- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Планирование работы классного руководителя с трудными детьми и подростками в школе
Планирование работы классного руководителя с трудными детьми и подростками в школе
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Москвина Н.А. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Планирование работы классного руководителя
c трудными детьми и подростками в школе
Задачи воспитательной работы:
- воспитание у трудных наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности;
- с трудными детьми вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.
Разделы плана:
а) Работа с коллективом учащихся по реализации программы воспитания; направление коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную; коррекция форм общения, поведения, формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками.
б) Деятельность детей, направленная на вовлечение трудных в КТД, классное самоуправление и т. д.
в) Индивидуальная работа со слабоуспевающими, трудными учащимися и их семьями. Оказание педагогической помощи не только детям, но и их родителям: учебной помощи, контроль за поведением детей в школе и вне ее, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса школы.
Задачи воспитательной работы:
- осуществление взаимосвязи воспитания трудных в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности трудных. Обучение их культуре поведения на основе управления собой;
- знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками.
Разделы плана:
а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
б) Организация самопознания и самовоспитания трудных подростков.
в) Определение форм индивидуальной помощи, выявление пробелов в знаниях и способов их ликвидации, поднятие престижа и уважения к трудным через систему посильных поручений. Организация медицинской помощи, включение в работу кружков, секций, вовлечение в добровольчество.
г) Совместная работа с семьей, общественностью и правоохранительными органами.
Задачи воспитательной работы:
- перестройка отношений трудного подростка (снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду), перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем; включение трудного в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности).
Разделы плана:
а) Работа с коллективом учащихся по реализации целевых программ, направленных на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения, организацию самопознания и самовоспитания, самореализации.
б) Деятельность детей. Включение трудных в общественно полезные дела: в чередование творческих поручений, КТД, классное самоуправление и т.д.
в) Индивидуальная работа. Работа по преодолению эгоистичности, лености и лживости.
Организация личности трудного ребенка
1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках трудных учащихся.
2. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи трудным в выполнении общественных поручений.
4. Формирование положительной Я - концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
5. Оказание педагогической помощи родителям трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами трудных школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
2. Оказание медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной помощи.
3. Предупреждение привычек курения, влечения к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
4. Половое просвещение трудных подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия трудных подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания: не отреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с трудными детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени трудных детей и подростков
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема трудных детей.
С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у трудного вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов.
С другой стороны, наблюдается неумение трудного рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности.
Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
1. Изучение интересов и способностей детей.
2. Вовлечение трудных в кружки, секции, общественно-полезную и социально значимую деятельность.
3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
4. Изучение участия трудных в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества трудных и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных площадок.