Программа деятельности педагогических работников по оказанию помощи в развитии личности

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 47

имени Героя Российской Федерации

Владимира Александровича Тамгина

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Педагогического

Совета протокол № 1

«____» августа 2013г.


Программа деятельности

педагогических работников

по оказанию помощи

в развитии личности


2013-2018 учебный год



Разработчик программы:

социальный педагог : С.А.Колесникова


Пояснительная записка

Воспитание- важнейшая основа любого общества. Это - процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды ( как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.

Сегодня важно, чтобы ученики усвоили не только и не столько предметные знания, умения, навыки, сколько систему ценностей, норм социальных ролей, которые помогли бы им успешно реализовать себя в современном мире.

Именно школа выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способной помочь в дальнейшем интегрироваться в обществе, что особенно значимо для детей.

«Социальное формирование» , как известно, одно из самых широких понятий, характеризующих становление личности.

В нашей школе обучаются дети и с ограниченными возможностями здоровья, поэтому педагогам необходимо создать условия для того, чтобы они стали полноправными членами общества, субъектами межличностных отношений в окружающем их пространстве, определились в дальнейшем с перспективами своей жизненной траектории.

Все это послужило обоснованием для выбора цели программы деятельности педагогических работников по оказании помощи в развитии личности обучающихся :

содействие развитию обучающегося как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, а также создание системы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы коррекционного образования на основе социального партнерства, которая предусматривает создание социальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задача программы:

- создание необходимых и достаточных условий для обеспечения развития личностно- смысловой сферы обучающегося и его индивидуально- психологического здоровья.

В них входят три основные группы задач, решаемых на каждом возрастном этапе:

- естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития;

- социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые;

-социально-психологические задачи - становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, достижение личностью в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие целостной Я - концепции.

Нормативно- правовые и методические освоения программой.


  1. Закон Российской Федерации « Об образоваии ( в действующей редакции)

  2. О специфике деятельности специальных ( коррекционных) образовательных учреждений У11-У111видов ( инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997г. № 48) с дополнением (инструктивное письмо Министерства Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № 636)

  3. Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно - воспитательном процессе в условиях модернизации образования ( приложение к письму Минобразования России) от 27.06.03 3 28-51-513/ 16)

Принципы проектирования и реализации программы

Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е системный подход к анализу особенностей развития обучающихся и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям ( законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Вариативность.Принцип предполагает создание вариативных условий развития личности для получения образования детьми.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей ( законных представителей) выбирать формы получения детьми образования , защищать законные права и интересы детей.

Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей в совместную учебную и воспитательную деятельность образовательного учреждения, окружающего социума.

Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями города по вопросам развития, социализации и здоровье сбережения детей .

Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей в урочной и внеурочной деятельности.


Направления деятельности педагогических работников по оказанию помощи в развитии личности

Аналитическая: обеспечивает анализ социальных условий развития несовершеннолетнего, его « Я - концепция»:

- материально - бытовых условий;

- медико - психологических и возрастных особенностей детей и подростков;

- уровня воспитанности и семейного воспитания;

- влияния ближайшего окружения.

Организаторская - организация общественной деятельности детей и взрослых, педагогов и общественных деятелей для решения социально - педагогической помощи, поддержки и развития, реализации планов, проектов, организация досуга и отдыха.

Организационно -координирующая - создание в школе благоприятной среды для детей:

- опекаемых;

- с ограниченными возможностями по здоровью;

- правонарушителей;

- с проблемами в обучении, поведении, общении;

- проживающих в семьях « группы риска».

Диагностическая - изучение личностных особенностей и социально - бытовых условий жизни детей, семей, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

.Прогностическая и экспертная :

- социально - педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей;

- комплексные психолого - педагогические и медицинские обследования детей, изучение личностных особенностей и проблем отдельных воспитаников;

- прогнозирование возможности изменения той или иной ситуации имеющимися у педагогов средствами, определение путей и способов их решения.

Образовательно - воспитательная - обеспечение целенаправленного педагогического воздействия на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона.

Органзационно - коммуникативная - включение добровольных помощников в социально - педагогическую работу, совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты.

Охранно - защитная - использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

Коррекционно- развивающая - обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом или (и) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся ( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Консультативная- обеспечивает непрерывность специального сопровождения всех категорий обучающихся а также детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Информационно-просветительская - направлена на разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного кризиса для всех категорйи детей , со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися ( как имеющими так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями ( законными представителями), педагогическими работниками.

Профилактическая работа содействует полноценному психическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально- психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально- психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.

Срок реализации программы: в течение 5 лет с 2013-2018г.

План реализации программы по оказанию помощи развития личности

п\п

Содержание коррекционной работы

Вид

деятельности

Ответственные

Сроки

реализации

1.

Аналитическая

работа

1.Изучение условий семейного воспитания

2. Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации

3.Изучение развития эмоционально- волевой сферы и личностных особенностей обучающихся

4.Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка о ограниченными возможностями здоровья.

5.Системный контроль

Специалистов школы за уровнем и динамикой развития ребенка в урочной и внеурочной деятельности на основе таблиц развития

Социальный педагог

Кл.руковод

учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог

соц. педагог

педагог-психолог



соц. педагог

педагог-психолог



учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог

В течение месяца при поступлении ребенка в школу





Постоянно в течение учебного года

Первое полугодие



Постоянно в течение учебного года

2.

Организаторская

1.Организация досуга и отдыха

2. Организация самоуправления в школе

3.Реализация модели

« Школа продленного дня» , обеспечивающей детям с ограниченными возможностями успешную интеграцию в образовательном пространстве школы

4.Создание комнаты психологической разгрузки

5.Взаимодействие с социальными партнерами

( библиотеки, спортивно-оздоровительные центры, учреждения дополнительного образования детей, театры, музеи, выставочные залы и др), адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме.

6.Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагополучных условий жизни



7.Прведение совместных коррекционно-развивающих мероприятий со школами микрорайона

Зам по ВР

Зам по ВР

психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог

воспитатель ГПД



администрация

педагог-психолог

учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог





Социальный педагог

администрация школы



Социальный педагог

Зам по УВР

Постоянно в течение учебного года

сентябрь

Постоянно в течение учебного года





По мере финансирования.

Постоянно в течение учебного года



Согласно плану воспитательной работы школы

Постоянно в течение учебного года



Согласно плану воспитательной работы школы

3

Организационно- координирующая

1.Создание в школе благоприятной среды для детей:

- опекаемых;

- с ограниченными возможностями по здоровью;

- правонарушителей;

-с проблемами в обучении, поведении, общении;

- проживающих в семьях « группы риска»

Социальный педагог

За по УВР

Кл. руков

учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог



Согласно планам работы с данной категорией детей

Постоянно в течение учебного года



4

Диагностическая

1.Составление индивидуальных карт

2. Изучение личностных особенностей детей

3.Посещение семей, составление актов обследования

Соц. педагог

Кл.руков

Соц педагог

Кл.руков.

педагог-психолог

Соц педагог

Кл.руков.

педагог-психолог

инспектор ПДН

Сентябрь-октябрь

В течение года

В течение года

5

Экспертная

Анализ и согласование планов работы педагогических работников образовательного учреждения и социальных партнеров

2. Социально- педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей.

3.Комплексные психолого- педагогические и медицинские обследования детей

4.Изучение личностных особенностей и проблем отдельных воспитанников

администрация школы



Соц педагог

Кл.руков.

педагог-психолог

администрация школы

ПМПК

Соц. педагог

Кл.руковод.

педагог-психолог

Сентябрь



В течение года



В течение года

В течение года

6

Образовательно- воспитательная

1.Проведение бесед с детьми и взрослыми по педагогическому воздействию

2.Проведение психологических тренингов для участников образовательного процесса.

3.Проведение мероприятий, направленных на массовую информацию обучающихся

Администр. школы,

Зам по ВР

педагог-психолог

соц. педагог

кл. руковод

администрация школы

специалисты школы

администрация школы

Зам. по ВР

Кл.руков

Соц. педагог

По плану работы школы



По плану работы школы

В течение года

7

Организационно-коммуникативная

1.Волонтерская работа

2.Проведение совместных трудовых дел и мероприятий.

3Организация и проведение мероприятий совместного отдыха на микрорайоне.

4.Взаимодействие с социальными партнерами

( библиотеки, спортивно-оздоровительные центры, учреждения дополнительного образования детей, театры, музеи, выставочные залы и др), адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме.

5..Прведение совместных коррекционно-развивающих мероприятий со школами микрорайона

Зам. по ВР



Зам. по ВР

Зам. по ВР



Зам. по ВР

соц. педагог

воспитатель ГПД

кл.руковод



логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог

Социальный педагог

За по УВР

Постоянно в течение учебного года

По плану работы школы

По плану работы школы



Постоянно в течение учебного года





по мере финансирования.

По плану воспитательной работы школы

8

Охранно- защитная

1.Защита прав и интересов личности ребенка в судах, на заседаниях комиссий КДН, ПДН, опеки.

Социальный педагог

Кл. руков


Постоянно в течение учебного года

9

Информационно просветительская работа

1.Оформление информационного стенда в школе, посвященного сохранению и укреплению здоровья школьников.

2.Разработка памяток- рекомендаций для родителей



3.Создание страницы на школьном сайте





4.Организация лектория для педагогов и родителей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

5.Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

За по УВР

педагог-психолог

соц. педагог



администрация школы

учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог

администрация школы

учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог



Зам. по УВР

педагог-психолог учитель-дифектолог

соц. педагог

администрация школы

октябрь



Ноябрь





Постоянное пополнение материала на сайте



По плану родительского всеобуча



сентябрь

10

Коррекционно-развивающая работа

1.Составление индивидуальных программ развития обучающихся, в том числе направленных на формирование универсальных учебных

действий

2.Проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий

3.Реализация модели

« Школа продленного дня» , обеспечивающей детям с ограниченными возможностями успешную интеграцию в образовательном пространстве школы

4.Создание комнаты психологической разгрузки

5.Взаимодействие с социальными партнерами

( библиотеки, спортивно-оздоровительные центры, учреждения дополнительного образования детей, театры, музеи, выставочные залы и др), адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме.

6.Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагополучных условий жизни



7.Прведение совместных коррекционно-развивающих мероприятий со школами микрорайона

учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог

учитель-дифектолог

соц. педагог

воспитатель ГПД



администрация

педагог-психолог

учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог





Социальный педагог

администрация школы



Социальный педагог

За по УВР

Постоянно в течение учебного года



Постоянно в течение учебного года

Постоянно в течение учебного года



по мере финансирования.

Постоянно в течение учебного года

Согласно плану воспитательной работы школы





Постоянно в течение учебного года



Согласно плану воспитательной работы школы

11

Профилактическая работа

Проведение психологических тренингов для участников образовательного процесса.

2. Создание в образовательном учреждении профилактических обследований детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.Проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья обучающихся

4. Работа Совета профилактики по предупреждению правонарушений обучающимися

педагог-психолог



администрация школы

специалисты школы



Зам. по УВР

Учитель физкультуры

Кл.руков

Соц. педагог

Зам. по ВР

Кл.руков

Соц. педагог

Члены Совета



По плану работы школы



По плану работы школы

ежемесячно

12

Консультативная работа

1.Организация родительского всеобуча

2.Проведение тематических консультаций специалистов психолого-медико- педагогической комиссии, учреждений здравоохранения, других социальных партнеров школы для педагогических работников и родительской общественности.

3.Индивидуальные консультации специалистов разного уровня семьи в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Социальный педагог

За по УВР

Кл. руков

администрация школы

учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дифектолог

соц. педагог



Социальный педагог

За по УВР

Кл. руков

Согласно плану воспитательной работы школы

Постоянно в течение учебного года





По мере необходимости

Поэтапный план реализации работы по оказанию помощи по развитию личности

Проведенные выше этапы работы осуществляются ежегодно.

Задачи социального педагога и всех членов педагогического коллектива входит изменение отношения взрослых к процессу социального взросления детей, установления контактов с родителями, учителями, классными руководителями, администрацией школы в формировании гуманистического подхода к детям..

Результатом данного этапа является оценка соответствия контингента обучающихся и имеющейся образовательной среды.

Разрабатываются рабочие программы , составляются программы для проведения коррекционных индивидуальных занятий, классными руководителями заполняются таблицы наблюдения.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмом реализации программы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей специалистами различного профиля в образовательном классе:

- администрация школы осуществляет контрольно- диагностическую деятельность;

- учителя-предметники, воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования осуществляют учебно-воспитательный процесс;

- социальный педагог оказывает помощь в проблемных ситуациях;

- школьный врач, учителя физкультуры, ритмики, учитель-логопед, социальный педагог осуществляют профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;

-психолог, социальный педагог, классные руководители осуществляют диагностическую работу, вырабатывают совместные рекомендации направленности коррекционной работы.

Данное взаимодействие обеспечивает:

-комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставление ему квалифицированной помощи;

-анализ личностного развития ребенка;

- составление комплекса индивидуальных программ учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка.

Условия реализации программы

- обеспечение дифференцированных условий ( оптимальный режим учебных нагрузок, занятия в первую смену, здоровое питание, пребывание в группе продленного дня, посещение кружков и секций);

-обеспечение психолого-педагогических условий ( коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, соблюдение комфортно- психо- эмоционального режима, использование современных педагогических технологий;

Обеспечение специализированных условий ( комплекс специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, дифференцированное и индивидуальное обучение;

-обеспечение здоровьесберегающих условий ( оздоровительный и охранительный режим, укрепление психического и физического здоровья);

-обеспечение участия детей с ограниченными возможностями здоровья в проведении воспитательных , культурно-развлекательных и спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий, проводимых в школе и микрорайоне.

Программно-методическое обеспечение

Используются коррекционно-развивающие программы, необходимые для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога- психолога, социального педагога, учителя-логопеда.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы является кадровое обеспечение. Все специалисты школы прошли курсовую подготовку, имеют квалификационные категории. С целью обеспечения освоения образовательных программ в штатное расписание введены ставки педагогических работников: учитель-логопед (1 ставка), педагог -психолог ( 1 ставка), социальный педагог ( 1 ставка). Уровень квалификации работников школы для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам соответствующей должности. Систематически члены педколлектива, занимающиеся вопросом образования детей с ограниченными возможностями здоровья, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в муниципальных и региональных семинарах, выступают с трансляцией опыта на школьных и муниципальных мероприятиях, проводят теоритические семинары

Планируемые результаты

- выработается система взаимодействия школы с учреждениями здравоохранения, родителями с целью выявления детей с трудностями адаптации;

-разработается пакет рабочих программ, учебных курсов, программ внеурочной деятельности;

-будет подготовлен информационно -методический банк образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения;

- индивидуальные учебные планы, карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности обучающихся;

- модель « Школа продленного дня» для детей с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы;

-будет разработана модель взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

-войдет в жизнь система мониторинга успешности освоения обучающимися основной образовательной программы;

- интернет сайт для родителей и детей ;

- расширение возможности участия детей городских и региональных мероприятиях, конкурсах, проектах.



© 2010-2022