Занятие по программе Я и мой мир тема: Познай себя

Раздел Социальному педагогу
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по программе Я и мой мир тема: Познай себяЗанятие по программе Я и мой мир тема: Познай себяЗанятие по программе Я и мой мир тема: Познай себяЗанятие по программе Я и мой мир тема: Познай себя1.1 Тема: «Познай себя»

Цель: расширять представления о себе, своих особенностях, формировать

способность понимать себя и других.

Задачи: дать представление о психологическом портрете личности, дать представление о личностных ценностях, об уникальности каждого человека, познакомить несовершеннолетних с типами темперамента.

Оборудование: ноутбук, цветные карандаши, зеркало, дидактический материал.

Ход занятия

1.Организационный момент

Дидактическая игра "Запомни"

Ребята вам даётся 5секунд, посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить.

Вопросы:

- Из какого материала построен дом?

- Сколько в доме окон?

- Какое время года изображено на картине?

- Справа или слева вход в дом?

- Укажите названия деревьев, которые изображены на картине.

- Как расположена мебель в доме?

- А дружно ли живут люди в доме?

Так и у человека. Возьмите аккуратно зеркало и посмотрите в него.

- Почему аккуратно?

- Что вы можете увидеть?

То есть своё отражение, или другими словами свою внешнюю сторону, свой внешний облик.

Внешнее Я

(цвет глаз, волос, внешний облик)

- Вы видите своё внешнее Я.

- А может зеркало отобразить ваш внутренний мир? (нет). Так мы не можем сказать: дружно ли живут люди в доме.

- Что такое внутренний мир, внутреннее состояние человека? Под внутренним миром мы понимаем чувства, настроение, мысли, человеческие качества.

Внешнее - Я - внутреннее

Этот внутренний мир невидим для окружающих, поэтому очень сложно понять себя, свои мысли, осознать чувства, оценить своё поведение. И чтобы лучше знать и понимать себя, мы должны изучать себя, свои чувства, поведение, качества.

- Попробуйте назвать тему нашего занятия. Поместить на доску табличку "Познай себя". Итак, тема нашего занятия "Познай себя сам".

Сегодня мы заглянем в свой внутренний мир и будем изучать своё внутреннее Я.

- А для чего это нужно? (чтобы стать лучше)

- А для чего необходимо становиться лучше? Чтобы быть успешным, то есть человек, обладающий лучшими качествами, может многого добиться в жизни. Чтобы стать лучшими, вы должны постоянно работать над собой, другими словами - заниматься самовоспитанием.

СамОвоспитание

Воспитывать себя самому непросто, но возможно.

Изучение своего внутреннего Я мы начнём с определения темперамента каждого из нас.

2.Основная часть

Что такое темперамент? (воспитатель выслушивает ответы детей, затем сам дает определение).

Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют подвижность психических процессов. Именно темперамент определяет поведение человека. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность.

Сегодня мы с вами постараемся определить и исследовать свой тип темперамента, увидеть пути выстраивания поведения с учетом типа темперамента.

Знаете ли вы, какие есть типы темпераментов?

Темпераменты бывают четырех типов: флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник.

3.Практическая часть

Несовершеннолетним предлагается небольшое задание

Тест на определение типа темперамента по картинке «Реакция на того, кто сел на мою шляпу»

Какая реакция более характеризует тебя?

- Представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шапка, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете? Выберете номер картинки, которая отражает вашу реакцию в этой ситуации.

На первой картинке вы рассмеетесь. На второй заплачете. На третьей рассердитесь. И на четвертой вы никак не отреагируете.



Занятие по программе Я и мой мир тема: Познай себя



Занятие по программе Я и мой мир тема: Познай себя



Занятие по программе Я и мой мир тема: Познай себя



Занятие по программе Я и мой мир тема: Познай себя



1 - холерик

2 - флегматик

3 - меланхолик

4 - сангвиник

-Вы выбрали картинку под номером 1, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как сангвиник!

- Вы выбрали картинку под номером 2, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как меланхолик!

- Вы выбрали картинку под номером 3, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как холерик!

- Вы выбрали картинку под номером 4, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как флегматик!

Цифра 1 означает, что у вас преобладают особенности сангвиника. Он хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен, уверен в своих силах, хорошо приспосабливается к новому, собранный, целеустремленный, в трудной ситуации не теряет чувство юмора. Умеет сдерживать свои эмоции, любит разнообразие. Хорошие организаторы. Сангниники: Суворов, Евгений Леонов.

Цифра 2 означает, что у вас преобладают особенности меланхолика. Он нерешителен, неуверен в себе, с трудом вступает в контакт, обидчив, чувствителен, пассивен. Любая неприятность способна вывести меланхолика из равновесия. Он часто теряется, опускает руки, нуждается в поддержке окружающих. Меланхолик - отличный работник, когда созданы для этого необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают. Для них предпочтительнее профессии, требующие большого внимания в условиях принудительного ритма, например, переводчик, синхронист, авиадиспетчер. Меланхолик запаслив, предусмотрителен, его трудно расшевелить, но потом трудно остановить. Для этого типа темперамента необходима психологическая защита от перегрузок. Меланхолики: Гоголь, Чайковский.

Цифра 3 означает, что у вас преобладают особенности холерика. Холерик импульсивен, самоуверен, нетерпелив, переменчив (не знаешь, как отреагирует), схватывает все на лету, может работать долго и неудержимо, но возможны срывы. У таких людей хорошо получается работа, где нужен напор, безудержность. Холерики: Петр Первый, Жириновский.

Цифра 4 означает, что у вас преобладают особенности флегматика. Флегматик спокоен, невозмутим. Его уверенность основана на знаниях и расчете. Говорит по делу. Тщательно продумывает «за» и «против». Никакая неудача не способна вывести его из себя. Умеет ждать. К новому приспосабливается медленно. Нередко долго колеблется, но обходиться без посторонней помощи. В зависимости от воспитания может вырасти лентяй или борец. Флегматики: Крылов, Кутузов.


Тест на определение темперамента.

Сосчитай количество совпадений в каждом столбце. В каком столбце больше качеств относится к тебе? Определи, к какому типу темперамента ты относишься по большинству совпадений. Если примерно одинаковой количество ответов в двух столбцах - то в тебе есть черты нескольких темпераментов. Тем более, что в «чистом» виде тип темперамента встречается крайне редко, чаще мы сталкиваемся с преобладанием какого-либо одного типа темперамента над другими.

Холерик

  1. неусидчив, суетлив

  2. невыдержан, вспыльчив

нетерпелив

  1. резок и прямолинеен в отношениях с людьми

  2. решителен и инициативен

  3. упрям

  4. находчив

  5. работает рывками

  6. склонен к риску

  7. незлопамятен, но обидчив

  8. обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью

  9. неуравновешен и склонен к горячности

  10. агрессивный забияка

  11. нетерпим к недостаткам

  12. обладает выразительной мимикой

  13. способен быстро и решительно действовать

  14. неустанно стремится к новому

  15. обладает резкими, порывистыми движениями

  16. настойчив в достижении поставленной цели

  17. склонен к резким сменам настроения

  18. не стремится признавать свои ошибки

Сангвиник

  1. весел, жизнерадостен

  2. энергичен и деловит

  3. часто не доводит начатое дело до конца

  4. склонен переоценивать себя

  5. способен быстро схватывать новое

  6. неустойчив в интересах и привязанностях

  7. легко переживает неудачи и неприятности

  8. легко приспосабливается к разным обстоятельствам

  9. с увлечением берется за любое новое дело

  10. быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую

  11. быстро остывает, если дело перестает интересовать.

  12. тяготится однообразной, будничной, кропотливой работой

  13. общительный и отзывчивый, не чувствует склонности с новыми людьми

  14. вынослив и работоспособен

  15. обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой

  16. сохраняет обладание в неожиданной сложной обстановке

  17. находится всегда в бодром настроении

  18. быстро засыпает и просыпается

  19. часто несобран, проявляет поспешность в делах

20. склонен иногда «скользить по поверхности», отвлекаться

Флегматик

  1. спокоен и хладнокровен

  1. последователен и обстоятелен в делах

3. осторожен и рассудителен

  1. умеет ждать

  2. молчалив и не любит попусту болтать

  3. обладает спокойной, размеренной речью

  4. сдержан и терпелив

  5. доводит начатое дело до конца

  6. не растрачивает попусту сил

  7. строго придерживается выработанного распорядка в жизни

  8. легко сдерживает порывы

  9. мало восприимчив к одобрению и порицанию

  10. незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

  11. постоянен в своих привязанностях и интересах

  12. медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое

  13. ровен в отношениях со всеми

  14. любит последовательность и порядок во всем

  15. с трудом приспосабливается к новой обстановке

  16. обладает выдержкой, уравновешен

  17. не склонен к риску и показухе

Меланхолик

  1. стеснителен

  2. теряется в новой обстановке

  3. затрудняется установить контакты с незнакомыми людьми

  4. не верит в свои силы

  5. легко переносит одиночество

  6. чувствует подавленность и растерянность при неудачах

  7. склонен «уходить в себя»

  8. быстро утомляется

  9. обладает слабой, тихой речью, иногда снижающей до шепота.

  10. невольно приспосабливается к характеру собеседника

  11. впечатлителен до слезливости

  12. чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию

  13. предъявляет высокие требования к себе и окружающим

  14. склонен к подозрительности, мнительности

  15. болезненно чувствителен и легко раним

  16. чрезмерно обидчив

  17. скрытен и необщителен

  18. малоактивен и робок

  19. безропотно покорен

  20. стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих.


4.Заключительная часть

Ребята, как вы считаете, меняется ли со временем темперамент? (ответы детей)
Темперамент со временем может меняться. Обнаружен даже так называемый «закон семерки», согласно которому более или менее заметные перемены в темпераментной структуре происходят в периоды, переходные от одного семилетия к другому. Темперамент меняется, прежде всего, потому, что меняется сам организм, его физические возможности. Не стоит также отождествлять характер и темперамент. Последний всего лишь характеризует тип нервной системы. Но ни в коей мере темперамент не связан с взглядами личности, убеждениями, вкусами и не определяет возможности личности. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, обычно в каждом человеке они присутствуют в различных пропорциях. В каждом из основных типов можно найти немало привлекательных черт.
Немецкий психолог Вундт считал, что в будничной жизни нужно быть сангвиником, во время важных событий - меланхоликом; впечатления, глубоко задевающие наши интересы, требуют холерического темперамента, а выполнить собственное решение лучше всего сможет флегматик.
Игра «Ворвись в круг»

Воспитатель:
Встаньте в один большой круг, возьмитесь за руки. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в него. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.

Дайте возможность как можно большему числу детей проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны впустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.
Анализ игры. Что вы делали для того, чтобы проникнуть в круг? Что вы чувствовали, когда были частью круга? Что вы почувствовали, когда проникли в круг? Помогает ли игра определить тип темперамента?
Итог: Расскажите ваши впечатления о занятии? Чем мы занимались на занятии? Что вы узнали нового для себя? Узнали о составляющих внутреннего мира? Приобрели положительные качества?

Спасибо за внимание! До свидания!

Опрос родителей

Знаете ли вы тип темперамента своего ребёнка?

Как ведет себя ребенок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?

а) включается легко, без ярких эмоций

б) включается очень активно, эмоционально

в) включается неторопливо

г) включается робко, осторожно

Как реагирует ребенок на замечания взрослого?

а) говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое

б) не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакцию

в) молчит, принимает к сведению, обдумывает

г) обижается, молчит, долго переживает, плачет

Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а) быстро, прислушиваясь к высказываниям других

б) стремительно, страстно, никого не слушая

в) спокойно и уверенно

г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других

Как ребенок ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, в парикмахерской, в аэропорту)?

а) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность

б) возбужден, иногда излишне беспокоен

в) внимательно, обстоятельно осматривает все вокруг

г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво

Если ребенок чаще всего проявляет реакции по типу «А», можно считать, что у него преобладают сангвинические черты темперамента, по типу «Б» - холерические черты. По типу «В» - флегматические, по типу «Г» - меланхолические черты.


© 2010-2022