- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Родительское собрание Профилактика правонарушений среди подростков
Родительское собрание Профилактика правонарушений среди подростков
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Боричевская Р.Р. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Родительское собрание
«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»
Информацию подготовила
социальный педагог
МБОУ «Красноясыльская сош»
Боричевская Розалия Рафиковна
Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие,
неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова.…
Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути,
сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых
подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас
непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном
направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и
интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети,
дефективный ребенок, аномальный малыш, несовершеннолетний преступник, правонарушитель.
Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от
поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей,
учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки
допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая
с затруднениями, не приносит чаще желаемого успеха. Таких детей относят к
категории «трудных».
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую
трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления -
трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность
жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями,
товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не
хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности
неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными
факторами:
1) педагогической запущенностью
2) социальной запущенностью
3) отклонениями в состоянии здоровья
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед
нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста
преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем,
что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная
обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности
втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными
группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и
число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый
рецидивный характер.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних
являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно,
предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в
педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков.
С такими подростками необходимо систематически проводить
целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к
общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой
работе», укреплять связи между школой родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.
Главная задача любого образовательного учреждения - подготовка детей к полноценной жизни в обществе. Это означает, что школа должна дать учащимся не только необходимый багаж знаний, но и развить у них общественно-значимую и творческую активность, и воспитать высокие нравственные качества: гражданственности и патриотизма, подготовить государству законопослушных граждан. Огромная задача в связи с этим ложится на плечи педагогов. Ведь большую часть своего времени дети проводят в школе.
Социальный состав ученического коллектива
В школе всего учатся 157 учащихся. Из них:
- в неполных семьях воспитываются - 30учащихся
- из многодетных семей обучаются - 45 учащихся
- опекаемых детей -6
- поставлены на внутришкольный учет - 5 школьников
- дети-инвалиды обучаемые по программе «Особый ребенок» - 6 человек
- имеют родителей-инвалидов - 3 ученика
- оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной помощи - 83 чел. Это дети из малоимущих семей, пользующие льготным (Бесплатным) питанием
- семья СОП - 3 чел.
- состоят на учете в ОДН - 4
- обучающиеся из соседних населенных пунктов - 56 учащихся
Как видим социальный состав учащихся очень сложный. Практически, больше 50 % учащихся - это дети из социально незащищенных слоев общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации, каждый из которых может оказаться в «группе риска».
Для организации профилактической деятельности школы в первую очередь создается нормативно правовая база, т.е. работа опирается на определенные законы, проекты, и приказы.
-
ФЗ Об образовании в Российской Федерации ( Права и обязанности родителей (законных представителей)
-
Закон об образовании Пермского края
-
Устав школы
-
ФЗ №120 от 24.06.1993г.
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
-
Положение о педагогическом консилиуме
-
Положение о совете профилактики
-
Приказ директора о составе совета профилактики
-
Положение о внутриведомственном учёте
-
Положение о школьной службе примирения
-
Положение об Управляющем Совете
-
Модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в образовательном пространстве до 2012 года
-
Семейный кодекс РФ. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Основные направления профилактической деятельности школы
1) создание системы педагогического сопровождения;
2) воспитание общей культуры, здорового образа жизни ребенка и создание здоровьесберегающей образовательной среды;
3) выявление учащихся не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в образовательном учреждении,
а также несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, 4) 4) оказание помощи в их обучении и воспитании;
5) организация занятости учащихся во внеурочное время;
6) сотрудничество с органами опеки и попечительства района
социальными службами сопровождения;
7) участие в проекте по профилактике правонарушений, воспитание толерантности и законопослушного поведения.
Поставленные задачи по профилактики правонарушений реализуются через разные формы работы с учащимися и родителями.
-
тематические классные часы;
-
тематические родительские собрания;
-
индивидуальная беседы с учащимся;
-
беседы, встречи со специалистами правоохранительных органов, социальных служб, медицины;
-
кружковая работа;
-
летние трудовые отряды, оздоровительные площадки;
-
трудоустройство несовершеннолетних в период каникул;
-
Организованные каникулы.
-
летние профильные лагеря.
-
Дни открытых дверей, родительский день с посещением уроков.
-
Осуществление контроля посещаемости, успеваемости, занятости учащихся в урочное и во внеурочное время
-
Пропаганда здорового образа жизни. Уроки здоровья. Беседы фельдшера.
-
Профилактика курения, употребления спиртосодержащих напитков, ПАВ. Конкурсы плакатов, стенгазет, викторины.
-
Правовые уроки. Воспитываем законопослушных граждан.
-
Посещение семей. Индивидуальная работа с семьей.
-
Работа Совета профилактики, Совета примирения, административной комиссии Управляющего Совета
-
Диагностика семьи
-
Педагогическое просвещение родителей
-
Конференции. Конкурсы. Фестивали.
-
Презентации позитивного опыта семейного воспитания
-
Семейные праздники
Большое значение мы придаем воспитании толерантности, законопослушного поведения и патриотизма. Это и уроки, и специальные классные часы по этой тематике, чтение произведений и этические беседы.
Мы воспитываем у детей осознание того, что здоровый человек - это красивый, успешный, счастливый гражданин общества.
Повышение уровня культуры здоровья у учащихся позволяет формировать у них основу готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
Важным звеном профилактики правонарушений является организация занятости учащихся во внеурочное время. Во второй половине дня работают кружки.
Перечень кружковой работы разнообразен и отвечает интересам и запросам детей.
Эффективной формой профилактики правонарушений является организация крупных воспитательных акций - школьные праздники и коллективные творческие дела. Участие в их подготовке и проведении всего школьного коллектива создает повышенное эмоциональное напряжение и положительную направленность. Яркие события школьной жизни сознательно осуществленной большинством, содержат в себе нравственные ориентиры, на которых строится жизнь школьного коллектива. Здесь дети получают опыт межличностного общения, осознают «чувство локтя», могут почувствовать свою необходимость и значимость, ответственность за порученное дело, а также проявить организаторские и творческие способности.
В течение всего года проходит масса совместных мероприятий с Домом культуры.
Выделяются 3 уровня профилактической деятельности. Для каждого уровня выделена зона ответственности, содержание деятельности и спрогнозирован ожидаемый результат.
Уровни деятельности образовательного учреждения
-
Первый уровень - первичная профилактика и педагогическая поддержка направлена на весь контингент учащихся. Работает весь педагогический коллектив в системе урочной и внеклассной работы. «НОРМА»
-
Второй уровень - коррекция. Ориентирована на коррекцию поведения несовершеннолетних группы риска, СОП, ВШУ Ответственны классные руководители и специалисты школы. Индивидуальная работа с учащимися и их семьями, организация педагогической помощи ребенку совместно с родителями. Результат переход ребенка в группу «НОРМА»
-
Третий уровень - реабилитация. Деятельность направлена на восстановление личностного и социального статуса ученика и его семьи. Ответственны социальные службы, специалисты. Реализация индивидуальных комплексных программ реабилитации. Результат - переход в «Группу риска»
Вся деятельность по профилактики регулируется, контролируется, администрацией школы. Ежедневно, ежемесячно и ежеквартально составляются отчеты по разным пунктам работы.
Работа администрации направлена на:
* создание правовой базы по организации деятельности по профилактики,
*разработку режима работы школы ,
*создание здоровьесберегающей образовательной среды;
*контроль за соблюдением режимных моментов,
*организацию взаимодействия со службами и субъектами профилактики правонарушений.
Профилактическая помощь учащимся дифференцируется по нескольким группам, в зависимости со степенью выраженности неблагополучия развития ребенка, либо ситуации, в которой он находится.
Учащиеся группы «НОРМА»
-
Подавляющее большинство детей, обучающихся в школе
-
Возникшие проблемы в основном решаются самими учащимися, их родителями при минимальном участие педагогов.
Несовершеннолетние «группы риска»
-
Школьные и личностные проблемы ребенка не решаются без помощи специалистов школы и специальных служб
-
Помощь должна быть комплексная
Несовершеннолетний в социально опасном положении (СОП)
-
Наиболее сложная категория учащихся, которые находятся в ситуации опасности, совершают правонарушения
-
Или Семья СОП -родители уклоняются от обязанности по обучению и воспитанию детей
Учащиеся, находящиеся на педагогической поддержке
-
Дети, оставшиеся без попечения родителей
-
Дети из малообеспеченных семей
-
Инвалиды детства
-
Дети, с трудностями в обучении (7, 8 вид, низкий результат ЕМТ)
-
Дети из многодетных семей
-
Дети из опекунских семей
-
Часто и длительно болеющие дети
Категории учащихся внутришкольного учета (ВШУ)
-
систематически пропускающие учебные занятия без уважительной причины
-
нарушающие устав образовательного учреждения (нарушения дисциплинарного характера)
-
употребляющие ПАВ (наркотики, алкоголь)
-
состоящие на учете ОДН, ОВД, КДН
Семья и школа вместе
-
Ребенка образует … пример
-
«Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его» /Сенека/
-
«Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки» /Демокрит/
-
Дети - зеркало родителей
Профилактическая деятельность школы базируется на принципах партнерства с семьей.
Семья является базисной основой социализации личности. Семья служит той микросредой, где складывается первое представление о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном. Она выступает носителем всего арсенала человеческих чувств и представлений, «окном», через которое ребенок впервые приобретает возможность посмотреть на общество, и через него и на себя.
Совершенно ясно, что многие задачи образования школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, предупреждения асоциального поведения школьников, профилактики деструктивных процессов в жизни подростков и молодежи.
-
Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей
-
Семья закладывает основы формирования личности и обеспечивает важнейшие условия ее развития
-
Семья - это основа, где дети приобретают соответствующий возрасту жизненный опыт
-
Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка
К сожалению, значительная группа родителей не интересуются делами своих детей, не посещают родительские собрания и классным руководителям, воспитателям приходиться настойчиво напоминать таким родителям об их обязанностях, осуществлять связь через телефонные звонки, письма, неоднократные приглашения в школу и посещения на дому.
Педагогический коллектив изыскивает различные возможности привлечения родителей к участию в жизни школы.
Родители входят в состав Управляющего совета, классных родительских комитетов
Проводятся совместные с родителями классные мероприятия, спортивные праздники.
Что должны родители
*Стать для детей образцом поведения, сделать так, чтобы слово взрослых в доме не расходилось с делом.
*Построить семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы.
*Установить правила, которым все в доме должны следовать.
*Поощрять участие детей в интересных конструктивных начинаниях и делах
*Воспитывать своего ребенка, формировать в нем независимость, самоуважение, ответственность.
*Нести ответственность за своего ребенка, но всегда быть готовым помочь и чужим детям.
*Вступить в родительскую группу поддержки своей школы
*Поддерживать своих детей в их желании приглашать в дом друзей.
*Познакомиться с родителями друзей своего ребенка.
*Научиться слушать и слышать своих детей
Что не должны делать родители
*Считать нормой пьянство или употребление наркотиков.
*Предлагать алкоголь и табак детям, не достигшим совершеннолетия.
*Финансировать или давать детям разрешение на действия, которые нельзя проконтролировать.
*Угрожать ребенку.
*Ждать принудительных действий школы или представителей закона, которые помогут вашим детям вернуться к нормальной жизни.
*Впадать в уныние, если ваша первая попытка исправить положение не удалась. *Ребенок должен знать, что вы не опустили рук и обязательно пойдете дальше.
*Отчаиваться, решив, что все кончено, помнить, что безнадежных случаев не бывает.
И самое главное - от вас родители действительно зависит, какими людьми вырастут ваши дети. Хотя и от самих мальчиков и девочек зависит многое. Сегодняшних подростков подстерегает гораздо больше опасностей, чем их сверстников еще поколение назад, они испытывают гораздо большие стрессы, чем мы родители в своем детстве, но при этом получают все меньше внимания со стороны родителей. А именно оно подростку совершенно необходимо, причем постоянно. Как необходимы ему любовь в сочетании со строгостью, понимание - с требованиями дисциплины, предоставление ему свободы действий в сочетании с контролем. Формирование личности подростка, его взглядов, системы ценностей напрямую связано с вами -родителями.
Дети не становятся проблемными подростками в одночасье: перед этим раздаются немало предупредительных «звоночков». Важно не пропустить их. Ведь ключевая задача семьи - помочь ребенку разрешить проблемы, а не наказывать за них. Лучше поверить ребенку, чем незаслуженно оскорбить недоверием, не дожидаясь объяснений. Он должен знать, что домой всегда можно и нужно возвращаться, а проблемы, если они возникли, обсудят, и будут решать чуть позже.
Хорошими родителями быть не просто, зато плохими очень легко.