- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа Подросток и закон
Программа Подросток и закон
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Осетрова А.М. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образование г. Муравленко
Управление образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Школьная ул., д. 17, г. Муравленко, 629601 тел. 44-300
ОКПО 45784921, ОГРН 1028900766432, ИНН/КПП 8906005161/890601001
ПРОГРАММА
Клуба
«ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
Для учащихся 7-8 классов
Составила: Осетрова А.М.
Социальный педагог
2014год.
Содержание
-
Аннотация
2
-
Пояснительная записка
3 - 5
-
Цели и задачи
5
-
Содержание внеурочной деятельности
-
Календарно - тематическое планирование
6 - 7
7 - 9
-
Материально- техническое обеспечение
9
-
Формы и методы работы
-
Планируемые результаты
-
Список литературы
10 - 11
11
12 - 13
Аннотация
Программа дополнительного образования социальной направленности «Подросток и закон» рассчитана на обучение и развитие детей с 14- 16 лет, сроком реализации 1 год. Блоки программы разработаны достаточно полно: пояснительная записка, характеристика ожидаемых результатов, табличный вариант содержания тем, форма проведения занятий, материально - техническое обеспечение, список литературы.
Пояснительная записка раскрывает направленность программы, новизну, актуальность, педагогическую целесообразность, дает представление о характеристиках организации педагогического процесса, методах и формах работы, содержании и последовательности деятельности подростков, занимающихся по программе.
Содержательный блок, приведенный в таблице и календарно тематическое планирование с указанием форм текущих занятий и результатами образовательного продукта, соответствует требованиям его оформления.
Программа обозначает цель и задачи дифференциации, развития нравственных и гражданских позиций личности обучающихся. Ведущими компонентами, определяющими вклад в культуру личности, деятельности и правовое видение мира. Значительная роль отводится формированию у обучающихся социально значимой мотивации воспитания детей как современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России. Методологической основой курса является технология личностно ориентированного диалога.
Изложенный курс программы является конкретизацией и дополнением к курсу «Обществознание», раздела «Право», изучаемого в общеобразовательной школе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная образовательная программа «Подросток и закон» имеет социальное направление. Программа разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (гл.13 ст. 101);
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанная Министерством образования и науки РФ;
-
Устав МБОУ «Школа № 3»;
-
Программа воспитания и социализации обучающихся;
-
Положение о внеурочной деятельности.
АКТУАЬНОСТЬ программы.
Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, направленных на овладение школьниками необходимыми правовыми знаниями, обеспечивающая выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности. Это утверждение в сознании детей и подростков взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям, высокую правовую активность, умение решать споры цивилизованными способами.
Предполагаемые Программой меры направлены не только на ознакомление
школьников с положениями российских законов, но и на формирование уверенности в том, что права молодых людей могут быть надежно защищены.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением человека.
Уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников состоит в том, что в системе правового воспитания важно, чтобы учащиеся не только хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, понимали ответственность за совершение преступлений и правонарушений, но и уделяли внимание таким понятиям, как «доброта», «порядочность», «честь», вопросам нравственности, патриотизма, морали.
Проблема воспитания правосознания у подростков в настоящее время достаточно актуальна.
В последнее время рост преступности и правонарушений среди детей, рост неблагополучных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении, стала одной из главных. Это является основанием для правового воспитания, повышения правовой культуры как детей, так и их родителей.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской, и в подростковой
среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать
как основную задачу воспитания правосознания школьников. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.
В процессе обучения школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается с воспитания законопослушного гражданина.
В связи с этим, Программа «Подросток и Закон» представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания. Новизна курса состоит в том, что его содержанием являются не понятия и представления социальных наук, а единство знаний и практических умений и навыков учащихся, направленное на понимание и решение правовых проблем, реально существующих в обществе. Учебные занятия по предмету могут проводиться в различных формах: исследование, моделирование, работа в группах, деловые игры, дискуссии, создание и защита проектов и другие. Итогом работы обучающихся могут быть социальные проекты, мультимедиа презентации, статьи и репортажи для средств массовой информации, научно-исследовательские работы, рефераты, сообщения. Программа предусматривает занятия из 16 часов теоретической части и 19 часов практической части, рассчитана на учащихся 5 - 9 -х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
-
Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
-
Формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни. законов, ее регулирующих.
-
Развитие у подростков социальной активности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Тема
Количество часов
1
Правила поведения в учебном заведении
1
2
Права и ответственность несовершеннолетних
1
3
Особенности поведения в общественных местах
1
4
Правила дорожного движения Российской Федерации
1
5
Жесток ли мир?
1
6
Этические и правовые нормы поведения
1
7
Я гражданин Российской Федерации
2
8
Конституционные права и гарантии,
1
9
Как научиться собственным трудом зарабатывать деньги
1
10
Трудовой кодекс
1
11
Административные правонарушения
1
12
Уголовная ответственность несовершеннолетних
1
13
Как попадают в преступную группировку
1
14
Как не стать жертвой преступления
1
15
Экстремальные ситуации
1
16
Что такое самооборона
1
17
Как уберечь себя от влияния вредных привычек
3
18
Подростковая безнадзорность
4
19
Семейный кодекс Российской Федерации
2
20
В моей жизни много разного: хорошего и трудного
1
21
Что такое воспитанность?
2
22
Я в компании сверстников
2
23
Этикет- это норма или закон?
2
24
Заключительное занятие, подведение итога
2
ВСЕГО
35
КОМПЛЕКСНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата проведения
Тема
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма проведения
Образовательный продукт
2.10.14
Правила поведения в учебном заведении
1
1
Беседа - диалог
Составление списка прав и обязанностей, учащихся оформление стенда.
9.10.14
Права и ответственность несовершеннолетних
1
1
Дискуссия
Правовой буклет «Тебе нужна помощь?
Социальный и правовой опыт защиты своих прав.
16.10.14
Особенности поведения в общественных местах
1
1
Нравственно-правовой диалог «Услышим друг друга»
Социальный опыт поведения в общественных местах
23.10.14
Правила дорожного движения Российской Федерации
1
1
Ситуативная, беседа -диалог
Викторина по ПДД
30.10.14
Жесток ли мир?
1
1
Дискуссия
Анкетирование на тему «Как решить проблему без жестокости».
06.11.14
Этические и правовые нормы поведения
1
1
Политические дебаты
Социальный и правовой опыт
13.11.14
20.11.14
Я гражданин Российской Федерации
2
1
1
Беседа - диалог «Права детей-забота государства»
Выпуск информационных буклетов
27.11.14
Конституционные права и гарантии,
1
1
«Круглый стол» с участием специалистов юстиции
Опыт профессионального общения
04.12.14
Как научиться собственным трудом зарабатывать деньги
1
1
Беседа- диалог
Социальный и правовой опыт
11.12.14
Трудовой кодекс
1
1
Дискуссия
Социальный и правовой опыт
18.12.14
Административные правонарушения
1
1
Ролевая игра
«Юридическая консультация»
Выставка фотографий и рисунков «Сохрани свой город»
25.12.14
Уголовная ответственность несовершеннолетних
1
1
Беседа-диалог
Оформление правового уголка.
15.01.15
Как попадают в преступную группировку
1
1
Ситуационная беседа - диалог
Социальный и правовой опыт
22.01.15
Как не стать жертвой преступления
1
1
Ситуационная беседа - диалог
Памятка подростку «Как не стать жертвой преступления?»
29.01.15
Экстремальные ситуации
1
1
Ситуационная беседа - диалог
Выработка правил поведения в экстремальных ситуациях
05.02.15
Что такое самооборона
1
1
Ситуационная беседа - диалог
Социальный и правовой опыт
12.02.15
19.02.15
26.02.15
Как уберечь себя от влияния вредных привычек
3
1
2
Акция «Спорт - альтернатива вредным привычкам»
Оформление стенда, «Весёлые старты» команда учителей и команда учащихся.
05.03.15
12.03.15
19.03.15
26.03.15
Подростковая безнадзорность
4
1
3
Соц. Проект «Моя семья» с участием родителей
Социальная практика
02.04.15
09.04.15
Семейный кодекс Российской Федерации
2
1
1
Устный правовой журнал «Мир детей в пространстве мира взрослых»
Сочинение: "Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести в новый Семейный кодекс?"
16.04.15
В моей жизни много разного: хорошего и трудного
1
1
Круглый стол с участием специалистов
Опыт профессионального общения
23.04.15
30.04.15
Что такое воспитанность?
2
1
1
Дискуссия
Выработка правил воспитанного человека
07.05.15
14.05.15
Я в компании сверстников
2
1
1
Ситуационная беседа - диалог
Выработка правил поведения в обществе сверстников
21.05.15
28.05.15
Этикет- это норма или закон?
2
1
1
Беседа- диалог,
посещение досугового учреждения
Социальный и правовой опыт
29.05.15
Итоговое занятие
Экскурсия в парк
2
2
Ситуационная беседа - диалог
Социальный и правовой опыт
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Подросток и закон» необходимы следующие принадлежности:
-
компьютер, цветной принтер, сканер, мультмедиапроектор;
-
фото камера
Занятия по Программе ведёт социальный педагог, педагог - психолог или любой другой специалист в области гражданского права, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Принципы правового воспитания
-
наличие системного и дифференцированного подхода к воспитанникам;
-
активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;
-
связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
-
обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
-
учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Формы работы
-
Лекции;
-
Презентации;
-
встречи, тематические вечера;
-
практическая работа
Методы работы
-
Рассказ;
-
Беседа и ее разновидности;
-
Диалог;
-
Диспут;
-
Дебаты;
-
Круглый стол;
-
Проектирование;
-
Ролевые игры;
-
Моделирование обучающих ситуаций.
Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции,
семинары, рефераты и презентации по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование обучающих программ, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; подготовка и проведение конкурсов; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
-
снижение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, уменьшению количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП, ОДН ОМВД России по г. Муравленко.
11