Программа Профилактика суицида. Мы выбираем жизнь

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю:

Директор ГОАУ НПО ЯО ПЛ№33

_________ В.Н.Курылев

«__»_______________2014г.

Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования Ярославской области

Профессиональный лицей №33









ПРОГРАММА

«Профилактика суицида. Мы выбираем жизнь»


Разработал: Социальный педагог

Водопьянова Светлана Владимировна












п. Семибратово 2014 год


Мы выбираем жизнь, они - смерть.

Мы пишем письма, они - предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них…………….

……………………………. у них - нет будущего.

Кажется, что мы и они - из разных миров.

Но как велика пропасть между нами,

читающими эти строки,

и теми, кто решился на самоубийство?

Как сильно нужно измениться человеку,

…………………………. чтобы сделать этот шаг?

Всего лишь шаг.

Они не были рождены самоубийцами,

..……………………. но умерли с этим клеймом.

Они продолжают умирать.

























Содержание



  1. Пояснительная записка


  1. Цель и задачи


  1. Ожидаемый результат


  1. Методы и формы работы


  1. Содержание программы

6. Список литературы










Пояснительная записка

За последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Наиболее уязвимой и склонной к попыткам суицида категорией является категория обучающихся различных «групп риска»: подростки из неблагополучных семей, склонные к асоциальному поведению, употребляющие спиртные напитки, дети- сироты, подростки, страдающие различными заболеваниями. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей уже изначально являются «группой риска», склонными к суициду.

Предпосылками являются: отягощенная наследственность, социально- психологическая дезадаптация, нарушение или отсутствие общения с семьей. На фоне этого у подростков- сирот развивается эмоциональная нестабильность, снижение уровня самоконтроля, неумение ослабить нервно- психическое напряжение, низкая стрессоустойчивость, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и т.д. Поэтому попытки суицида данного контингента не исключены. Чаще всего наблюдается демонстративное суицидальное поведение, истинное суицидальное поведение встречается гораздо реже.

Таким образом, появилась необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона и нашего образовательного учреждения.

Данная программа направлена на профилактику суицида и суицидального поведения среди обучающихся лицея и рассчитана на 3 года.

Цель и задачи

Целью настоящей программы является формирование у подростков позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп как в образовательном процессе лицея, так и в период трудной жизненной ситуации.

  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.


Ожидаемые результаты


Критерии эффективности

Показатели

Методика изучения

Сформированность потребности в улучшении физического и психического здоровья

% обучающихся, имеющих низкий уровень тревожности

% обучающихся, занятых в спортивных секциях, кружках

Педагогическое наблюдение

Методика «Шкала тревожности» Филипса

Оценка личностных особенностей

Оптимизация взаимоотношений в семье, в ученическом коллективе

% обучающихся, успешно пошедших адаптацию

% высоких оценок психологического климата в коллективе, семье

Наблюдение

Тестирование «Социометрия», «Самооценка», «Общителен ли я?», «Оценка отношений подростка с группой», «Детско- родительские отношения»

Снижение процента агрессивности, конфликтности

%обучающихся, имеющих низкий уровень агрессивности

Повышение контроля обучающегося над своими эмоциями

Методика «Состояние агрессии у подростков» Басса- Дарки

Методика «Дом- дерево- человек»


Принципы реализации программы

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося.

  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.



Основные направления деятельности

  1. Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

  2. Работа с подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

  3. Работа с неблагополучными семьями.


Содержание программы


Просвещение и профилактика

Обучающиеся

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

В течение года

Классные руководители

Мастера п/о

Соц. педагог

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям.

Сентябрь

Классные руководители

Мастера п/о

Соц. педагог

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение учебного года

Классные руководители

Соц. педагог

4

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

В течение года по отдельному плану

Соц. педагог

Руководитель физ. воспитания

1

Психологические классные часы:

  • Профилактика курения

  • Агрессивность подростков

  • Толерантность

  • Как преодолевать тревогу

  • Способы решения конфликтов с родителями

  • Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом

  • Способы саморегуляции эмоционального состояния

В течение года

Классные руководители

2

Правовые классные часы:

  • Что ты должен знать об УК РФ

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних

  • Знаешь ли ты свои права и обязанности

В течение года по плану

Классные руководители

3

Групповые занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор».

В течение учебного года

Классные руководители

4

Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха».

В течение года

Соц. педагог

5

Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться».

В течение года

Соц. педагог

6

Семинар «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся».

В течение года

Соц. педагог

7

Семинар классных руководителей «Психологический климат в группе».

В течение года

Соц. педагог

8

Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними».

В течение года

Соц. педагог

9

Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов»

В течение года

Соц. педагог

Диагностика

Обучающиеся

1

Исследование социального статуса.

Сентябрь

Классные руководители

2

Исследование уровня адаптации.

I полугодие

Соц. педагог

3

Исследование уровня тревожности.

В течение года

Соц. педагог

4

Шкала социально - психологической адаптации (СПА)

В течение года

Соц. педагог

5

Опросник Басса - Дарки (агрессия, чувство вины).

В течение года

Соц. педагог

6

Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации.

В течение года

Классные руководители

Соц. педагог

7

Склонность к отклоняющемуся поведению.

В течение года

Классные руководители

Родители

1

Опросник для родителей - диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин.

В течение года

Классные руководители

2

Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин).

В течение учебного года

Классные руководители

Коррекция

1

Тренинг уверенности (для старшеклассников).

В течение года

Классный руководитель

Соц. педагог


Литература



  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

  2. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков "В чем смысл жизни" // Школьный психолог, 2005, №5.

  3. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

  4. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 - 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.

  5. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2

  6. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена "Педагогические приёмы создания ситуации успеха" // Школьный психолог, 2006, №15.

  7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

  8. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками "группы риска" "Грани моего Я" // Школьный психолог, 2006, №15

  9. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. - 797 с.

  10. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

  11. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга "Манипуляция: игры, в которые играют все" // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.

  12. Савченко М. Тренинг "Уверенность" для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4

  13. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С - П , 2006. - 176 с.

  14. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

  15. Фоминова А. Как улучшить настроение. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2


© 2010-2022