• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • Выступление на совещании при директоре на тему Выполнение Закона РФ № 120 Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности

Выступление на совещании при директоре на тему Выполнение Закона РФ № 120 Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 СЕЛА ТОМУЗЛОВСКОГО БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

356832, Ставропольский край Буденновский район, село
Томузловское,пер. Артезианский.№ 10
Тел: 8(86559) 95-4-33; E-mail: [email protected]

Работа с учащимися с
девиантным поведением

(выполнение ФЗ-120, кз -52)

Выступление на совещании при директоре 20.09.2015г











Работа с учащимися с девиантным поведением

Программа развития воспитания в системе образования России выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль ОУ как центрального звена этой системы.

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть практически в каждом ОУ, классе.

Подростки, относящиеся к этой категории, не всегда являются малолетними преступниками и правонарушителями. Часто это тихие, пассивные и замкнутые дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию, другим видам ассоциального поведения.

Проводимые наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско -детскими отношениями позволили выделить следующие факторы «риска»:

  • отчужденность детей от семьи, школы и общества;

  • частые случаи раннего антисоциального поведения;

  • неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком);

  • педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);

  • влияние дурной компании, окружения, социума особенно.

  • Категории детей, находящихся на особом контроле, с которыми ОУ, социальный педагог работает в системе, определены тарифно-квалификационной характеристикой социального педагога и федеральным законом РФ №120 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основными группами являются:

  • дети, лишенные родительского попечения (опекаемые или проживающие в замещающих семьях);

  • дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями по здоровью;

  • несовершеннолетние правонарушители, обучающиеся в образовательном учреждении;

  • нарушители дисциплины в отношении которых принято решение об особом контроле;

  • дети из неблагополучных семей;

  • дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на разных формах учета, в ОУ должна постоянно вестись индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

  • посещения на дому с целью контроля над условиями семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам;

  • изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;

  • посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;

  • психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспи танию и обучению подростков;

  • индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

  • вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность (социальные проекты,

занятость в объединениях дополнительного образования).

Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения
работы с учащимися «группы риска».

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

Классный руководитель предоставляет социальному педагогу данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:

  • участие учащегося в общественной жизни класса;

  • позитивные качества личности;

  • взаимоотношения со сверстниками;

  • досуговые интересы (чем любит заниматься в свободное время);

  • каково влияние семьи;

  • имеют ли место конфликты в классе и их причины;

  • какая работа проводилась с подростком и насколько она оказалась результативной.

  • Социальный педагог:

  • приводит все сведения в систему;

  • проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями-предметниками;

  • посещает уроки, на которых возникают проблемы;

  • ставит социальный диагноз;

  • привлекает к сотрудничеству психолога.

Заместитель директора школы по воспитательной работе в случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом и психологом, организует педконсилиум с участием учителей- предметников, классного руководителя, социального педагога, психолога.

Директор школы осуществляет координацию и в случае необходимости принимает решение:

  • о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;

  • о ходатайстве перед ОДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;

  • о направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних и ЗП;

  • о вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения.

Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения

Поведение - совокупность конкретной, в данный момент протекающей деятельности. Адаптивное - при наличии целесообразного, полезного результата.

Достижение этого ре зультата возможно, если составляющие по ведение деятельность соответствуют условиям, в которых данное поведение осуществляется.

Отклоняющееся (девиантное) поведение - социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (И.А.Невский).

Известный социолог И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения: система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (нормы психического здоровья, права, культуры и морали).

В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, социально-психологической, средовой).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:

  1. поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

  2. антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Незначительные проступки - правонарушения, серьезные проступки (преступления) наказываются в уголовном порядке.

Соответственно говорят о делинквентном (про тивоправном) и криминальном (преступном) повелении.

Классификация социальных отклонений в девиантном поведении:

  • корыстной ориентации:

  • правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, де нежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, мошенничество);

  • агрессивной ориентации:

  • действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убий ства, изнасилования);

  • социально-пассивного типа:

  • стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Асоциальное поведение различается и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

Неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдающееся в детском и юношеском возрасте, характеризуется устойчивыми и повторяющимися нарушениями соответствую щих возрасту норм и социальных правил, прав других, характерно для детей, которых относят к группе девиантных.

Выделяют 4 типа девиантного поведения:

  • десоциализированное:

плохие отношения со сверстника ми, равнодушие к другим, эгоцентризм;

  • социализировананное:

привязанность к «своим», враждеб ность к посторонним;

  • неагрессивное:

устойчивая ложь, прогулы, побеги из дома, наркомания;

  • агрессивное:

физическое насилие над другими, преступ ное поведение.

Причины девиаций (отклонений):

  • отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответст вие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);

  • нарушения в сфере межличностных взаимоотношении (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфлик тен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи); - ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижение личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося; - конфликтные отношения между родителями ученика и учи телями или между учеником и учителями и др.); - ошибки семейного воспитания («заласканное детство»,

«задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, переклады вание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье; - социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);

  • психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства.

Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом.

В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационною характера, ложного самоутверждения, группового поведения.

С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранее запланированному, преднамеренному.

Мотивации зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду.

Классификация групп подростков - правонарушителей.

Неформальные подростковые группы не являются некими статич ными, неменяющимися социальными образованиями.

Им свойствен на своя групповая динамика, имеет место некое развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже в преступные группы.

Выделяется пять групп подростков правонарушителей.

Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений.

Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставлен ной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности.

Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы.

Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевоспитания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.

У подростков третьей группы наличествуют как деформиро ванные, так и позитивные потребности и взгляды.

Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.

К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.

Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием.

У подростков двух последних групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность.

Двум последним группам необходимы:

  • постоянная коллективная работа в должном темпе;

  • систематический контроль и оценка их деятельности;

  • личная ответственность;

- активное участие в соревновании.

РАБОТА С ЛИЧНОСТЬЮ ПОДРОСТКА В ОУ.

Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) во многом определяет возможные варианты формирования личности.

Однако в практике работы ОУ чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых ос тавляет желать лучшего, а отсюда и отклонения в поведении.

Отклонения в поведении детей и подростков- особенности поведения, обращающие на себя внимание, настораживающие родителей, общественность.

Эти особенности свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм и требований и даже могут нести в себе задатки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных правовых норм, требований закона и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрывается.

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требуют обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми.

Для этого необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, ней трализующих и корректирующих негативные воздействия, которая имеет следующие направления:

  1. выявление различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

  2. анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

  3. подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я- концепцию», вести здоровый образ жизни;

  4. создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, учреждениями дополнительного образования.

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.

Для того, чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стресса ми, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиту, сопро тивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

  1. успешности учебной деятельности (учения);

  2. эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями).

Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке

учащихся.

  • выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;

  • определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии,
    индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников;

  • составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин ее нравственной деформации, отклонений в по ведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей);

  • изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

  • вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;

  • изменение условий семейного воспитания (исходя из воз можностей школы) с использованием для этой цели служб и ве домств системы профилактики.

Основные направления профилактической работы:

  1. Разработка и внедрение программ воспитательно-профилактической направленности.

  2. Профилактическая работа:

  • с коллективом учащихся;

  • индивидуальная;

  • с педагогами;

  • с родителями.

  1. Деятельность в социуме. Формирование единого воспита тельно-образовательного

пространства «Школа - микрорайон».

  1. Диагностика.

  2. Охранно-зашитная деятельность.

  3. Взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики.

  4. Развитие системы дополнительного образования.

  5. Правовое просвещение.

© 2010-2022