- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа Профилактика суицида. Мы выбираем жизнь
Программа Профилактика суицида. Мы выбираем жизнь
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Водопьянова С.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю:
Директор ГОАУ НПО ЯО ПЛ№33
_________ В.Н.Курылев
«__»_______________2014г.
Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования Ярославской области
Профессиональный лицей №33
ПРОГРАММА
«Профилактика суицида. Мы выбираем жизнь»
Разработал: Социальный педагог
Водопьянова Светлана Владимировна
п. Семибратово 2014 год
Мы выбираем жизнь, они - смерть.
Мы пишем письма, они - предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них…………….
……………………………. у них - нет будущего.
Кажется, что мы и они - из разных миров.
Но как велика пропасть между нами,
читающими эти строки,
и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку,
…………………………. чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь шаг.
Они не были рождены самоубийцами,
..……………………. но умерли с этим клеймом.
Они продолжают умирать.
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Цель и задачи
-
Ожидаемый результат
-
Методы и формы работы
-
Содержание программы
6. Список литературы
Пояснительная записка
За последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Наиболее уязвимой и склонной к попыткам суицида категорией является категория обучающихся различных «групп риска»: подростки из неблагополучных семей, склонные к асоциальному поведению, употребляющие спиртные напитки, дети- сироты, подростки, страдающие различными заболеваниями. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей уже изначально являются «группой риска», склонными к суициду.
Предпосылками являются: отягощенная наследственность, социально- психологическая дезадаптация, нарушение или отсутствие общения с семьей. На фоне этого у подростков- сирот развивается эмоциональная нестабильность, снижение уровня самоконтроля, неумение ослабить нервно- психическое напряжение, низкая стрессоустойчивость, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и т.д. Поэтому попытки суицида данного контингента не исключены. Чаще всего наблюдается демонстративное суицидальное поведение, истинное суицидальное поведение встречается гораздо реже.
Таким образом, появилась необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона и нашего образовательного учреждения.
Данная программа направлена на профилактику суицида и суицидального поведения среди обучающихся лицея и рассчитана на 3 года.
Цель и задачи
Целью настоящей программы является формирование у подростков позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
-
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
-
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
-
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
-
Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп как в образовательном процессе лицея, так и в период трудной жизненной ситуации.
-
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
-
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
-
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Ожидаемые результаты
Критерии эффективности
Показатели
Методика изучения
Сформированность потребности в улучшении физического и психического здоровья
% обучающихся, имеющих низкий уровень тревожности
% обучающихся, занятых в спортивных секциях, кружках
Педагогическое наблюдение
Методика «Шкала тревожности» Филипса
Оценка личностных особенностей
Оптимизация взаимоотношений в семье, в ученическом коллективе
% обучающихся, успешно пошедших адаптацию
% высоких оценок психологического климата в коллективе, семье
Наблюдение
Тестирование «Социометрия», «Самооценка», «Общителен ли я?», «Оценка отношений подростка с группой», «Детско- родительские отношения»
Снижение процента агрессивности, конфликтности
%обучающихся, имеющих низкий уровень агрессивности
Повышение контроля обучающегося над своими эмоциями
Методика «Состояние агрессии у подростков» Басса- Дарки
Методика «Дом- дерево- человек»
Принципы реализации программы
-
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
-
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
-
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
-
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося.
-
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Основные направления деятельности
-
Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
-
Работа с подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
-
Работа с неблагополучными семьями.
Содержание программы
Просвещение и профилактика
№
Обучающиеся
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
В течение года
Классные руководители
Мастера п/о
Соц. педагог
2
Составление базы данных по социально неблагополучным семьям.
Сентябрь
Классные руководители
Мастера п/о
Соц. педагог
3
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.
В течение учебного года
Классные руководители
Соц. педагог
4
Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.
В течение года по отдельному плану
Соц. педагог
Руководитель физ. воспитания
1
Психологические классные часы:
-
Профилактика курения
-
Агрессивность подростков
-
Толерантность
-
Как преодолевать тревогу
-
Способы решения конфликтов с родителями
-
Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом
-
Способы саморегуляции эмоционального состояния
В течение года
Классные руководители
2
Правовые классные часы:
-
Что ты должен знать об УК РФ
-
Уголовная ответственность несовершеннолетних
-
Знаешь ли ты свои права и обязанности
В течение года по плану
Классные руководители
3
Групповые занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор».
В течение учебного года
Классные руководители
4
Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха».
В течение года
Соц. педагог
5
Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться».
В течение года
Соц. педагог
6
Семинар «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся».
В течение года
Соц. педагог
7
Семинар классных руководителей «Психологический климат в группе».
В течение года
Соц. педагог
8
Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними».
В течение года
Соц. педагог
9
Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов»
В течение года
Соц. педагог
Диагностика
Обучающиеся
1
Исследование социального статуса.
Сентябрь
Классные руководители
2
Исследование уровня адаптации.
I полугодие
Соц. педагог
3
Исследование уровня тревожности.
В течение года
Соц. педагог
4
Шкала социально - психологической адаптации (СПА)
В течение года
Соц. педагог
5
Опросник Басса - Дарки (агрессия, чувство вины).
В течение года
Соц. педагог
6
Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации.
В течение года
Классные руководители
Соц. педагог
7
Склонность к отклоняющемуся поведению.
В течение года
Классные руководители
Родители
1
Опросник для родителей - диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин.
В течение года
Классные руководители
2
Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин).
В течение учебного года
Классные руководители
Коррекция
1
Тренинг уверенности (для старшеклассников).
В течение года
Классный руководитель
Соц. педагог
Литература
-
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
-
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков "В чем смысл жизни" // Школьный психолог, 2005, №5.
-
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
-
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 - 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
-
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
-
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена "Педагогические приёмы создания ситуации успеха" // Школьный психолог, 2006, №15.
-
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
-
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками "группы риска" "Грани моего Я" // Школьный психолог, 2006, №15
-
Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. - 797 с.
-
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
-
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга "Манипуляция: игры, в которые играют все" // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
-
Савченко М. Тренинг "Уверенность" для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
-
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С - П , 2006. - 176 с.
-
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
-
Фоминова А. Как улучшить настроение. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2