Рабочая программа Навстречу успеху

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ямальская школа-интернат»

ул. Мира д.14, с. Яр-Сале Ямало-Ненецкий АО, 629700, Тел/факс (34996) 3-00-64, 3-04-64, 3-00-48

E-mail: mosi-yashi @ mail.ru ИНН 8909001091 УФК по ЯНАО БИК/КПП 047182000/8909001091





Программа «Навстречу Успеху»

по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся













Составители:

Педагог - психолог Гончарук В.А.

Социальный педагог Гусакова Г.Н.







с. Яр - Сале

Программа разработана специалистами социально - психологической службы

  1. Гончарук Верой Александровной, педагогом - психологом;

  2. Гусаковой Галиной Николаевной, социальным педагогом.

Программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) № 120.

  2. Конвенция о правах ребенка

4. Закон РФ «Об образовании»

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях

6. Декларацией прав ребенка

7. Конституцией РФ

8. Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Ямальская школа - интернат»

Срок реализации программы: 2015 - 2017 учебный год

Возраст детей: 11 - 17 лет

Содержание

I. Основные положения Программы.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цель и задачи Программы.

1.3. Основные направления деятельности по реализации Программы.

II. Общая характеристика содержания работы.

III. План действий по реализации Программы.

3.1. Развитие нормативно-правовой базы и информационно - методическое обеспечение реализации Программы.

3.2. Повышение квалификации педагогических кадров образовательных учреждений.

3.3. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников.

IV. Прогнозируемые результаты реализации Программы.

V. Приложения.

I. Основные положения Программы

1.1. Пояснительная записка

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.

Вопросы девиантного поведения связаны, главным образом, с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми».

Я. Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений». Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, работников ГПДН, учреждений дополнительного образования, КДНиЗП.

Одним из приоритетных направлений деятельности в правовом воспитании является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится:

- знание системы основных правовых предписаний,

- понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию,

- активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост количества неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей.

1.2. Цель и задачи Программы

Цели: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.

Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.

Задачи:

  1. Воспитание у школьников уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

  2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.

  3. Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.

  4. Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

  1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.

  2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.

  3. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

  4. Осуществление психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.

  5. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, психологической и общей культуры.

  6. Обеспечение мотивации:

  • учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

  • воспитателей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)

7. Развивать социальную активность, побуждать и прививать интерес к себе и окружающим,

  1. Формирование навыков саморегуляции, сотрудничества, адекватного проявления активности, инициативы и самостоятельности, способствование правильному выбору форм поведения.

  2. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

1.3. Основные направления деятельности по реализации Программы

  • Отбор практического материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников.

  • Организация профилактической, коррекционно-развивающей деятельности с детьми и родителями, а также диагностической работы по изучению интересов и потребностей детей с целью вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Участие в межведомственной организации досуговой деятельности детей и родителей: проведение мероприятий совместно с СОЦ «Арктика», МБОУ ДОД «Детско - юношеской спортивной школой «Лидер», МБУК «Домом Культуры и творчества», МБУК «Ямальским районным музеем», ГКУ ЯНАО «Центром Занятости населения Ямальского района», общественным движением КМНС «Ямал», отделом по обеспечению деятельности КДНиЗП, ГПДН отдела ОМВД по Ямальскому району, Департаментом по труду и социальной защите населения, Общественным движением «Женщины Ямала», ГБУЗ ЯНАО "Яр-Салинская ЦРБ".


  • Реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам.

  • Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника.

  • Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися, родителями и педагогами по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

II. Общая характеристика содержания работы

Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:

  • выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;

  • проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

  • оформление тематических стендов для учащихся и родителей по пропаганде ЗОЖ, социальной активности, положительных моделей поведения;

  • обновление личного сайта в сети интернет (Учительский сайт Гончарук В.А.) с целью распространения опыта работы по формированию законопослушного поведения школьников.

Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов:

Цель психодиагностичеких мероприятий с обозначенной группой подростков и семей социального риска: изучение степени сформированности положительной поведенческой ориентации в среде сверстников, устойчивости к неблагоприятным средствам влияния. Определение социальной ситуации семьи, степени и характера рисков. Изучение психологического микроклимата, особенностей взаимоотношений, социокультурного состояния, других особенностей семьи.

Для диагностической работы с детьми целесообразно применение следующих методик: «Метод незаконченных предложений», опросник Айзенка, тест тревожности Спилбергера, тест К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях», тест Басса-Дарки (агрессивность), методика Азарова (характер эмоциональных состояний), измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения (СОП А. Н. Орел).

Диагностика семьи включает систему методик, позволяющих выявить особенности конкретной семьи как объекта профессиональной помощи. Она может проходить на нескольких этапах (как на первоначальном этапе взаимодействия с семьей, так и на последующих этапах работы с семьей).

«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), Шкала семейного окружения (ШСО), Семейная социограмма.

Система диагностической работы:

  1. Информация об учащихся (сбор сведений, патронаты, акты)

  2. Информация о семьях (сбор сведений, патронаты, акты)

  3. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)

  4. Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся и семей, в которых они воспитываются

  5. Создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, состоящих на учёте в КДНиЗП, ГПДН по Ямальскому району.

Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, психологических практикумов, тренинговых занятий, лекториев, внеклассных мероприятий, организацию встреч, творческих эстафет, детско - родительских праздников, тематических акций, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций.

Цели практической деятельности:

-профилактика правонарушений;

-психокоррекция;

-профориентация;

-пропаганда здорового образа жизни.

- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работу

- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

- формирование личной и социальной компетентности детей, развитие позитивного отношения к себе и к окружающему обществу;

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

Подросток:


  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации

  2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения

  3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения

  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми и т.д.)

  5. A. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

- познавательные игры

- создание ситуаций эмоционального переживания

- создание ситуаций занимательности

- создание ситуаций опоры на жизненный опыт

- создание ситуаций успеха

B. Воздействие на социально-психологическое развитие через коллектив (чаще в сотрудничестве с классным руководителем, воспитателями):

-коллективные игры

- коллективные соревнования

- выработка коллективно-единых требований

- коллективное решение проблем

C. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

- уважение

- педагогическая требовательность

- убеждение

- осуждение

- понимание

- доверие

- побуждение

- сочувствие

- анализ поступка

- решение конфликтной ситуации.

D. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребёнка:

- пример, разъяснение;

- ожидание радости;

- снятие напряжения;

- обращение к самолюбию, самоуважению;

- обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

- требование;

- внушение.

Семья:

1. Обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранению и развитию семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

2. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей.

3.Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

4. Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и региона;

5. Организация работы родительского лектория на актуальные темы по созданию благоприятного семейного микроклимата, повышению уровня психолого - педагогической компетенции, активизации социокультурной деятельности в семье.



III. План действий по реализации Программы



№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения


Исполнитель

1. Развитие социального партнёрства, нормативно-правовой базы и

информационно-методическое обеспечение

1

Оформление и обновление в образовательном учреждении информационно - консультационных стендов по праву, правилам поведения, формированию самоконтроля, социальных нормах, законам (тематические стенды для школьников, родителей, педагогов):

В течение всего периода

2015 - 2017 г.г.

Социальный педагог, педагог-психолог


2

Подготовка аннотированного списка периодических изданий, электронных ссылок на сайты, способствующих формированию законопослушного поведения школьников.

В течение всего периода

с 2015 - 2017 г.г.

Библиотекарь

3

Координация взаимодействия с СОЦ «Арктика», МБОУ ДОД «Детско - юношеской спортивной школой «Лидер», МБУК «Домом Культуры и творчества», МБУК «Ямальским районным музеем», «Центром Занятости населения Ямальского района», общественным движением КМНС «Ямал», отделом по обеспечению деятельности КДНиЗП, ГПДН отдела ОМВД по Ямальскому району, Департаментом по труду и социальной защите населения, Общественным движением «Женщины Ямала», ГБУЗ ЯНАО "Яр-Салинская ЦРБ"

с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов, спортивных, культурно-досуговых, познавательно - развлекательных мероприятий, в т.ч совместных детско - родительских праздников.

В течение всего периода

с 2015 - 2017 г.г

Социальный педагог,

педагог-психолог



2. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников



Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный

1

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций,

сбор банка данных

Сентябрь -октябрь

Социальный педагог, педагог - психолог

2

Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска»: индивидуальные, групповые занятия по программам:

- «Авторская программа индивидуальных психокоррекционных занятий с подростками в кризисной ситуации, после травматического события» (Шевелева Елена Витальевна, заведующая ПМПС лицея, педагог-психолог);

- Программа коррекционных занятий с учащимися, оказавшимися в трудной ситуации (Попова Анастасия Михайловна, педагог-психолог);

- Программа психолого-педагогической коррекции агрессивности девиантных подростков (Понамарева Марина Геннадьевна, психолог);

- Коррекционно-реабилитационная программа по работе с несовершеннолетними правонарушителями "Точка опоры».


В течение года

Социальный педагог, педагог - психолог

3.

Проведение анкетирования по вопросу склонности к аддиктивному поведению

Февраль

Педагог-психолог

4.

Социологический опрос школьников с целью выявления правовой запущенности учащихся школы (7-11 класс), «Знаю ли я свои права?» (4-6 класс);

Октябрь

Социальный педагог

5.

Проведение профилактической акции «Правовая пропаганда» с привлечением специалистов сопредельных структур. Организация классных часов, деловых игр, лекций, бесед на темы:

- «Права и обязанности школьника»;

- «Взрослеешь ты и твоя ответственность»;

- «Твой Город »;

-«Административные правонарушения подростков»;

- «Оскорбление и клевета»;

- «Как не стать жертвой преступления»;

- « Вандализм как социальная проблема»;

- « Экстремизм в молодёжной среде» ;

- «Неформальные молодёжные объединения»;

- «Как противостоять соблазнам»;

- «Безопасный интернет»;

- «Осторожно! Мошенники!»;

- «Школьная жизнь и Закон»;

- «От чего и от кого зависит поведение»;

- «Как прекрасен этот мир!»;

- «Жизнь одна»;

- «Быть уверенным - это здорово»;

- «Как управлять собой» и т.др.

Ноябрь, апрель

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог - психолог

6.

Проведение классных часов, лекций, дискуссий, часов общения в группах интерната, встреч в Ямальском районном музее, библиотечных уроков, с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и формирования законопослушного поведения совместно с учреждениями, осуществляющими профилактическую деятельность.

В течение всего периода

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог, педагог - психолог

7.

Организация и проведение Площадки на каникулах «Приобретаем друзей» с привлечением специалистов сопредельных структур: СОЦ «Арктика», МБОУ ДОД «Детско - юношеская спортивная школа «Лидер», МБУК «Дом Культуры и творчества», ГБУЗ ЯНАО "Яр-Салинская ЦРБ"

Ноябрь, март(во время каникул)

Социальный педагог, педагог - психолог, заместитель директора по социальным вопросам

8.

Проведение с обучающимися, состоящими на на разных видах учёта Профилактических суббот с целью профилактики правонарушений и пропаганды ведения ЗОЖ на основе программ:

«Сталкер», Полезные навыки», «Обучение жизненно важным навыкам»

(Н.П.Майоровой,

Е.Е.Чепурных,

С.М.Шурухт), «Школа без наркотиков» (С.В. Чиган), «Обучение подростков навыкам противостояния употреблению психоактивных веществ» (О.А. Засовина, Г.Г. Савченко),

«Программа формирования здорового жизненного стиля» (Серия «Работающие программы», Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский),

Реабилитационная программа «Перекрёсток» (А.В. Терентьева, О.И. Ивашин, В.В. Москвичёв),

«Точка опоры»- программа для подростков с трудностями социальной адаптации (И.А. Устюгова, И.Г. Сухогузова, Л.А. Басуева, И.В. Камылятова)

В течение всего периода

Социальный педагог, педагог - психолог, классные руководители

9.

Привлечение учащихся и их родителей, состоящих на разных видах учёта, к участию в общешкольных, районных, межведомственных мероприятиях.

В течение всего периода

Заместитель директора ВР, заместитель директора по социальным вопросам, педагоги-организаторы, классные руководители, социальный педагог, педагог - психолог

10.

Организация индивидуальных встреч учащихся «группы риска» и их родителей с педагогами-психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся

По плану индивидуального сопровождения (ИПР)

Социальный педагог

3. Мероприятия для родителей (законных представителей) по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников


1.

Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся:

- Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»;

- Круглый стол «Ответственность и безответственность в воспитании. Что прячется за этими словами?»;

- Семейные встречи: «Нравственность нашей семьи», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»

- Лектории: «Создание условий для успешного обучения», «Сила слова, или яд сквернословия», «О психологическом здоровье семьи», «Роль детско - родительских отношений в развитии личности подростка».

- Тренинги: «Как преодолеть конфликт с ребёнком», «Учимся договариваться», «Если в доме поселяется разлад», «Как управлять семейным микроклиматом»

- Игры: деловая игра «Безопасность», правовая игра «Выбор», интеллектуально - развлекательная игра «Путешествие в будущее»

1 раз в месяц

Социальный педагог, педагог - психолог

2.

Совместные детско - родительские мероприятия:

- Акция «Здоровые дети - в здоровой семье»,

- Праздник Вежливости и Доброты,

- Праздник «Новогодний калейдоскоп»,

- Музейная встреча «Рождение семьи - рождение Гражданина»,

- Музейная встреча «Истинные патриоты Ямала»,

- Акция в музее «Тёплая рукавичка»,

- Акция в музее «Доброты много не бывает»,

- Деловая игра «Успех»,

- Тренинги: «Мы», «Быть другом», «Если что - то не получается…».

- «Весёлые старты», Эстафеты, Шахматные и шашечные турниры, спортивные игры в СОЦ «Арктика».

- Библиотечные встречи;

- Участие в культурно - досуговых мероприятиях при МБУК «Дом Культуры и творчества»;

- Участие в тренингах, акциях, мастер - классах, проводимых Центром Занятости населения Ямальского района».

В течение всего периода

Социальный педагог, педагог - психолог, заместитель директора по социальным вопросам

3.

Посещение семей учащихся, состоящими на внутришкольном учёте с целью проверки выполнения режима дня, занятости в вечернее время.

В течение всего периода

Члены КДНиЗП, сотрудники ОМВД по Ямальскому району, социальный педагог, педагог - психолог

4.

Проведение индивидуальных и групповых правовых консультаций для родителей по спорным вопросам в воспитании несовершеннолетних (невыполнение родителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних

В течение учебного года

Социальный педагог, педагог-психолог, Члены КДНиЗП, сотрудники ОМВД по Ямальскому району.

5.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций по организации летней занятости школьников, состоящих на разных видах учёта.

Апрель - июнь

Социальный педагог

6.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций по организации досуговой деятельности школьников, состоящих на разных видах учёта

В течение учебного года

Социальный педагог, педагог-психолог

4. Мероприятия для педагогов по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников



1.

Проведение заседаний методического объединения классных руководителей по специфике работы с детьми «группы риска»

1 раз в четверть

Руководитель МО классных руководителей, социальный педагог, педагог-психолог

2.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по организации профилактической деятельности с детьми, склонными к совершению правонарушений.

В течение всего периода

Социальный педагог, педагог-психолог

3.

Участие в педагогических советах:

- «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей».

- «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

1 раз в год

Социальный педагог, педагог - психолог, заместитель директора по социальным вопросам

4.

Разработка и оформление рекомендаций, памяток, буклетов по взаимодействию с детьми, испытывающими трудности социальной адаптации.

В течение всего периода

Социальный педагог, педагог-психолог

5.

Обновление личного и странички школьного сайтов материалами по работе с детьми и семьями, испытывающими трудности социальной адаптации.

В течение всего периода

Социальный педагог, педагог-психолог

V. Прогнозируемые результаты реализации Программы

Реализация Программы «Навстречу Успеху» призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушного поведения. В результате учащиеся должны:

- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

- быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации Программы возможно:

- снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на разных видах учёта;

- формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов;

-формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность;

- изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками;

- формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

- обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками;

- удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

























Приложение 1

Диагностическая программа изучения уровней сформированности правовой культуры и законопослушного поведения у детей и подростков с девиантным поведением

Компоненты законопослуш-ного поведения

Уровни и показатели правовой культуры


Высокий

Средний

Низкий

Крайне низкий

1

2

3

4

1. Правовое и гражданское самосознание

Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей.

Знает основные права, обязанности и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей.

Не всегда придерживается общепринятых норм поведения. Принимает участие в деятельности только под контролем взрослых и товарищей.

Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен.

2.Гражданская ответственность.

Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Ответственно относится к поручениям, учебе.

Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Выполняет поручения, хорошо учится.

Недостаточно знает конституционные права и законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка. Выполняет поручения только при побуждении со стороны взрослых.

Нарушает дисциплину и правопорядок. Безответственна, учится плохо.

3. Правовая культура.

Знает Декларацию по правам человека, Конвенцию по правам ребенка, Конституцию РФ выполняет и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовывать свои права и обязанности в жизни.

Знает Декларацию по правам человека, Конвенцию по правам ребенка, Конституцию РФ, но не всегда умеет реализовывать свои права и обязанности в жизни.

Знает Декларацию по правам человека, Конвенцию по правам ребенка, Конституцию РФ, но реализовать может только под контролем.

Не знает Декларацию по правам человека, Конвенцию по правам ребенка, Конституцию РФ, не выполняет требований общества.

4. Соблюдение законов государства.

Примерно ведет себя, самостоятельно выполняет правила поведения. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения.

Примерно ведет себя, самостоятельно выполняет правила поведения. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения. К хорошему поведению других не побуждает.

Примерно ведет себя, при условии контроля со стороны взрослых и товарищей.

Нарушает дисциплину, на внешние воздействия не реагирует.

6.Толерантность

Вежлив со всеми. Сдержан, спокоен. Не срывается ни при каких обстоятельствах. Не сквернословит. Уважает и соблюдает правила поведения в школе

Вежлив со всеми.. Уважает и соблюдает правила поведения в школе

Не всегда бывает вежлив со всеми. Старается соблюдает правила поведения в школе, но иногда может их нарушить

Не всегда вежлив. Часто раздражен и агрессивен. Может использовать в речи нецензурные выражения. Нарушает правила поведения в школе









Приложение 2

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия



Возраст

ребенка

Права, обязанности, ответственность

Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности

1

2

3

С рождения

•Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ);

•Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ);

•Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции ООН о правах ребенка).

С начальной школы - необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание.

С рождения

•Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

•Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

•Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.56, 57 СК РФ).

С начальной школы - необходимость знаний органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства.

С рождения

•Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст.9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.54, 57 СК РФ)

С начальной школы - необходимость знаний основ семейного права, гражданского права, наследственного права.

С рождения

•Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан.

С рождения

•Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).

С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей.

С рождения

•Право на отдых и досуг;

•Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка);

•Право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья.

С рождения

•Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).

С начальной школы - необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства

С рождения

•Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за противозаконные действия сексуального характера.

С рождения

• Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка

С

6 лет

• Право на образование

Обязанность получить основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ)

С начальной школы - необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образование

С

6 лет

• Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ)

С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли-продажи, договоров на оказание услуг

С

8 лет

• Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач, составление учредительных документов, уставов

С

8 лет

• Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции по делам несовершеннолетних и защите их прав

С

10 лет

• Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства

С

11 лет

• Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов

С

14 лет

• Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»)

Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве

С

14 лет

• Право отмены усыновления

(ст. 142СКРФ);

• Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства

С

14 лет

• Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами;

• Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности;

• Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ);

• самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ)

Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг, знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда

С

14 лет

• Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ)

Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления

С

14 лет

• Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ);

• Право работать не более 24часов в неделю (ст. 92 ТК РФ)

• Право на поощрение за труд (ст. 191 ТКРФ);

• Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ);

• Право на объединение в профсоюзы;

• Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ);

• Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ);

• Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю

С

14 лет

• Обязанность иметь паспорт

(Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ)

Необходимость знаний о компетенции паспортно-визовых служб, значении паспорта в жизни гражданина, ситуаций, в которых необходимо предъявление паспорта, ответственности за утерю паспорта, умение обращаться с паспортом, навыки обращения в паспортно-визовую службу

С 14лет

• Уголовная ответственность

за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ

Необходимость знаний основ уголовного,

уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечения к судебному разбирательству

С

15 лет

• Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договоров на оказание медицинских услуг

С

15 лет

• Право быть принятым на

работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю

С

16 лет

• Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 1ЗСК РФ);

• Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С

16 лет

• Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, законодательства об охране труда, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умение заключения трудового договора, навык общения с работодателем

С

16 лет

• Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной гражданской службе

С

16 лет

• Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

Необходимость знаний основ законодательства об административных правонарушениях и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответственности и их правомочиях

С

17 лет

• Обязанность юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство

(ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С

18лет

• Право на вступление в брак

(ст. 1 ЗСК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С

18 лет

• Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органов власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами государства

С

18лет

• Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ)

Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение

С

18 лет

• Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умение составления уставов, учредительных документов

С

18 лет

• Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С

18 лет

• Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТКРФ)

Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке возмещения вреда, навыки составления исков, объяснительных записок

С

18 лет

• Полная уголовная ответственность

(ст. 20, 87 УК РФ)

Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних

Приложение 3



Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

- устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка;

- регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов;

- устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей;

- определяет различные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, на охрану здоровья, отдых и оздоровление.

К категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации относятся:

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети-инвалиды;

дети, имеющие недостатки в психическом и \ или физическом развитии;

дети-жертвы вооруженных межнациональных конфликтов, экономических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

дети-жертвы насилия;

дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении;

дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В области образования и воспитания ребенка закон закрепляет ряд мер и гарантий по защите прав ребенка:

- учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и учреждения не вправе препятствовать их созданию;

- учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;

- в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;

- учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечающим образовательному и воспитательному процессу;

- учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов. В образовательном учреждении, в местах, доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.







Приложение 4

Обязанности и ответственность несовершеннолетнего

- Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет.

- Несовершеннолетние мужского пола понесут воинскую обязанность в виде воинского учёта и подготовки к военной службе.

В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке.

- По достижении 17 лет несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учёта и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учёт.

- После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждения или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную службу на альтернативную гражданскую службу.

- Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:

  • грабеж;

  • разбой;

  • умышленное убийство;

  • изнасилование;

  • насильственные действия сексуального характера;

  • хулиганство;

  • угон автотранспортного средства;

  • захват заложников;

  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

  • хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных средств;

  • вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

- в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет. А по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, - в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;

- в комиссиях по делам несовершеннолетних - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет - общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16- летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения:

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как

  • приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ;

  • жестокое обращение с животными;

  • повреждение транспортных средств общего пользования;

  • групповые передвижения с помехами для дорожного движения,

  • повреждение телефонов-автоматов;

  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах;

  • приобретение самогона и др.

применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как

  • мелкое хулиганство;

  • нарушение правил дорожного движения;

  • нарушение порядка обращения с оружием;

  • правил пограничного режима и др.,- применяются меры наказания на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Существуют следующие виды административного наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который является орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, лишение права на управление транспортными средствами либо права охоты, исправительные работы сроком от 15 дней до 2 месяцев с удержанием 20% зарплаты, административный арест на срок до 15 суток. Однако к подросткам, беременным женщинам или инвалидам I и II групп административный арест применяться не может.

Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет - в спецпрофучилище.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) детьми, имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 15 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.



© 2010-2022