- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Проект Социализация и социальная адаптация подростков
Проект Социализация и социальная адаптация подростков
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плетнёва Л.П. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Описание конкурсного проекта
Тема: «Социализация и социальная адаптация детей и подростков в условиях военного городка Ногинск-5».
Военный городок Ногинск-5 был основан в 1955 году. Он располагается в 55 км к востоку от Москвы, на территории сельского поселения Стёпановское Ногинского муниципального района, в живописном месте, окруженном лесами. Численность населения составляет около 3 500 человек. Градообразующим предприятием был завод по ремонту военно-технического имущества. Судьба жителей городка была определена, большинство из них были военнослужащие, служили в в/ч 20760 и работали на заводе. Городок Ногинск-5 расстраивался, инфраструктура улучшалась. Строились жилые дома для семей офицеров и работников «502 ЗРВТИ». В городке было всё, что нужно для отдыха и проведения досуга: спортивный зал, библиотека, музыкальная школа, «Дом офицеров», где проводились все праздники и дискотеки, выступали известные артисты, показывали кинофильмы, работали секции и кружки для детей. МБОУ Всеволодовская средняя общеобразовательная школа № 42 была построена в 1977 году. В школе обучалось более 500 учащихся. С 1993 года воинские части были сокращены, количество рабочих мест на «502 ЗРВТИ» резко сократилось. С тех пор для Ногинска-5 началось трудное время. Жилищный фонд, объекты социально-культурного назначения до настоящего времени находятся на балансе Минобороны России. Однако должного финансирования и содержания объектов нет на протяжении почти 20 лет. Как результат - здание спортзала полностью разрушено, библиотека разграблена и разрушена, музыкальная школа не работает, «Дом офицеров» третий год закрыт и отключен от электроснабжения.
В 2013 году Правительством Московской области совместно с Министерством обороны России начат процесс передачи объектов военных городков, не используемых в военных целях, в муниципальную собственность. Процесс передачи, придание статуса и наименования населенного пункта, процесс восстановления объектов социально-культурного назначения достаточно длителен. Крупных военных городков, подлежащих передаче в муниципальную собственность, в Московской области десятки и именно специфика ситуации определяет актуальность проблемы, на решение которой направлен проект.
Содержание проекта.
В настоящее время, на территории нашего городка, школа вынуждена взять на себя много дополнительных функций, поскольку осталась единственным социально-культурным объектом.
Согласно проведенному исследованию 80% родителей выезжают на работу за пределы городка, в связи с чем, учащиеся большую часть времени находятся без присмотра взрослых. Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детьми и поведением вне школы. В этих условиях возрастает роль взаимодействия школы с культурными центрами близлежащих городов, в целях удовлетворения в достаточной степени интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся.
Сложившуюся ситуацию возможно изменить при условии создания информационно-образовательного пространства, которое способно обеспечить выявление, развитие и формирование личности, обладающей рядом ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и других сферах. Необходимо дальнейшее совершенствование воспитательной системы с целью повышения её воздействия на духовно-нравственное становление личности учащихся. Система воспитательной работы должна быть построена на основе интеграции учебной, внеклассной и внешкольной работы.
В социальный заказ социума входит:
-
получение детьми качественного образования, позволяющего продолжение образования в выбранной области деятельности;
-
сохранение здоровья; развитие способностей ребенка;
-
создание комфортной психологической ситуации в школе с учётом индивидуальных особенностей;
-
формирование здорового поколения современно мыслящих, образованных молодых людей, способных к сохранению и воспроизведению культуры в различных областях деятельности;
-
максимальная занятость учащихся во внеурочное время;
-
организация досуга детей совместно с родителями.
Педагогический коллектив школы способен обеспечить высокий уровень качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества.
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который
- способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
- пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Проблемы:
- снижение общего культурного и социального уровня населения;
- высокий процент малоимущего и неблагополучного населения в микрорайоне школы;
- отсутствие в микрорайоне центров для организованного досуга населения и для занятия подростков во внеурочное время (кроме школ);
- оторванность от культурной жизни города.
- ухудшение социального положения семей в микрорайоне (нестабильность работы градообразующего предприятия);
- достаточно высокий процент семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей из-за большой занятости на работе.
Ожидаемые результаты:
-
снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;
-
повышение культурного уровня детей и молодежи;
-
обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;
-
снижение социальной напряженности в семьях учащихся.
-
создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
-
у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасности для жизни и здоровья;
-
снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.
Кадровое обеспечение проекта:
В разработке и реализации проекта заняты социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, педагог - психолог, классные руководители, управляющий совет школы.
Схема управления проектом и порядок контроля за ее выполнением: Проект реализуется на базе МБОУ Всеволодовской сош № 42 социальным педагогом в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом школы, школьным психологом, представителями Управляющего совета, родительской общественностью, различными организациями (ОДН Электроуглинского ОП, КДН и ЗП Ногинского района). Детскими учреждениями дополнительного образования. Контроль за выполнением проекта осуществляет администрация ОУ.
№
Ф.И.О.
Должность
Ответственные за содержание работы
1.
Шеенкова О.А.
Заместитель директора по воспитательной работе
Контроль деятельности классных руководителей; обработка, анализ, обобщение результатов реализации проекта.
2.
Плетнёва Л.П.
Социальный педагог
Ежедневный контроль и сопровождение детей, находящихся в «группе риска»; опекаемых и других категорий.
3.
Есенина Ю.А.
Школьный психолог
Психологическое сопровождение, тестирование, психологический анализ
4.
Классные руководители
Сбор первичной информации, выявление неблагополучных семей; вовлечение во внеклассную деятельность учащихся различных категорий