее и длительнее

происходит затяжка табачным дымом, тем вреднее его действие. Часть табачного дегтя, который не попадает в дыхательные пути курильщика, во время затягивания плотно прилипает к внутренней стенке мундштука или курительной трубки и при последующих затяжках усиливает вредо­носное воздействие табачного дыма. Предстаете себе, что Вы испачка­ли руку или свою. одежду сажей, так вот такая же картина происходит и в Ваших легких, когда Вы или кто-либо курят, но только смыть эту сажу из них уже нельзя. Установлено и то, что при сгорании табака образуется радиоактивный полонии- 210, а радиация, сами знаете, опас­на, что еще больше вредит Вашему организму. Продукты сгорания табака задерживаются в органах дыхания курильщиков в основном в слизистой оболочке бронхов. Никотин также довольно легко всасывается во многие ткани организма из дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. Он способен проникать через кожу и мышцы. НИКОТИН представляет из себя сильный яд, похожий на бесцветную, прозрачную и слегка маслянистую жидкость со жгучим вкусом. Все живые существа очень чувствительны к никотину. Например, птицы гибнут от одной капли никотина, собаки от 0,5-2 капель, лошадь 3-6 капель. Ученые выявили, что одна капля чистого никотина способна вызвать у человека смертельное отравление. Острое отравление табаком чаще всего наблюдается у людей подростко­вого возраста. Л.Н. Толстой в повести "Юность" ярко описал симптомы отравления никотином.

УЧЕНИК. "Запах табака был очень приятен, но во рту было горько и дыхание захватило. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втяги­вал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комна­та вся заполнилась голубоватыми облаками дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивать, а во рту я почувствовал горечь и в голо­ве маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах, комната пошла кругом и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую сла­бость, что, вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне по­казалось, что я умираю. Я серьезно испугался и хотел уже звать людей на помощь и послать за доктором. Однако страх этот продолжался не­долго. Я скоро понял, в чем дело, и со страшной головной болью, рас­слабленный лежал на диване".

Учитель. Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести

курение табака. Дымом сигарет медленно подтачивается здоровье куря­щего человека. "Капля камень точит» - так гласит народная пословица. Действительно каждая выкуренная сигарета оставляет определенный след в организме человека. В итоге рано или поздно курение приводит к возникновению заболеваний. Интересен тот факт, что только одна выку­ренная сигарета может привести человека еще и к нервному срыву. Как и какие заболевания возникают, давайте проследим вместе с Вами, сос­тавив ромашку болезней человека от сиюминутной "радости". Мы уже с

В

Профилактическая беседа - играДымящая сигарета(9-10 класс)


ами выяснили, что курение ведет к заболеваниям сердца, происходит кислородное голодание, т.к. кровь обогащается углекислым газом. На какие органы еще влияет сигарета? /вопрос аудитории./ НА зубы (чернеют, издают специфический запах); Легкие - их обволакивает табачный деготь; слизистую оболочку рта и носоглотки (обжигаются дымом); желудок (через усиленное выделение слюны, на кото­рой остаются ядовитые компоненты); на слух, зрение и нервную систему, а также на внешность человека. /предполагаемые ответы учащихся с одновременной их_ корректировкой// ОДНОВРЕМЕННО С НАЗВАНИЕМ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ОНО ИЗОБРАЖАЕТСЯ НА "РОМАШКЕ" УЧЕНИКОМ ИЛИ УЧИТЕЛЕЙ/.

Учитель. Человек, пристрастившись к курению и не замечает, что обрел себе друга по имени "СМЕРТЬ", ибо смертность среди курящих больше на 30-80% чем у не курящих, и она выше у людей начавших курить в молодом возрасте. Привыкание к курению проходит через три фазы или стадии:- на первой, как я уже говорил, встреча с табаком происходит довольно безболезненно, появляются слабость, тошнота рво­та, головокружение, иногда обморочное состояние. На этом этапе организм как бы защищается от пагубности действия никотина.

-II при повторном обращении к сигарете, а согласно анкети­рованию это 26%* появляется приятное возбуждение, внутренняя теплота и курение становится приятным, а главное человек считает это нормой.

-III характеризуется анализом, курящий начинает осмысли­вать, что курение это не удовольствие, а вред, что оно не вызывает приятных ощущении, а превращается в обязательную повинность. Понаб­людайте за курильщиком - через определенное время они вскакивают и бе­гут на "ритуальную" казнь - затянуться, переговорить и вновь за дело.

Вначале человек выкуривает в день 1-5 сигарет, затем 15-20, а позднее до сорока штук. При этом возникает своего рода зависимость от никотина. При его отсутствии он зол, раздражителен, не может ра­ботать, также наблюдается подергивание рук и резкое снижение умст­венной и физической активности. Если на первой, реже второй стадии, от курения можно избавиться, то на III уже нет. Человек остается в за­висимости от сигареты. При ее отсутствии в дополнение к вышеперечис­ленным признакам добавляются беспокойство, бессонница, утрата аппе­тита. Такой случай произошел с гражданином Н. Он почувствовал себя плохо, возникла тупая давящая боль в верхней части груди. К нему бы­ла вызвана скорая помощь, которая прибыла через 15минут. Состояние Н, несмотря на все предпринятые врачами меры ухудшилась и спустя 20 ми­нут он скончался. Причиной этого послужило курение табака в течение многих лет, а это значит, что без сигареты он жить уже не мог.

Курение волновало умы не только ученых, но и писателей, но в большей степени поэтов. Они особенно точно раскрывают мир курящего и говорят о том, что сигарета... А впрочем, что они говорят, точнее, о чем пишут мы с Вами сейчас и узнаем:

Ученик.

Ты выкурил всего пять сигарет -

И часа жизни твоей нет.

Во имя шаловливой моды

Кладешь ты в землю жизни годы,

Куреньем гибель приближаешь,

Меняешь жизнь на деготь, смрад,

В позорной сделке сам ты виноват.

Тебе дан разум самим царем природы,

Так откажись от глупой моды!!!

/автор не указан/

Учитель. Пять сигарет способны унести целый час жизни, а это очень много*, если наша жизнь проходит в радости и заботе. У Вас сложилось убежденье, что сигарета не так уж и вредна, и что час жизни это такой пустяк, а Вы помножьте 5 на 20, потом на 200 -впечатляет. И неизвестного поэта это тоже волнует, и об этом он поведал нам в одном из своих произведении.

УЧЕНИК. У Вас сложилось убежденье,

Что зря шумят про вред куренья,

Мол, дед Ваш прошил девяносто,

Всю жизнь курил, питался просто,

А был всегда, как дуб здоров,

И прожил жизнь без докторов.

На первый взгляд все это так,

Но если б старец не курил табак,

То можно было бы ручаться, Что шил Ваш дед еще лет двадцать.

Учитель. Человечество подходит к такому рубежу, что только от него самого будет зависеть здоровье, как свое, так и будущих поколе­нии. Мы с Вами увидели, как маленькая сигарета с безобидной на пер­вый взгляд внешностью может сделать здорового человека больным, ли­шить его всей радости жизни.

Теперь давайте проверим, как Вы усвоили правила здоровья, т.е. как на Вас повлияло то, что курение - зло. Для этого проведем неболь­шую игру и еще раз подчеркнем свое отношение к этой глобальной проблеме.

Заключение 3 части может варьироваться и изменяться

4. ИГРА "МОЗГОВОЙ ШТУРМ".

А

Б

В

I

5

10

5

II

10

20

10

III

20

30

40Учитель. Я предлагаю Вам разделиться на две команды и из каждой команды выдвинуть кандидатов в жюри. Жюри произносит клятву: "Кля­немся судить справедливо, не обманывать и не лукавить! Жюри обязаны заносить в протоколы балы исходя из правил игры.

Командам дается три минуты, чтобы выбрать капитана команды,

придумать название команды и девиз, свя­занные с поднимаемой проблемой. Команды представ­ляют себя - визитка.

III 20 30 40 Теперь я объясню правила. На доске изображе­но игровое поле, где по горизонтали расположены блоки вопросов (А Б В), по вертикали уровень их сложности I II III),а в самих ячейках количество балов за правильный ответ. Например, Вы выбираете ход ВШ, и в случае верного ответа зарабатываете 40 балов. Но если Ваша команда даст неправильный ответ, то все балы переходят Вашим соперникам.. Право отвечать предоставляется всем членам коман­ды, но капитан должен назвать имя отвечающего. Красный, зеленый и желтый круги предполагают ряд задании, о них Вы узнаете чуть позже. 0 предназначении разноцветного круга могу сказать только одно - это конкурс капитанов, но о не я скажу позже. Прежде чем начать игру, мне остается только добавить, что время на обдумывание вопросов у Вас 30 секунд. Начинаем.

/Вопросы.

А1 Кто открыл табак и познакомил с ним матросов? (индейцы)

А11. Как называлась трубка при помощи, которой индейцы курили табак? (табако) А111. Назовите автора указа, в котором говорилось, что курильщиков табака велено наказывать 60-ю палочными ударами по подошвам ног? (Михаил Федорович)

Б1 Сильный яд представляющий собой маслянистую бесцветную жидкость? (никотин)

511. Перечислите симптомы, которые ощутили на себе матросы Христофора Колумба при курении табака? (головокружение, тошнота, кашель, физическая слабость)

5111. Какие органы поражает никотин в первую очередь? (легкие, сердце, печень) В1. Сколько и какие стадии проходит человек, пристрастившись к курению? (3(знакомст­во, повторная встреча, анализ-отвращение))

ВII. Какое количество сигарет выкуривает человек на начальной стадии и на последую­щих? (2-5; 40)

ВIII. Какой Закон регулирует курение и в чем его смысл? (Закон "Об ограничении курения табака", вне отведенных для этого мест) /

Разноцветные круги. Уважаемые команды, Вы благополучно преодолели первый раунд игры (жюри сообщает его итоги). И вот пришло время узнать тайну разноцветных кругов, выбирайте (по наименьшему количеству балов у одной из команд или по жребию)

-красный - Вашей команде, равно как и вашим соперникам предстоит, составит лозунг, направленный на борьбу с курением. Время на подготовку- 1минута. Оценка- 50 балов без права перехода.

-желтый - Команды составляют и задают друг другу по одному вопросу. Время на подго­товку 30 секунд. 0ценка-20 балов в случае правильного ответа и по 10 за интересный ответ.

-зеленый - командам предлагается в течение 2 минут составить из предложенного слова зоркость предложение, где последующие слова начинались с остальных букв этого слова за исключением Ь.(Время на подготовку 2 или 3 минуты) 0ценка-50 балов без права перехода. //"Зоя остановила ребенка, курящего одиноко сигарету «Тула" - Разноцветный круг-/Конкурс капитанов./ Из написанных на доске букв в течение 1 минуты составить слова, относящиеся к курению, в единственном числе и именительном падеже. Оценка - по 5 балов за несовпавшее слово.
СЕИЫРИАТ сигарета

Г 0 Т Н А К И Н табак

ДМТБКУОР никотин, дым и д.р.

Жюри подводит итоги, команде-победителю вручается Почетная грамота. 5. Учитель. Как известно курение это вредная привычка и от нее можно и от нее можно и нужно избавляться, но лучше не приобщаться к ней сов­
сем. Главное это Вы сами, Ваше желание быть здоровыми. Вы знаете
к чему может привести курение и только от Вас зависит, как Вы поступите,
Я благодарю Вас за внимание и за блестящую игру и надеюсь, что Вы
никогда не прикоснетесь к сигарете. И вот этот знак (эмблема сердца,
прожженного сигаретой меняется на знак "Курение запрещено') станет
символом, символом борьбы с курением в Вашем классе. Мне хочется
закончить словами неизвестного поэта, призывающего нас к спасению людей:

У берегов, морей и рек

Случается, что тонет человек

Лишь он начнет на помощь звать,

Его, конечно же, спешат спасать.

И если дом гудит, охваченный огнем,

Тотчас на помощь кто-то поспешит -

Ему так сердце доброе велит. Когда же школьник курит сигарету

И годы жизни отдает за это, Пойми, он тонет, он горит... Беда!

Сейчас решается его судьба.

Не будь же равнодушным человеком.

Спеши спасать! Он может стать калекой.

/// В процессе урока возможно проигрывание ситуации: "Мое отношение к курению", суть - вызываются двое учеников, выдергивают билетик с ролью "друг" и "курящий друг". Ребята пытаются разыграть сценку, в которой один узнает о том, что его друг курит и пытается убедить его в том, что это вредно для здоровья. Целесообразно пустить, как замену задания одного из цветовых кругов или конкурса капитанов.

© 2010-2022