Доклад на тему Воспитание личности гражданина России в рамках профессионального образования

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание личности гражданина России в рамках профессионального образования

Ляпина Лариса Борисовна

преподаватель правовых дисциплин НАНО СПО «Гуманитарный колледж» в г. Вятские Поляны

Произошедшие в России социально-политические сдвиги привели к серьёзным изменениям в сфере образования. Одним из важнейших изменений стало резкое уменьшение воспитательного аспекта образовательных учреждений.

Существующие на сегодняшний день воспитательные структуры и используемые воспитательные средства не могут эффективно выполнять возложенную на них задачу, так как функционируют чаще всего автономно. Они не объединены ни идейно, ни организационно, ни методически.

Основу сегодняшней системы гражданского воспитания в образовательных учреждениях составляют институт классных руководителей, кураторов и практика воспитывающего обучения. Однако чаще всего гражданско-воспитательная деятельность классных руководителей и кураторов организационно фрагментарна и содержательно поверхностна, а воспитательные возможности отдельных предметов оказываются незадействованными, так как обучение почти полностью подчинено выполнению «формально-образовательных» задач. Их реализация признаётся сегодня и образовательным учреждением, и учащимися, и родителями более важной, чем гражданское или какое-либо другое воспитание, так как только образовательная компонента школьного обучения может обеспечить: учащимся -высокую успеваемость, родителям - поступление их детей в вуз, учителям - успешную аттестацию и повышение квалификационного статуса. То есть, сегодня воспитательная составляющая обучения (в отличие от образовательной) не имеет чётких содержательных и формально определённых критериев её социальной важности и необходимости как для каждого отдельного обучающегося и педагога, так и для образовательного учреждения в целом.

По сути, в настоящий момент налицо почти полное отсутствие целенаправленного воспитательного воздействия образовательного учреждения на обучающихся в нем, особенно в части гражданского воспитания.

Для меня как педагога, патриотизм выражается в особой направленности самореализации и социального поведения студентов как граждан РФ.

Под гражданским образованием, с одной стороны, понимается целостная система формирования духовно-нравственной, правовой и политической культуры обучающихся, что дает основу для развития социальной активности личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой отстаивать и защищать их. Интерпретация понятия гражданского образования определяет образовательно-воспитательную систему как систему, предусматривающую создание условий для становления активной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий.

Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО, с активной гражданской позицией, является определяющим в аспекте реформирования образования. Поэтому НАНО СПО «Гуманитарный колледж» осуществляет подготовку специалистов среднего звена, сохраняя качественную определенность и практическую направленность на формирование гражданина РФ. Колледж обеспечивает качество образовательных услуг на основе современных технологий обучения и социального партнерства, широкого спектра возможностей для творческой самореализации и личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Студенты, обучающие по специальности «Право и организация социального обеспечения», в рамках изучения отдельных дисциплин на практических занятиях посещают организации и учреждения, осуществляющие деятельность по социальному обеспечению. Из всех организаций более открыт для взаимодействия Комплексный центр социального обслуживания населения, возглавляемый Глушковой Натальей Александровной. Так студенты, обучающиеся по специальности «Право и организация социального обеспечения», в рамках изучения дисциплины «Основы психологических знаний инвалидов и лиц пожилого возраста» посетили геронтологический центр в д. Сосмак.

Целью нашего посещения была не только экскурсия по центру, но и исследовательская работа, включающая наблюдение и интервью. Студенты колледжа по ранее разработанным вопросникам провели опрос подопечных данного учреждения. Студенты побеседовали и с работниками центра. В ходе беседы стало понятно, что здесь работают неравнодушные люди, способные к состраданию и пониманию как физической боли, так и душевной.

1 октября 2012 года нас уже в Центре встречали как хороших знакомых. Да и студенты готовились к данной поездке с большим энтузиазмом.

Я считаю, что данные поездки не только способствовуют применению теоретических знаний для проведения исследования, в ходе общения с пожилыми людьми, но и способствуют воспитанию у студентов такого чувства как сострадание, помогают им понять роль и необходимость квалифицированных специалистов в сфере социального обслуживания.

С начала учебного года студенты колледжа на практике изучили проблемы детей, проживающих в школе-интернат, проблемы безработных в г. Вятские Поляны и по Вятскополянскому району.

Как показала практика, развитие социального партнерства с организациями в сфере социального обслуживания, социальными институтами, вовлечение их в основные образовательные процессы способствует не только повышению профессиональной востребованности выпускников на рынке труда и содействие их трудоустройству, но и гражданскому становлению личности подростков.

Но все бы было хорошо, если бы данная направленность в образовательном процессе зависела только от образовательного учреждения. На данный момент существуют определенные проблемы, а именно:

- закрытость организаций и учреждений,

- непонимание со стороны родителей,

- транспортная доступность и отсутствие льготного проезда.

И хочется надеяться, что круг организаций открытых для взаимодействия с образовательными учреждениями расширится.


© 2010-2022