Диагностический инструментарий современного социального педагога

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диагностический инструментарий современного социального педагога

Социальный педагог МКОУ «СШ № 9»

Н.Н. Ткачева

Социальный педагог - достаточно молодая профессия в нашей стране. Появление ее связано с тяжелейшим социально - экономическим кризисом 1990 годов, который привел в упадок практически все сферы общества, затронул и образование, и семейно - бытовую сферу.

Все это привело к разрастанию таких социально опасных элементов, как подростковая беспризорность и безнадзорность, «социальное сиротство». Причем большинство сирот на тот момент - это дети, брошенные родителями. Наблюдался значительный рост правонарушений и преступлений среди подростков, значительное снижение возраста детей, начавших курить, употреблять алкоголь и наркотические вещества, крайне высокой остается младенческая смертность, увеличивается число детей с проблемами здоровья и развития. Ухудшилось питание большинства детей, ограничился их доступ к внешкольному образованию, культуре и полноценному отдыху.

В этот критический период у государства возникла реальная и очень сильная потребность в специалистах педагогического профиля, которые были бы профессионально подготовлены к работе с различными категориями детей. Решением коллегии Гособразования СССР от 13 июля 1990 года № 14\4 «О введении института социальных педагогов», должность социального педагога была закреплена на законодательном уровне. Должность «социальный педагог» на тот момент подразумевала умение специалиста обеспечивать социально-психологическую поддержку в процессе социализации детей, подростков и молодежи, оказывать помощь семье и другим воспитательным институтам, выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и коллективом.

ФГОС выдвигают новые требования к профессиональной деятельности социального педагога, одним из которых является владение технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, направленных на их ранее выявление, профилактику и разрешение. Диагностическая функция становится одной из основных в деятельности социального педагога и подразумевает использование в работе разнообразных диагностических методик, направленных на изуче­ние личностных особенностей и социально-бытовых условий жиз­ни детей, семьи, социального окружения, выявление позитив­ных и негативных влияний, проблем, т.е. постановку «социального» диагноза.

15 лет, по историческим меркам, очень небольшой промежуток времени для создания полноценной методологической базы для данной профессии. Поэтому, создавая свою собственную методическую копилку социальных диагностик, каждый современный социальный педагог использует широкий спектр ди­агностических методик: социально-педагогических, психологи­ческих, социологических, педагогических, медицинских, опираясь при этом, как на опыт западноевропейских исследователей в данной сфере, так и на результаты исследований российских авторов, адаптируя их к собственной деятельности. Очень важным данной ситуации становится обмен опытом между специалистами данной области.

В моем методическом багаже, так же, как и в багаже любого социального педагога, значительное место за­нимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др. Остановлюсь на тех, которые чаще всего использую в своей работе.

1.Диагностика социума.

Любое образовательное учреждение - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой структура, испытывающая на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических и других воздействий. В начале каждого учебного года социальным педагогом с помощью социологического исследования осуществляется оформление социального паспорта школы. Социальный паспорт содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе. Основные сведения предоставляются классными руководителями на основе социальных паспортов классов.

Категории, которые выделяются в социальном паспорте, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. В нашей школе это:

*информацию о микрорайоне, где расположено учебное учреждение: соц. среда микрорайона; зоны риска; состояние сферы отдыха и занятости подростков; состояние инфраструктуры; социальные проблемы в микрорайоне; перечень объектов, расположенных в микрорайоне.

* информацию об ОУ:

- общие сведения; кадровый состав педагогических работников; количество обучающихся по классам; социальный состав родителей; образовательный уровень родителей; жилищные условия родителей

- социальный паспорт семей: неполные семьи; малообеспеченные семьи; многодетные семьи; опекунские семьи; семьи, находящиеся в социально-опасном положении

- социальный паспорт различных категорий детей: опекаемые; сироты; состоящие на учёте в ПДН; состоящие на внутришкольном учете; инвалиды; обучаются на дому

- национальный состав учащихся

- кружки, секции в ОУ

2. Изучение индивидуальных характеристик личности

Одним из объектов диагностики социального педагога выступает личность ученика, имеющего трудности в социализации.

Для раннего выявления детей «группы риска» и определения круга их проблем, в своей работе я использую «Методику первичной диагностики и выявления детей «группы риска» М. И.Рожкова, М. А. Ковальчук. Данная методика позволяет определить отношения в семье обучающегося, наличие у него агрессивности и недоверия к людям, неуверенность в себе, а так же выявить типы акцентуации характера, относящиеся к группе риска: гипертимный тип, истероидиый тип, шизоидный тип, эмоционально-лабильный тип.

3. Диагностика семьи

Классный руководитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для характеристики семьи. Если классного руководителя настораживают какие - либо факты в поведении родителей или ребенка, возникает необходимость получить наиболее полные знания о семье.

Изучая семью, меня, как социального педагога, более всего интересует стиль детско - родительских отношений. Для его определения в своей работе с родителями я использую Тест «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (АСВ), который так же помогает исследовать те проблемные семьи, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

Данная методика позволяет определить нарушения процессов воспитания в семье: гипопротекция или гиперпротекция (много внимания), потворствование или игнорирование потребностей ребенка, чрезмерные или недостаточные требования к нему, минимальность санкций (тип воспитания «без наказаний»), или чрезмерность санкций (тип воспитания "жестокое обращение").

Так же при помощи данной методики можно получить ответ на вопрос, почему родители воспитывают ребенка именно так, выявив личностные проблемы родителей, которые они решают за счет ребенка. Это может быть расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских или женских качеств.

Для исследования восприятия ребенком семейных отношений, а так же социальной приспособленности ребенка, я использую методику «Межличностных отношений ребенка» Рене Жиля, в текстовых заданиях которой ребенку предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Интерпретация результатов позволяет во - первых, дать характеристику конкретно-личностным отношениям ребенка с другими людьми (его отношение к матери; отношение к отцу; отношение к матери и отцу в целом как к родителям; отношение к братьям и сестрам; отношений к бабушке и дедушке; отношение к другу, подруге; отношение к учителю). А во- вторых, охарактеризовать самого ребенка и качества, проявляющиеся в его межличностных отношениях (степень любознательности; степень стремления к общению с детьми в больших группах; степень стремления к доминированию и лидерству; конфликтность, агрессивность; социальная адекватность поведения - реакция на фрустрацию; степень отгороженности от других, стремление к уединению).

4. Диагностика классного коллектива

Отношение к школе и к учебе школьника во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения с одноклассниками. Для составления социально - педагогической характеристики класса, я в своей работе использую диагностическую методику «Социометрия» Д. Л. Морено, которая позволяет познакомиться с психологической атмосферой в классе, исследовать характер межличностных отношений, выявить лидеров, отвергаемых и изолированных учащихся, обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования.

5. Диагностика внешкольного окружения ребенка

Внешкольное окружение так же очень сильно влияет на поведение и характер ребенка, особенно это касается детей подросткового возраста. Тест «Ваша уличная компания» позволит выявить принадлежность подростков к группе риска в компаниях различной направленности и дать ребенку ценные рекомендации.

Используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), в ходе диагностической беседы «Мой круг общения» Т. Ю. Андрущенко, можно выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми; сравнить полноту взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения; характер переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявить личностно значимые отношения, и проанализировать их с точки зрения задач возрастного развития. Кроме этого данная методика дает возможность определить отношение ребенка к себе, как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.), а так же выделить зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).

Обследуемый круг общения ребенка в данной методике касается как семьи, так и других сфер жизни ребенка - школы и двора.

Для эффективной профессиональной деятельности социально­му педагогу необходима достоверная информация, касающаяся раз­личных сторон жизнедеятельности его подопечных, поэтому ему приходится пользоваться различными видами диагности­к, приспосабливая их к конкретным задачам своей профессиональ­ной деятельности. От того, чем богаче его методическая копилка, чем совершеннее он владеет диагностическим инструментарием, зависит реалистическая оценка и сформулированный диагноз, который в дальнейшем станет основой для принятия решения, определения стратегии и такти­ки дальнейшей деятельности.

Список литературы

1.Боровик В. Г. Социальный педагог в школе // Народное образование. - 2011. - № 9.

2.Соколов Я.В. Граждановедение. - М., 2003.

3.Морено «Социометрия: экспертный метод и наука об обществе», Я. Л. Морено; Москва: «Академический проект», 2004г.

4.Федосенко Е. В. «Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги» Санкт-Петербург: «Речь», 2006г.

5.Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. - М.: "Фолиум", 1996.







© 2010-2022