Рабочая программа Семья - будущее ребёнка

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Утверждаю директор школы:

Шемякин Н.Г.

«_____»____________ 2010 г.



Программа социальной работы с детьми «группы риска» (неблагополучные семьи) и семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.


Семья - будущее ребёнка


Автор-составитель Гусакова Г.Н. - социальный педагог











С. Яр-Сале, 2010 г.








Семья - малая социальная группа определенной формы социальной общности, основанная на браке или кровном родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании и взаимопомощи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В связи с этим необходимо оказывать помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, с целью сохранения кровной семьи для ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья.

Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Для ребёнка семья - это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семейное неблагополучие дифференцируется на два вида:

1. Семья "группы социального риска" - это семья, в которой ребенок может оказаться в социально опасном положении вследствие неполноты принятия родителями мер по надлежащему содержанию, обучению и воспитанию своих несовершеннолетних детей;

2. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.


Цели программы:


  1. Профилактика социального сиротства.

  2. Коррекция семейных проблем на ранней стадии семейного неблагополучия.

  3. Ознакомление с правовой линией поведения в сложных жизненных ситуациях родителей, законных представителей несовершеннолетних. Оказание профилактической, эффективной, целенаправленной помощи родителям в воспитании детей. Достойное воспитание детей, сохранение и преумножение духовных и нравственных ценностей семьи.

  4. Укрепление законности и правопорядка. Способствование в формировании адекватного поведения у детей, подростков. Участие в работе органов внутренних дел ОПДН МО Ямальский район, КДНиЗП, управлении социальной защиты и обеспечения населения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи программы:


  1. Оказывать помощь семье, ребёнку.

  2. Определять наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи.

  3. Создавать условия для комплексной помощи семьям с целью выхода их из трудной жизненной ситуации.

  4. Развивать личностные ресурсы семьи, способствующие формированию здорового жизненного стиля высокоэффективного поведения.

Методы:


  1. Работа со СМИ.

  2. Профилактические, разъяснительные, индивидуальные, групповые беседы-консультации.

  3. Проведение родительских собраний

  4. Патронат на дому.

  5. Организация информационно - просветительской работы с родителями.

  6. Повышение правовой культуры родителей и детей.

Основные направления:


  1. Предупреждение детской безнадзорности и беспризорности.

  2. Социально-психологическая помощь и поддержка личностей в кризисных ситуациях.

  3. Профилактика семейного неблагополучия.

  4. Восстановление благоприятной для воспитания семейной среды.


Программа разработана на основании:


Федерального закона от 24.06.2008 г. № 120 - ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних » (24.06.2008 № 120-ФЗ), «Об образовании» (07.08.2000 № 122-ФЗ), «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (20.07.2000 № 103-ФЗ).

Структура программы: программа предполагает работу с неблагополучными семьями; с семьями, имеющими детей с ОВЗ; с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. И состоит из четырёх блоков:


  1. Социально-психолого-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей.

  2. Развитие личностных ресурсов семьи.

  3. Оказание поддержки семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

  4. Информационно - просветительская работа

Сроки реализации: программа рассчитана сроком на учебный год

Предполагаемые результаты:


  1. Восстановление семейных отношений.

  2. Развитие комплексного, системного подхода к профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

  3. Уменьшение факторов риска жестокого обращения с несовершеннолетними и употребления спиртных напитков взрослых членов семьи.




План работы программы «Семья - будущее ребёнка»


Название блока

Направления работы

Ответственные

Сроки реализации

1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей.



1.1. Раннее выявление неблагополучных семей, детей в них.

Соц.педагог

Педагог-психолог

Август - сентябрь

Апрель - май

1.2. Патронат на дому.

Соц.педагог

Педагог-психолог

Каждую учебную четверть

1.3. Социальная паспортизация школы (классов)

Соц.педагог Классные руководители

Сентябрь

1.4. Сбор информации, выявление социальных и личностных проблем детей, родителей

Соц.педагог Классные руководители

2. Развитие личностных ресурсов семей.

2.1.Разъяснительная работа с семьями и их ближайшим окружением (родительские собрания)

Соц.педагог Педагог-психолог

Каждую учебную четверть

2.2. Совместное обсуждение семейных проблем (круглый стол)

Соц.педагог Педагог-психолог

В течение учебного года

2.3.Выработка плана совместных действий (индивидуальная работа с семьёй)

Соц.педагог Педагог-психолог

В течение учебного года

3. Оказание поддержки семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.


3.1. Оказание социально-педагогической, психолого-педагогической помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (индивидуальные и групповые консультации педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов)

Соц.педагог

Педагог-психолог

В течение учебного года

3.2. Организация юридической помощи семьям и несовершеннолетним учащимся

Приглашённый специалист

По обращению

3.3. Оказание помощи в трудоустройстве взрослых членов семьи

Соц.педагог

Педагог-психолог

По обращению

3.4. Организация летнего оздоровительного отдыха детей.

Соц.педагог

Педагог-психолог

Апрель, май, июнь

3.5. Организация летнего трудоустройства несовершеннолетних учащихся из неблагополучных, малообеспеченных семей.

Соц.педагог

Педагог-психолог

Апрель, май, июнь

3.6. Оказание помощи несовершеннолетним детям из семей «группы риска» в предоставлении бесплатной сезонной одежды, игрушек и предметов гигиены.

Соц.педагог

В течение учебного года

3.7. Оказание помощи в получении новогодних подарков детям, из неблагополучных семей и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Новогодняя акция «Письмо Деду Морозу»

Соц.педагог

Педагог-психолог

Ноябрь - декабрь

4. Информационно - просветительская работа

  1. Активная работа со средствами массовой информации

Соц.педагог Педагог-психолог

В течение учебного года

  1. Разработка и внедрение информационно -

просветительской литературы

Соц.педагог

Постоянно

4.3. .Профилактические, разъяснительные,

индивидуальные, групповые беседы с

членами семей, их родственниками.

Соц.педагог Педагог-психолог

В течение учебного года

4.4. Родительский лекторий

Соц.педагог Педагог-психолог

Еженедельно


  1. Социально-психолого-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей.


  • 1.1. Раннее выявление неблагополучных семей, детей в них.

Взаимодействие, сотрудничество с КДНиЗП, ОПДН ОВД Ямальский район, управлением по труду и социальной защите и обеспечения населения, с органами опёки.

Информирование о ситуации администрации школы (директора школы, заместителя директора по КР).


  • 1.2. Патронат на дому.

Посещение семей на дому совместно с КДНиЗП, ОПДН ОВД Ямальский район, управлением по труду и социальной защите и

обеспечения населения, с органами опёки, педагогом-психологом.


  • 1.3. Социальная паспортизация школы (классов)

сотрудничество с зам.директора по КР классными руководителями (социальные картотеки классов).


  • 1.4. Сбор информации, выявление социальных и личностных проблем детей, родителей

- групповые, индивидуальные собрания

- профилактические, разъяснительные, групповые, индивидуальные беседы-консультации

- анкетирование

2. Развитие личностных ресурсов семей.


  • 2.1.Разъяснительная работа с семьями и их ближним окружением.


Беседы, раздача буклетов, брошюр, листовок с телефонами служб.


  • 2.2. Совместное обсуждение семейных проблем

Организация круглых столов, проведение родительских собраний.


  • 2.3.Выработка плана совместных действий.


Обсуждения плана с представителями служб профилактики безнадзорности и правонарушений


3. Оказание поддержки семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.


  • 3.1. Оказание социально-педагогической, психолого-педагогической и медицинской помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.


Проведение профилактического, разъяснительного, индивидуального и группового консультирования взрослых членов семьи и детей, коррекция детско-родительских и супружеских взаимоотношений, восстановления утраченной воспитательной функции в семье.


  • 3.2. Организация юридической помощи семьям и их несовершеннолетним детям.


Бесплатные юридические консультации с приглашением специалиста (или направление к нему) по оказанию помощи в составлении исковых заявлений в суд (о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, помощь в получении алиментов, о взыскании алиментов). Сохранение и закрепление жилой площади за несовершеннолетними, постановка на очередь в получении жилья детей оставшихся без попечения родителей.


  • 3.3. Оказание помощи в трудоустройстве взрослых членов семьи


Тесная взаимосвязь со специалистами центра занятости населения с целью подбора вакансий, постановки на учет как безработного гражданина, а так же помощь в получении специальности детям. Контроль за трудоустройством родителей и первых месяцев работы в организации.

  • 3.4. Организация летнего оздоровительного отдыха детей

Организация летнего оздоровительного отдыха детей из малообеспеченных, многодетных, неполных, неблагополучных семей. Детей из опекаемых семей, детей из приёмных семей:

  • В детские оздоровительные лагеря, пансионаты на Черноморское побережье

  • Пришкольную детскую площадку (июнь).

  • п. Харп

  • палаточный лагерь «Хадыта» (с.Яр-Сале, июль -август)

Организация летнего оздоровительного отдыха детей с ОВЗ:

  • (Мать и дитя) совместно с сотрудниками управления по труду и социальной защиты и обеспечения населения


  • 3.5. Организация летнего трудоустройства несовершеннолетних

Организация трудоустройства несовершеннолетних, пожелавших работать с целью получения дохода.


  • 3.6. Оказание помощи несовершеннолетним детям из семей «группы риска» в предоставление бесплатной сезонной одежде, игрушек и предметов гигиены.


Проведение благотворительной акции «Милосердия» (Детям, родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Сбор вещей, обуви, постельного белья бывших в употреблении с целью передачи их семьям с низким достатком.


  • 3.7. Новогодняя акция «Письмо Деду Морозу»

Оказание помощи в получении новогодних подарков детям, из неблагополучных семей и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Новогодняя акция «Письмо Деду Морозу»


4. Информационно - просветительская работа



  • 4.1. Активная работа со средствами массовой информации

Интервью на телевидении, статьи в газете «Время Ямала», статьи на школьном сайте с целью информирования неопределенного круга лиц об устранении причин препятствующих нормальному воспитанию и развитию ребенка в кровной семье, а так же о профилактике в семьях жестокого обращения с несовершеннолетними


  • 4.2. Разработка и внедрение информационно - просветительской литературы


Выпуск рекомендаций, буклетов, брошюр направленных на разъяснения:


  • По воспитанию, развитию, содержанию детей;

  • Восстановление воспитательного потенциала семьи,

  • Обучение общению с ребенком, умению слушать и слышать близких людей,

  • Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании.

  • Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;

  • Основания и последствия отобрания детей у родителей, ограничение и лишение родительских прав;


  • 4.3.Индивидуальные беседы с членами семей, их родственниками.


Профилактические, разъяснительные, индивидуальные беседы с членами семей во время социального патроната и в МОШИ ЯСШИ.


  • 4.4. Родительский лекторий


Обсуждения актуальных вопросов совместно со специалистами социально-психологической службой МОШИ ЯСШИ и родителями.


Рабочая программа Семья - будущее ребёнка

© 2010-2022