Программа общения среди сверстников в летнем лагере

Раздел Социальному педагогу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Перво - Чурашевская СОШ»



Программа

«Общение детей среди сверстников

в спортивно- оздоровительном лагере»

(Сценарии тестовых и игровых заданий для каждого периода лагеря)





Выполнила:

Пелеева Э.Ю.учитель биологии,

педагог-психолог Изосимова А.А.

МОУ«Перво- Чурашевская СОШ»

Мариинско-Посадского района

Чувашской Республики




Общение детей среди сверстников в спортивно- оздоровительном лагере.

Человек живёт среди людей и с людьми. И тем именно он, наверное, и счастлив.

Ребёнок-самая большая ценность в нашей жизни. Забота о ребёнке для нас-задача первостепенной важности. Чем старше он становится, тем стремительнее ширится круг его общения. Со сверстниками он растет, мужает. Для ребёнка общение со сверстниками - это, в сущности, обучение миру, нравственным его законам. Постепенно все теснее сходясь с товарищами, он учится здраво судить о людях, оценивать и узнавать добро и зло, ощущать, что он не один на свете, что, оказывается, многое связано с ним, как и он связан с ними, он нелегко и непросто познает великую науку любить людей, то есть жить с ними в мире.

Исследования досуговой сферы подростков показывают, что за последние десятилетия из педагогического арсенала исчезли многие полезные традиции: разнообразные «Дворовые игры» как средство социализации подростка и вид досуга, различные виды коллективных общедворовых досуговых мероприятий.

Особенно остро проявляется эта проблема в сельской местности, где досуг детей вне школы ограничивается редкими праздниками.

Важной функцией школы в работе с детьми в летнее время в этих условиях выступает организация спортивно- оздоровительных лагерей и лагерей труда и отдыха, основными целями которых являются:

  • создание условий для эффективного оздоровления детей и реализация их интересов,

  • формирование позитивных межличностных отношений и развития личностных качеств, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

  • компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников.

Смена в детском лагере имеет определённую логику развития. Как правило, она состоит из трех периодов: организационного, основного и итогового.

Задача организационного периода-познакомить и сплотить мальчиков девочек. Детям нужно усвоить нормы поведения и правила проживания в лагере, его законы и традиции.

Программа общения среди сверстников в летнем лагере

Для успешной реализации задач организационного периода в своей практике мы применяем следующие методики.

Тест на идентификацию

Ребенку необходимо нарисовать в любом месте листа два кружка: «Я» и близкий мой друг.
Чем ближе кружки друг к другу, тем больше ребенок идентифицирует (соотносит) себя с другим человеком.

Программа общения среди сверстников в летнем лагере

Игры на знакомства:

Позволяют ребятам запоминать имена друг друга, раскрывают творческие и организаторские способности.

Имя-цвет, имя-ассоциация.
Все участники находятся в общем круге. Каждый по очереди должен назвать свое имя и цвет (образ: предмет, животное, растение), на который, по его мнению, он похож, и обосновать свою похожесть (перечислить сходные качества).

Расскажи обо мне.
В течение нескольких минут дети в парах рассказывают друг другу о себе. Затем рассказывают всем о своей паре, потом наоборот.

Давайте познакомимся.
Всем играющим предлагают найти своих тезок и объединиться в группы по именам. Те, у кого редкие имена, объединяются в группу «Ассорти». Каждая группа получает задание творчески представить свое имя.

Следующий, самый длительный по продолжительности период - основной. На этом этапе дети реализуют себя в различных видах деятельности: спортивной, интеллектуальной, творческой. С этой целью проводили следующие игровые методики.

Мое любимое дело
Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например, первый участник говорит: «Меня зовут Андрей, и я люблю играть на гитаре». Следующий участник: «Я не умею играть на гитаре. Меня зовут Рома, я люблю играть в футбол». И так далее.

Мы идем в поход
Игрок, назвав свое имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом», и так далее, пока не будут названы по имени все.

Программа общения среди сверстников в летнем лагереПрограмма общения среди сверстников в летнем лагере

Человеческий альянс.
Группа состоит из 10-12. человек. Участников просят встать в круг, дотянуться и взяться правой рукой с одним человеком, а левой - с другим. Затем их просят распутаться, не разжимая рук. Успех зависит от того, как участники будут договариваться друг с другом. Затем дети обсуждают, как они приходят к согласию в реальной жизни, насколько важны эти соглашения.

Импульс.
Игра на время. Стоя в кругу и держась за руки, игроки (1О-50 человек) пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседу справа. Попробуйте провести игру вначале с открытыми глазами, а затем с закрытыми. Сравните время. А теперь попросите одного из участников послать «импульс» в двух направлениях. Посмотрите, могут ли «импульсы» пересечься и продолжить свой ход дальше. Аналогично импульсу можно передавать все что угодно, например, звук или какое-нибудь слово.

Угадай мелодию.

Баянист или музыкант, играющий на любом инструменте, исполняет детскую мелодию. Кто угадал, поднимает руку. Правильно - получает жетон. Затем все хором поют один куплет и припев. И так далее.

Комплименты
Подготовка игры: расскажи своим друзьям о разных вариантах формулировки комплимента.
Ход игры:
Все участники игры рассаживаются по кругу. В центре стоит стул - трон. У каждого участника игры - вырезанные из картона сердечки. У некоторых сердечек в центре нарисована стрела,
Выбранный по жребию (или просто вызвавшийся первым) участник садится на трон. Остальные по очереди говорят ему комплименты. После этого сидевший на троне подходит к каждому и вручает ему сердечко. Пронзенное сердечко вручается тому, чей комплимент произвел наибольшее впечатление.
Игра продолжается до тех пор, пока на троне не побывают все участники. Затем определяется тот, кто набрал наибольшее количество пронзенных сердечек. Именно он и становится Королем или Королевой комплимента.
А теперь обсуди со своими друзьями следующие
вопросы:
• Легко ли ты находил нужную формулировку для комплимента?
• Легко ли тебе было произносить вслух (при всех) комплименты?
• Какие чувства ты испытывал, когда делал комплимент?

Спортивная кругосветка или Спартакиада, где форма для спортивных видов деятельности достаточно разнообразна..

Программа общения среди сверстников в летнем лагере

Итоговый период наступает примерно за 3-4 дня до конца смены. Чтобы переход от жизни, которая била ключом, к привычному бытию был не резким и не стрессовым, рекомендуем проводить следующие психологические игры и упражнения:

На льдине
Цель: развитие межличностных отношений в коллективе соучастия, единства, чувства поддержки.
Участвуют не менее 8-10 человек. Стулья по количеству участников.
Ведущий предлагает участникам составить из стульев льдину и отправиться в плавание по Северному Ледовитому океану. Участники встают на стулья. Ведущий начинает рассказ: «Вы, друзья, отправились в путешествие по Северному Ледовитому океану. Начался шторм, кусочек льдины откололся, но вам нужно спастись всем, продержаться на льдине до тех пор, пока к вам не придет помощь». Ведущий постепенно убирает стулья, тем самым «откалывая» кусочек за кусочком от льдины. Задача участников: как можно дольше и в большем количестве остаться на льдине. В конце игры идет обсуждение: как долго, сколько смогли удерживаться на льдине, кто предпринял больше усилий для спасения других, кто спасал лишь себя.

Волшебный клубочек
Цель: улучшение межличностных отношений в коллективе.
Участники игры садятся в круг, ведущий предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее:
»Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому что...»
После того как высказались участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас объединить, теперь мы самый настоящий коллектив, мы вместе и мы- сила!»

Волшебный магазин
Цель: осознание своих положительных и отрицательных черт характера.
Ведущий предлагает подросткам подумать, какими качествами они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин, в котором каждый в обмен на одни свои качества (ум, смелость, честность, лены, занудство, равнодушие), может получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает, свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. В дискуссии ребята делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.


«Да», «нет», «не знаю»
Цель: развитие умения общаться, выражать свои мысли по тому или иному вопросу, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в пользу того или иного ответа.
Заранее заготовленные карточки с ответами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ» перед началом игры крепятся по противоположным частям комнаты.
Ведущий зачитывает вопрос, ребята, выбран тот или иной ответ, встают к стене с нужной карточкой. Ведущий поочередно опрашивает участников о своем выборе. Задача - отстоять свою точку зрения в выборе ответа доказать ее правильность.

Контакт-слово
Ведущий предлагает ребятам разбиться на пары. Пары берутся за руки. Первые номера загадывают слово и произносят его вместе с другими 3-4 словами. Задача напарников - почувствовать, какое из слов загадано. Затем играющие в парах меняются ролями.

Бревно
Вся группа встаёт на бревно в определённом порядке. Необходимо поменяться местами: 1-й должен занять место последнего, 2-й-предпоследнего и т. д. Во время выполнения упражнений нельзя становиться на землю. Если хотя бы один человек коснётся земли, вся группа возвращается на исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.

Подвести итог летней смене поможет линейка закрытия. Очень важно, чтобы она была выдержана в строгих, но добрых тонах с пожеланиями ребятам всего наилучшего.

Литература:

Абросимова Е.И. Коллективные творческие дела Классный руководитель-2004-№2.

Никитюк А.С. Тренинговые упражнения. Тренинговые игры.Классный руководитель-2001-№4

И.В.Грузина. Праздники в начальной школе. Сборник сценариев .М.,2000

А.Н.Никульников. Школьная площадка .Новосибирск,2008

Ю.Г.Гурьянова. Тесты,игры,упражнения .М.,2008

«Ничто не обходится нам так девшего,

И не ценится так дорого, как вежливость».

Сервантес.

Тренинг «Тактичность в общении

Цель: Познакомиться с одними из самых употребительных формул вежливости-формулами приветствия.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными формами приветствия и их значимостью в установлении человеческих контактов;

  • Показать роль жестов, мимики, интонации, манеры обращения в создании хорошего самочувствия и настроения людей.

План:

  • Приветствие;

  • Работа в кругу;

  • Групповая работа ;

  • Ритуал конца занятия. «Творческое тепло».

Содержание.


  • 1.Ритуал начала занятия. «Приветствие»

Участники образуют круг и делятся на три группы: «Европейцев», «Японцев», «Африканцев». Каждый из участников идёт по кругу и здоровается со всеми своим способом: «Европейцы» пожимают руку», «Японцы» кланяются, «Африканцы» трутся носами.

2. Работа в кругу:

  • В каких случаях люди приветствуют друг друга?

  • Всегда ли слова приветствия, произнесённые человеком, вызывают у окружающих людей состояние удовлетворения и радости от встречи?

  • Какое приветствие можно считать достойным эстетически воспитанного человека?

  • Нужно ли здороваться с людьми, войдя в лифт, занимая очередь к врачу на приём или заходя в магазин за продуктами?

  • Следует ли здороваться с человеком, если вы его повстречали второй раз?

  • Приведите другие примеры, когда приветствие уместно и необходимо.

Обсуждения. Выступления учащихся. Пояснения педагога-психолога

Вывод:

  • Куда бы ни пришёл человек, он должен поздороваться, не ожидая приветствия в его адрес.

  • Приветливая улыбка и небольшой вежливый наклон головы подчеркнёт ваше расположение к людям.

  • Если вам встретился человек, с которым вы уже здоровались, не делайте вид, что вы его не замечаете. Поздоровайтесь ещё раз, изменив форму приветствия, или просто приветливо улыбнитесь.

2

Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляет контакты, приближают к радости человеческого общения. Это прекрасно выразил поэт Владимир Солоухин:

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы,

--Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», Больше ведь мы ничего не сказали,

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?

От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?

От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В. Солоухин пишет об улыбке следующее: «Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза-смотреть, находить, рот-поглощать пищу и т. п. Всё нужно самому себе,

кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся тоже, душа зябнет и каменеет».

- Как бы вы ответили на вопросы поэта Солоухина?

- Что нужно развивать в себе, над чем работать, чтобы приносить людям радость (пусть даже просто приветствие)?

3. Групповая работа. Проигрывание ситуаций.

Задание: Группе предлагается войти в класс и обратиться к сверстникам, учителю, употребляя различные варианты приветствия, «Здравствуйте», «Салют!», «Привет!», «Как поживаешь?!», «Здорово!» и т. п. Приветствия могут сопровождаться разнообразными жестами: рукопожатием, помахивание руки, кивком головы и др. Педагог-психолог может подсказать и попросить проиграть заведомо неправильные, неуместные и некрасивые формы приветствия, сопровождаемые высокомерным кивком головы, пренебрежительной улыбкой и т.п . Остальные дети должны оценить формы приветствия.

Обсуждение.

  • Чьё приветствие понравилось больше всего и почему?

  • Что хотел сказать своим приветствием каждый из выступающих, что хотел выразить?

  • Что собой представляет человек, который поздоровался с нами?

  • Как он относится к нам?

  • В чем красота приветствия, и какие ошибки были допущены при выборе формы приветствия?

Это задание выполняют все ребята по очереди, создавая тот или иной образ человека. После обсуждения данного варианта приветствия, ребёнок должен ответить, угадали ли ребята тот образ, который он сумел сыграть.

Вывод: Участники тренинга должны прийти к мысли о том, что каждая формула приветствия имеет своё собственное употребление, выражает особые отношения, связана с определённой ситуацией. И во всех ситуациях уместно приветствие «Здравствуйте!». Оно универсально, поэтому, употребляя его, мы не рискуем ошибиться.

3

4.Ритуал конца занятия. «Творческое тепло».

Сегодня мы с вами обогатили свой речевой этикет. Каждый из нас пользуется такими прекрасными волшебными словами русской речи, как: «Здравствуйте», «Спасибо», «Извините», «Пожалуйста» .У каждого внутри из маленькой или большой искры появился огонь доброжелательности. Я вам предлагаю поделиться этим огнём со всеми. Каждый участник прикладывает ладонь к спине соседа.

Моё тепло пошло по моей руке к …от него…и пришло ко мне в многократном размере.



© 2010-2022