• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через воспитание правовой культуры и формирование законопослушного поведения учащихся

ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через воспитание правовой культуры и формирование законопослушного поведения учащихся

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«СОГЛАСОВАНО»:

Заместитель директора по

учебно-воспитательной

работе ______________

Е.А. Кузина

«___»_______________


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор муниципального бказённого образовательного уучреждения Егоровской средней ообщеобразовательной школы _____________Н.Ю. Безбородова

«__»______________






ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК»

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через воспитание правовой культуры и формирование законопослушного поведения учащихся

на 2011-2014 гг.

Составитель:

Никонова А.П.- социальный педагог





Егоровка 2011

Содержание

  1. Паспорт программы.


  1. Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


  1. Пояснительная записка.

    1. Цель и задачи Программы.

    2. Анализ ситуации

  2. Этапы реализации проекта. Содержание работы на этапах программы

  3. Мероприятия по реализации Программы.

  4. Прогнозируемые результаты реализации Программы

  5. Координация и контроль реализации Программы







  1. Паспорт программы.

1

Наименование программы

Целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2011-2014 г.г.

(далее программа)

2

Цель программы

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

3

Задачи программы

1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

4. Обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.

5. Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.

6.Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.

4

Срок реализации

программы

2011 - 2014 г.

5

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

2. Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Основные законодательные и нормативно-правовые акты

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

· Конвенция о правах ребенка

· Конституция Российской Федерации

· Законы Российской Федерации:

- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997г. №144-ФЗ, от 20.06.2000г. №102-ФЗ, от 7.08.2000г.№122-ФЗ, от27.12.2000г. №150-ФЗ, от 30.12.2001г. №194-ФЗ, от 13.02.2002г. №20-ФЗ, от 21.03.2002г. №31-ФЗ, от 25.06.2002г. №71-ФЗ, от 25.07.2002г. №112-ФЗ, от 24.12.2002г. №176-ФЗ, от 10.01.2003г. №11-ФЗ, от 7.07.2003г. №123-ФЗ, от 8.12.2003г. №169-ФЗ, от 23.12.2003г. №186-ФЗ, от 5.03.2004г. №9-ФЗ

- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999г. №184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000г. №106-ФЗ, от 08.02.2001г. №3-ФЗ, от 07.05.2002г. №47-ФЗ, от 24.07.2002г.№ 107-ФЗ, от 11.12.2002г. №169-ФЗ, от 04.07.2003г. №95-ФЗ, от 19.06.2004г. №53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10-П, от 12.04.2002г. №9-П)

- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004г. №53-ФЗ, от 12.08.2004г. №99-ФЗ

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ

- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

- «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001г. №44-ФЗ

- «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7.08.2000г. №122-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2001г.)

- «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» от 2.01.2000г. №32-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998г. №94-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998г. №17-ФЗ

- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ

- «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г. (с изм. и доп. от 24.11.1995г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996г., 21, 29.07.1998г., 17.07.1999г., 10.07., 07.08.2000г., 30.05., 28.12.2001г.)

- Извлечения из семейного, уголовного, административного и трудового кодексов Российской Федерации

3. Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является юридическая ответственность. становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе , в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 12-16 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. Основными причинами непосещения являются: бродяжничество, нежелание учиться. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Главная задача - организация действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков - профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в учебном заведении проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: ОДН ОВД, КДН и ЗП, учреждениями культуры, администрацией Егоровского сельского совета, органами социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства. В школе должны быть созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка.

Цель Программы

- формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи Программы:

  • Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

  • Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.

  • Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.

  • Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.

  • Раскрытие творческого потенциала учащихся через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

Анализ ситуации.

С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде, во исполнение приказов Министерства образования и науки по образовательному учреждению изданы приказы:

- « О создании Совета профилактики»

- « Об утверждении Положения Совета профилактики»

Ведется работа по выявлению и учету детей с девиантным поведением, неблагополучных семей, семей и детей «группы риска», создан социальный паспорт учреждения и классов, сформированы информационные банки данных о детях, состоящих на учете в ПДН, педагогическом учете, о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На учащихся «группы риска» социальным педагогом составлены карты индивидуального изучения ребенка, семьи, проведено психолого-педагогическое обследование данной категории семей, обследование жилищно-бытовых условий. С данной категорией детей и родителей администрацией школы, классными руководителями, психологом, социальным педагогом, проводится индивидуальная работа: профилактические беседы, посещение на дому, психолого-педагогическое консультирование родителей, вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность, в систему дополнительного образования.

Также проводится целенаправленная работа по выявлению прогульщиков. В школе ведется ежедневный контроль за посещаемостью. Продолжена практика отчета перед управлением образования о детях, имеющих систематические пропуски уроков.

Ведется постоянная работа по организации внеурочной занятости учащихся, состоящих на разных формах внутришкольного учета.

С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни согласно плану в школе проведены следующие мероприятия:

- Советы профилактики,

- беседы с семьями учащихся «группы риска»,

- профилактические беседы с учащимися и их родителями, состоящими на педагогическом учете,

- совместные родительские собрания «Ответственность родителей за воспитание детей»,

- общешкольные Дни «Здоровья»

- профилактическая акция по пропаганде ЗОЖ: «Расправь крылья»

- тематические уроки по воспитанию здорового образа жизни,

- родительский всеобуч «По ком звонит колокол»,

- создание на базе школы волонтёрского клуба «Крылья»,

- проведение классных часов: «Меры наказания несовершеннолетних за совершение противоправных поступков» 1-5 класс, «Последствия оскорбления и драки» 6-9 класс, «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» 7-9 класс, «Правонарушение, проступок, преступление» 1-9 класс.

Образовательное учреждение принимает активное участие в межведомственных профилактических акциях «Дети улиц», «За здоровый образ жизни», «Подросток», «Всеобуч». Работают правовые лектории для учащихся и родителей.

Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования. И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися, усиления роли социально - психолого-педагогической службы образовательного учреждения.

4. Этапы реализации проекта.

Содержание работы на этапах программы


Название этапа

Содержание работы

I этап. Подготовительный

2011-2012уч.год

- совершенствование нормативно - правовой базы;
- определение стратегии и тактики деятельности
- укрепление межведомственного сотрудничества;
- обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
- разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
- поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.

II этап. Внедрение

2012-2013уч.год

- оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап. Отслеживание и анализ результатов

2013-2014уч. год

- обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
- определение перспектив развития школы в этом направлении.


5. Мероприятия по реализации Программы.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

2.


3.


4.

5.

6.

7.

8.

9

10

11


12

· Дети улиц:

- проведение лекций, бесед по

профилактике наркомании,

правонарушений среди

учащихся;

- проведение рейдов в

неблагополучные семьи;

- выявление семей, не обеспечивающих надлежащих условий для воспитания и содержания детей.

Я - гражданин России:

- проведение классных

часов по правовому воспитанию;

- проведение родительских собраний, лекториев об ответственности за воспитание детей;

- проведение встреч с сотрудниками ОВД

- Деловая игра по избирательному праву «Дебаты» в День избирателя. - Международный день детского Телефона Доверия

· За здоровый образ жизни!: - проведение бесед, лекториев по ЗОЖ для учащихся и родителей

с привлечением специалистов ДП; - проведение внеклассных

мероприятий, направленных

на воспитание ЗОЖ;

-организация работы волонтёрского клуба «Крылья»

Разработка плана совместной работы школы с ОВД.

Организация методической работы с классными руководителями, педагогами по проблемам профилактики девиантного поведения подростков.

Комплексное обследование несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении.

Работа с родителями:

- родительские собрания об ответственности за воспитание детей с участием инспекторов ПДН;

- индивидуальные беседы;

Контроль за внеурочной и летней занятостью учащихся, состоящих на учете в ПДН и педагогическом учете, семей «группы риска». (Вовлечение учащихся в кружки, секции, социально-значимую деятельность)

Обследование жилищных условий учащихся из неблагополучных семей. Составление банка данных на учащихся, находящихся в социально-опасном положении.

Организация работы Совета профилактики в ОУ.

Проведение дня профилактики в ОУ . Уличная акция «Поменяй сигарету на конфету», выпуск и распространение листовок.

Организация индивидуальной работы с семьями, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Март

февраль


Март

Апрель

В течение года

Сентябрь

В течение года

По мере надобности

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Согласно графику

В течение года

Социальный педагог


кл. руководители


Организатор ОБЖ,

Социальный педагог

Директор школы

Социальный педагог

Социальный педагог, классные руководители

Заместитель директора по УВР,

Педагог-психолог

Директор школы

Социальный педагог

Социальный педагог

Кл.руководители

Социальный педагог

Директор школы

Социальный педагог

Организатор ОБЖ

Социальный педагог

Педагог-психолог

Социальный педагог

6. Прогнозируемые результаты реализации Программы

Реализация Программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2011-2014 годы призвана способствовать формированию у воспитанников правовой культуры и законопослушности. В результате воспитанники творческих объединений должны:

- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

- быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации Программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

7. Координация и контроль реализации Программы

Координация и контроль реализации Программы возложены на администрацию школы. По результатам реализации Программы исполнители Программы ежегодно заслушиваются на заседании педагогического совета школы.


© 2010-2022