Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления для 5 класса Ты и твое я

Раздел Социальному педагогу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Скрябинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель методического совета Директор МКОУ «Скрябинская ООШ»

«Скрябинская ООШ»

_______Ю.В. Буренкова _____________В.К. Гарипова

Протокол №_______ Протокол №________

от «____» ________2015г. от «____» ___________2015г.







\

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности

Ты и твое «я»

5 класс




Составитель программы:

Лушникова С.И., учитель русского языка и литературы МКОУ «Скрябинская ООШ»

.






Скрябино 2015


Пояснительная записка

Настоящая программа разработана и составлена на основе программы курса «Познаю себя и учусь управлять собой» , авт.: Е.Е. Смирнова - Санкт -Петербург, 2007г.

Значительная часть детства и отрочества ребенка проходит в школе. На протяжении этого времени как в процессе обучения, так и вне его ученик не только получает образование, но и решает задачи своего психологического и личностного развития.

Школа призвана не только передавать необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной социализации. Сегодня усилия многих людей направлены на создание школы, обеспечивающей условия для развития личности ребенка. В школьном возрасте развиваются нравственные ценности, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Ученики мечтают стать взрослыми, формируют свои взгляды на отношения между людьми, на то, какими будет их будущее. Но для того, чтобы они смогли развивать в себе все эти качества и представления, они должны быть «заложены», воспитаны. Для этого необходимо уделять повышенное внимание профилактической работе со школьниками. Психологическая профилактика возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников является одним из основных направлений работы школьного психолога.

Предлагаемый курс занятий предназначен для работы с детьми подросткового возраста.

Актуальность курса

Программа курса направлена на решение задач, применительно к развитию Я-концепции, а именно: на поддержку в учениках следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе; симпатии к себе; способности относится к себе с юмором; выражения гордости собой как человеком; описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

Цель

Сформировать позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Задачи курса


  1. Обеспечить школьника средствами самопознания.

  2. Развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения.

  3. Повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей. Формирование положительного образа «Я».

  4. Развитие умений достигать поставленной цели.

  5. Развитие социальной чувствительности, социальной адаптации.

  6. Повышение самопонимания и понимания других.

  7. Развитие эмпатии, способности принятия себя и другого человека.

  8. Воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека.

  9. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоление затруднений в учебе и других видов деятельности.

  10. Обучение способами снятия напряжения.

  11. Развитие представлений о ценности здоровья.

  12. Формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, неприятия любых форм наркотизации.

  13. Формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях связанных с риском вовлечения в наркотизацию (проба ПАВ)

Для решения поставленных задач в программе используются методы психолого - педагогического воздействия и техники:

  • элементы сказкотерапии (анализ сказок);

  • визуализация;

  • психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

  • телесно - ориентированные техники;

  • игровые методы;

  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;

  • групповая дискуссия;

  • мозговой штурм;

  • проективные методики;

  • ролевая игра

Организация программы


Элективный курс рассчитан на 68 часов и предназначен для учащихся 5 классов. Продолжительность урока 40 минут.

В результате целенаправленной деятельности на занятия по изучению материалов курса обучающиеся

должны знать:

  • сильные и слабые стороны характера человека;

  • понятия «симпатия», «эмпатия»;

  • как достойно выражать свои чувства;

  • как противодействовать чужому влиянию.

должны уметь:

  • лучше понимать и принимать себя;

  • видеть свои сильные и слабые стороны;

  • повышать свою мотивацию;

  • преодолевать трудности в учебе и поведении

На протяжении всего учебного курса осуществляется контроль за развитием «Я - концепции» обучающихся. Результаты диагностики заносятся в листы «Мероприятий по реализации учебного курса» . В начале и в конце учебного курса проводиться обследование обучающихся.

Мероприятия проводимые в рамках курса:

  • самостоятельная работа;

  • диагностика по методике «Оцени себя сам»;

  • Анкетирование



Календарно - тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Примечание

I четверть

9 ч.

1

Знакомство. Введение в мир психологии.

2

2

Зачем человеку нужна психология.

2

3

Какой я? Что я знаю о себе?

2

4

Образ «Я» или Я -концепция

2

5

Я не такой, как все, и мы все разные.

2

6

Я и окружающие

2

7

Мои сильные стороны.

2

8

Я - личность

2

9

Как достичь цели. Я творец своей жизни.

2

10

Оценивание себя или самооценка

2

11

Мысли, чувства и поведение людей.

2

12

Сходство и различие наших «Я»

2

13

Какие бывают эмоции? Как узнать эмоцию?

2

14

«Как я воспринимаю окружающий мир»

2

15

Чувства полезные и вредные

2

16

Я- это мои цели

2

17

Застенчивость и неуверенность в себе1

2

18

Внимание

2

19

Воображение и творческие способности

2

20

Обида. Злость. Агрессия.

2

21

Эмоции и чувства

2

22

Что делать со злостью и агрессией?

2

23

Настроение

2

24

Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями?

2

25

Темперамент

2

26

В поисках достойных выражений чувств.

2

27

Конфликт. Технологии преодоления конфликтных ситуаций.

2

28

Стресс. Как с ним справиться?

2

29

Общение. Разнообразные средства общения

2

30

Уверенность в себе - залог успеха в жизни.

2

31

Я в мире профессий

2

32

Жизненные ценности . Факторы разрушающие здоровье.

2

33

«Звездная карта жизни»

2

34

Итоговый урок

1

Резерв

1

Итого:

68



Список литературы

  1. Смирнова Е.Е. «Познаю себя и учусь управлять собой». - Санк -Петербург: РЕЧЬ, 2007г.

  2. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995 г.

  3. Сонин В.А. «Час занимательной психологии». _ Москва - Воронеж, 1997г.

  4. Гущина Т.Н. Практическое пособие «Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков».- М. : АРКТИ, 2007 г.

  5. Кузин М. В. Детская психология в вопросах и ответах. - Ростов- на- Дону: «Феникс», 2007 г.

  6. Рогов Е.И. Учебное пособие 2 книга «Настольная книга практического психолога» 2-е издание. -М.:ВЛАДОС, 1998г.

  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - М.: Творческий центр, 2001г.

  8. Астапович Л.В. Социальная адаптация подростков. - Минск: «Красово - Принт», 2008г.

  9. Платонов К. Занимательная психология. - Санкт _ петербург: ПИТЕР, 1997 г.

© 2010-2022