СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Раздел Социальному педагогу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ


Детско-родительские мероприятия необходимы при каждом переходе в новую возрастную группу, когда у ребёнка появляется возможность и желание общаться с окружающими по-новому, из более взрослой позиции, а родители по разным причинам сохраняют с ними «более детский» стиль взаимодействия.

Если же стремление ребёнка общаться по-новому не находит реализации, то возможными становятся формализация отношений, снижение уровня доверия или «остановка» ребёнка на детской инфантильной позиции. И здесь

могут помочь детско-родительские мероприятия. Под возрастной группой мы не имеем ввиду тот или иной возрастной период: младший школьный, подростковый возраст, а тот отрезок возраста, в течение которого значительно меняется содержание общения, его основные темы, вопросы, самостоятельность мышления.

Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состава: родители и дети. Можно включить сюда психолога и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.

Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей в классе, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

Хотя мы говорим о детско-родительских мероприятиях в аспекте работы с родителями, они не менее важны для детей. Они позволяют ребёнку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Более того, в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции. Причём чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей. Это положение необходимо обязательно прояснять родителям. И, исходя из этого, мы подходим к тому, как объяснить родителям, зачем необходимы эти мероприятия. Ведь если слова «лекция» или «семинар» в нашей культуре существуют применительно к взрослым, то игра- занятие для взрослых несерьёзное, не заслуживающее того, чтобы тратить на него время. А кто-то и боится её, так как она требует спонтанности, которую многие уже потеряли.

Поэтому слово «игра» не стоит упоминать при приглашении родителей,

которое обычно делается по телефону. Надо просто пригласить их на встречу, посвящённую обсуждению какой-то значимой для класса проблемы. Тогда внимание родителей будет акцентировано не на форме встречи, а на её содержании. Однако уже перед самой встречей с детьми родителей необходимо специально подготовить. Во-первых, рассказать о возможностях игры («для солидности» можно упомянуть о некоторых теориях игры), во-вторых- стимулировать активность родителей. Но в то же время следует дать право тем, кому трудно участвовать в игре, быть «молчаливым» участником.

Если игра проводится с младшими школьниками, после её окончания можно провести небольшую рефлексию только с родителями. У многих возникнут вопросы, и важно их обсудить. Если игра проводится с подростками, рефлексия после игры невозможна, поскольку она будет означать наличие некоторых тайн от ребят, и эффект игры будет смазан.

Как конструировать игру? Прежде всего, определите её тему, которая должна быть значимой для детей данного возраста и класса. После этого можно подумать о формах работы. Здесь нужно опираться на знакомые детям формы, которые они использовали на занятиях, или формы, в которых детей можно потренировать заранее. Важно, чтобы эти формы задействовали различные каналы восприятия и переработки информации, то есть, чтобы в игру включались обсуждение, действия, зрительное наблюдение.

После того как определены формы, нужно продумать начало и окончание игры. Вначале надо давать задания, позволяющие «повысить энергетику» группы и поднять настроение участников. Важно, чтобы на этом этапе в различных вариантах звучала позитивная лексика. В конце необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности.

Первые задания имеет смысл делать не чисто игровыми, а скорее разговорными, например, предложить обсудить значимые вопросы и записать на листе бумаге варианты ответов. Это позволит снизить напряжение у взрослых и быстрее включить их в игру.

Как проводить игру? Посчитать, сколько групп будет принимать участие в игре. Для этого сложить количество детей и родителей, которые обещали прийти, и поделить на семь (численность группы оптимальна, если её можно делить на восемь подгрупп). Потом необходимо подготовить помещение. По периметру класса из парт составить несколько «круглых столов» (понятно, что, составленные из парт, они круглыми не будут) по числу групп, оставив в центре некоторое свободное пространство - сцену. Все стулья поставить вдоль стен, чтобы иметь возможность в начале встречи провести общую разминку. Позже, когда участники будут работать по группам, они поставят стулья вокруг своего «круглого стола».

Заранее нужно определить состав детско-родительских групп. При этом

дети и родители определяются в разные группы, чтобы обеспечить каждому

свободу самопредъявления - некоторые дети стесняются играть в присутствии своих родителей. В младших классах детей и родителей можно объединить.

Списки групп прикрепляют к каждому «круглому столу», в соответствии с ними участники занимают свои места. Ведущий организует игру стоя, находясь у одной из стен, то есть, имея возможность видеть всех участников. Когда идёт работа в группах, он внимательно наблюдает за тем, чтобы были включены все участники. В противном случае подходит к группе и организует включение в работу всех.

Важно, чтобы ведущий был достаточно спонтанным - был готов отойти от заранее спланированного хода игры и «пойти» за участниками, удлинить или укоротить какой-то из этапов. Для этого нужно хорошо чувствовать участников и понимать, что одна и та же игра в разных классах проходит по-разному: кому-то интереснее игровые моменты, кому-то - более глубокое обсуждение.

Игра «МОИ СТУПЕНИ»

для учащихся 5-го класса и их родителей


Цель: содействие в углублении взаимопонимания детей и родителей.

Ведущий заранее просит детей принести детские фотографии своих родителей и размещает их на стенде.

Для эмоционального разогрева участникам предлагается по очереди быстро закончить предложения: «Если я пятиклассник, то я люблю …»; «Если я пятиклассник, то я не люблю …»; «Если я пятиклассник, то я мечтаю …» При этом уточняется, что родители основываются на опыте своего проживания возраста 5-го класса.

Следующее задание, которое выполняется командами, - это совместно

обсудить и записать на двух больших листах бумаги:

- трудности пятиклассников сейчас и раньше (то есть их родителей);

- радости пятиклассников сейчас и раньше.

После этого представители команд зачитывают свои работы. Возможно, родители захотят подробнее поделиться опытом, рассказать о своём детстве. Иногда у детей возникают вопросы по поводу радостей и трудностей родителей, например, они могут не знать, что такое сбор макулатуры или игра «Зарница». Необходимо дать возможность всем желающим высказаться.

Следующее задание - вспомнить и рассказать какой-то запомнившийся яркий эпизод, который относился ко времени обучения в пятом классе. Это также делают и родители и дети.

Далее ведущий говорит о том, что во все времена у пятиклассников случаются те или иные трудные ситуации и необходимо уметь их разрешать. Командам раздаются заранее придуманные ситуации, значимые для учащихся данного класса. Оговаривается условие: родители играют роли детей, дети родителей и других взрослых. Затем команды придумывают свои сценки и проигрывают перед остальными. Как правило, родители получают при этом большое удовольствие, особенно если они играют роли непослушных детей.

После этого можно провести викторину, в которой детям необходимо от

ветить на вопросы, касающиеся опыта родителей. Например, что было нарисовано на пионерском значке или, что такое совет дружины. А родителей спрашиваем о детской жизни, например: что дети больше всего любят есть в столовой, или в какую игру играют на прогулке.

В завершении игры дети и родители поют песню, известную ребятам, например «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». После этого ведущий показывает свой «сюрприз» - стенд с детскими фотографиями взрослых и просит родителей узнать друг друга. Завершается игра обменом чувств и мыслей.

Примечание: материал использован из рабочего диска «Работа социального педагога».


© 2010-2022