Социально – воспитательная работа как необходимые условия личностно-профессионального становления будущих рабочих и специалистов

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально - воспитательная работа как необходимые условия личностно-профессионального становления будущих рабочих и специалистов.

Достовалова Н.Д.

Филиал БПОУ РК «КГТ-ЭК» п. Большой Царын

Рассмотрение форм воспитания будущего специалиста при обучении в условиях колледжа, несомненно, имеет большое значение, поскольку понимание их глубинной структуры способствует организации такой деятельности, на основе которой организуется профессионально-трудовое воспитание личности, гражданско-патриотическое, правовое, культурно-нравственное, спортивно-оздоровительное; деятельности, в основу которой заложены замыслы самого обучаемого, его цели и стремления, направленные на саморазвитие и самосовершенствование не только с позиции рассмотрения себя как будущего профессионала, но и с точки зрения общего личностного роста.

В филиале колледжа при разработке учебных планов и рабочих программ учитывается нравственные, психолого - педагогические аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов. Имеются все условия для проведения внеклассной воспитательной работы со студентами. Педагогический коллектив колледжа вопреки всем сложностям ищут, и находит пути дальнейшего совершенствования учебно - воспитательный процесс и создание условий подготовки конкурентноспособных современных специалистов.

Воспитательная деятельность любого колледжа, будь то технологический колледж, строительный, медицинский, юридический, педагогический, колледж искусств и культуры и др., - это систематизированный и целенаправленный процесс, и неотъемлемая часть его назначения - удовлетворение потребности обучающихся в образовании, в интеллектуальном, нравственном, патриотическом и культурном развитии, подготовке морально устойчивых личностей и специалистов для различных сфер жизнедеятельности, формирование у обучающихся трудолюбия, активной социальной позиции, развитие ответственности и самостоятельности. Несомненно, что главным направлением формирования личности будущего специалиста является его профессиональная подготовка, следовательно, в формировании высококвалифицированного и компетентного специалиста важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание специалиста, выполняющее в условиях колледжа функцию приобщения студентов к профессиональной деятельности и ее социальным функциям. Профессионально-трудовое воспитание специалистов направлено на развитие у обучающихся потребности к учебе, труду и профессионализму, на формирование основных умений и навыков, применение полученных знаний в решении задач на практике. У студентов формируются такие личностные качества как профессиональная этика, целеустремленность, трудолюбие, ответственность за свои решения, умение работать в коллективе, а также самостоятельность, самоконтроль и творческая активность. Для реализации направления профессионально-трудового воспитания в колледжах для специалистов среднего звена с целью организации их учебного, а также внеучебного образовательного процесса должны соответствующим образом обеспечиваться условия для самообразовательной деятельности и организовываться обучающие и познавательные мероприятия, такие как: тематические классные часы, встречи с руководителями и представителями организаций и предприятий, экскурсии на предприятия района, участие в фестивалях, конкурсах. Успех внеучебной работы будет обеспечен в том случае, если педагог учитывает особенности студентов, с которыми он работает. Именно с этой целью преподаватели используют различные методы диагностики для выявления уровня воспитанности нравственной и эстетической культуры студентов.

Одними из важнейших составляющих воспитательной работы колледжа являются объединения дополнительного образования: различные кружки и секции. Принимая активное участие в их деятельности, у будущего специалиста появляется возможность проявить свои творческие способности, а так же удовлетворить потребности в эстетическом, духовном и нравственном развитии. На основе этого у обучающихся формируется способность оценивать себя и окружающих с точки зрения моральных норм, эстетических и духовных идеалов. Нравственное воспитание соединяется с основными видами деятельности студентов: с учебными и факультативными дисциплинами, внеурочными мероприятиями. Немаловажное значение в культурно-нравственном развитии играет и спортивно-оздоровительная составляющая воспитательного процесса.

Физическое воспитание направлено не только на формирование здорового организма, но и на ведение студентами здорового образа жизни.

Оценив значимость форм воспитания специалиста в условиях колледжа, мы приходим к следующим выводам: - чтобы добиться высоких результатов в сформировании конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста, необходимо использовать в образовании все возможные и известные формы и средства воспитания; - ведущая роль в воспитании специалистов принадлежит профессионально-трудовой подготовке, как важнейшей составляющей образования студентов; - в современных образовательных условиях применяются не все доступные формы воспитания или применяются, но недостаточно полно.

Современное производство требует от учреждения среднего образования подготовку специалистов интегрированного типа, обладающих определенным резервом профессиональных знаний и способностей. Речь идет не только о формировании у выпускников практических умений и навыков, но и о развитии наиболее значимых общечеловеческих качеств и свойств, которые в процессе трудовой деятельности, освоения новых производственных технологий позволят динамично изменять освоенную специальность.

Реализуемое в колледже непрерывное, многоуровневое профессиональное образование можно охарактеризовать следующим образом:

  • Приведение профессионально - квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с потребностями;

  • Приближение производственного обучения учащихся к условиям реального производства, с использованием современных производственных технологий;

  • Формирование духовно - нравственной и профессиональной культуры выпускника;

  • Оптимизация управления образовательным процессом;

Успешность профессиональной и социальной адаптации выпускников и их востребованность на рынке труда зависит, на наш взгляд от следующих факторов:

  • Потребностей рынка труда (составляющая «надо»);

  • Задатков, способностей и личностных качеств, мотивированных на конкретной профессиональной деятельности (составляющая «хочу»);

  • Сформированости профессиональных знаний и умений (составляющая «могу»);

Расширение поля каждого из обозначенных факторов влияет на увеличение возможностей профессионального и социального становления выпускника учреждения СПО, а ранее выявление их ресурсов (задатков, способностей) является основой развития на профессиональное самоопределение.

В этом учебном году наш филиал колледжа выпускает78 учащихся по 6 специальностям, они получают не только образование и профессию, но находят друзей, помощь и поддержку педагогов в решении личных проблем, чувствуют себя нужными и успешными.

В настоящее время главной целью профессионального образования, рассматриваемого как единый взаимосвязанный процесс обучения, развития и воспитания, следует считать целостную (интегральную) подготовку обучающихся к профессиональной деятельности. То есть единая цель профессионального образования состоит в подготовке профессионала на таком
уровне мастерства, который, с одной стороны, соответствует уровню сложности выполняемых задач, предусмотренных моделью специалиста и получаемой ступенью квалификации, с другой - является необходимым для включения выпускника в процесс его дальнейшего непрерывного образования как профессионала и современного человека.

Администрация колледжа понимает, что подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает не только получение им качественного образования, но и воспитание у него самостоятельности, инициативности как формы выражения своих профессиональных потребностей, субъективно-возможной общественно - значимой основы.







Список литературы.

1. Концепция воспитательной работы ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский колледж искусств» // Официальный сайт муниципального образования Набережные Челны - URL: art-school.nabchelny.ru/s_3025/p_23109/ (дата обращения 20.12.2013).

2. Организация воспитательной работы в Нефтеюганском индустриальном колледже - филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» // Сайт Нефтеюганского индустриального колледжа - URL: nikspo.ru/page14.html (дата обращения 20.12.2013).

3. Салимбаев О.С., Болеев К.Б., Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи Казахстана // Научный журнал «Современные проблемы науки и образования» ISSN 1817-6321 - 2012 г. - №4 от 06.07.2012 г. - URL: science-education.ru/104-6587 (дата обращения 20.12.2013).

4. Тушина О.Н., Реализация здоровьесберегающих технологий реализуемых в колледже // Социальная сеть работников образования nsportal.ru - от 25.01.2013 г. - URL: nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/realizaciya-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-realizuemyh-v (дата обращения 21.12.2013).

5. Грабарчук Л.Г., Кладова С.Н., Журнал. Профессиональное образование. № 10 - 2009г: http: // e - profobr.ru; http: // e - mosniirpo

6. Розанова В.К., Слесарев С.Г., Журнал. Профессиональное образование. № 3 - 2005 г; IRPO.RU

7. Розанова В.К., Слесарев С.Г., Журнал. Профессиональное образование. № 5 - 2005 г; IRPO.RU.

© 2010-2022