Родительское собрание Профилактика правонарушений среди подростков

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Родительское собрание

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

Информацию подготовила

социальный педагог

МБОУ «Красноясыльская сош»

Боричевская Розалия Рафиковна


Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие,

неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова.…

Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути,

сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых

подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас

непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном

направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и

интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети,

дефективный ребенок, аномальный малыш, несовершеннолетний преступник, правонарушитель.

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от

поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей,

учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки

допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая

с затруднениями, не приносит чаще желаемого успеха. Таких детей относят к

категории «трудных».

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую

трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления -

трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность

жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями,

товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не

хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности

неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными

факторами:

1) педагогической запущенностью

2) социальной запущенностью

3) отклонениями в состоянии здоровья

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед

нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста

преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем,

что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная

обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности

втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными

группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и

число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый

рецидивный характер.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних

являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно,

предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в

педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков.

С такими подростками необходимо систематически проводить

целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к

общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой

работе», укреплять связи между школой родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.

Главная задача любого образовательного учреждения - подготовка детей к полноценной жизни в обществе. Это означает, что школа должна дать учащимся не только необходимый багаж знаний, но и развить у них общественно-значимую и творческую активность, и воспитать высокие нравственные качества: гражданственности и патриотизма, подготовить государству законопослушных граждан. Огромная задача в связи с этим ложится на плечи педагогов. Ведь большую часть своего времени дети проводят в школе.

Социальный состав ученического коллектива

В школе всего учатся 157 учащихся. Из них:

- в неполных семьях воспитываются - 30учащихся

- из многодетных семей обучаются - 45 учащихся

- опекаемых детей -6

- поставлены на внутришкольный учет - 5 школьников

- дети-инвалиды обучаемые по программе «Особый ребенок» - 6 человек

- имеют родителей-инвалидов - 3 ученика

- оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной помощи - 83 чел. Это дети из малоимущих семей, пользующие льготным (Бесплатным) питанием

- семья СОП - 3 чел.

- состоят на учете в ОДН - 4

- обучающиеся из соседних населенных пунктов - 56 учащихся

Как видим социальный состав учащихся очень сложный. Практически, больше 50 % учащихся - это дети из социально незащищенных слоев общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации, каждый из которых может оказаться в «группе риска».

Для организации профилактической деятельности школы в первую очередь создается нормативно правовая база, т.е. работа опирается на определенные законы, проекты, и приказы.

  • ФЗ Об образовании в Российской Федерации ( Права и обязанности родителей (законных представителей)

  • Закон об образовании Пермского края

  • Устав школы

  • ФЗ №120 от 24.06.1993г.

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Положение о педагогическом консилиуме

  • Положение о совете профилактики

  • Приказ директора о составе совета профилактики

  • Положение о внутриведомственном учёте

  • Положение о школьной службе примирения

  • Положение об Управляющем Совете

  • Модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в образовательном пространстве до 2012 года

  • Семейный кодекс РФ. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Основные направления профилактической деятельности школы

1) создание системы педагогического сопровождения;

2) воспитание общей культуры, здорового образа жизни ребенка и создание здоровьесберегающей образовательной среды;

3) выявление учащихся не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в образовательном учреждении,

а также несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, 4) 4) оказание помощи в их обучении и воспитании;

5) организация занятости учащихся во внеурочное время;

6) сотрудничество с органами опеки и попечительства района

социальными службами сопровождения;

7) участие в проекте по профилактике правонарушений, воспитание толерантности и законопослушного поведения.

Поставленные задачи по профилактики правонарушений реализуются через разные формы работы с учащимися и родителями.

  • тематические классные часы;

  • тематические родительские собрания;

  • индивидуальная беседы с учащимся;

  • беседы, встречи со специалистами правоохранительных органов, социальных служб, медицины;

  • кружковая работа;

  • летние трудовые отряды, оздоровительные площадки;

  • трудоустройство несовершеннолетних в период каникул;

  • Организованные каникулы.

  • летние профильные лагеря.

  • Дни открытых дверей, родительский день с посещением уроков.

  • Осуществление контроля посещаемости, успеваемости, занятости учащихся в урочное и во внеурочное время

  • Пропаганда здорового образа жизни. Уроки здоровья. Беседы фельдшера.

  • Профилактика курения, употребления спиртосодержащих напитков, ПАВ. Конкурсы плакатов, стенгазет, викторины.

  • Правовые уроки. Воспитываем законопослушных граждан.

  • Посещение семей. Индивидуальная работа с семьей.

  • Работа Совета профилактики, Совета примирения, административной комиссии Управляющего Совета

  • Диагностика семьи

  • Педагогическое просвещение родителей

  • Конференции. Конкурсы. Фестивали.

  • Презентации позитивного опыта семейного воспитания

  • Семейные праздники

Большое значение мы придаем воспитании толерантности, законопослушного поведения и патриотизма. Это и уроки, и специальные классные часы по этой тематике, чтение произведений и этические беседы.

Мы воспитываем у детей осознание того, что здоровый человек - это красивый, успешный, счастливый гражданин общества.

Повышение уровня культуры здоровья у учащихся позволяет формировать у них основу готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

Важным звеном профилактики правонарушений является организация занятости учащихся во внеурочное время. Во второй половине дня работают кружки.

Перечень кружковой работы разнообразен и отвечает интересам и запросам детей.

Эффективной формой профилактики правонарушений является организация крупных воспитательных акций - школьные праздники и коллективные творческие дела. Участие в их подготовке и проведении всего школьного коллектива создает повышенное эмоциональное напряжение и положительную направленность. Яркие события школьной жизни сознательно осуществленной большинством, содержат в себе нравственные ориентиры, на которых строится жизнь школьного коллектива. Здесь дети получают опыт межличностного общения, осознают «чувство локтя», могут почувствовать свою необходимость и значимость, ответственность за порученное дело, а также проявить организаторские и творческие способности.

В течение всего года проходит масса совместных мероприятий с Домом культуры.

Выделяются 3 уровня профилактической деятельности. Для каждого уровня выделена зона ответственности, содержание деятельности и спрогнозирован ожидаемый результат.

Уровни деятельности образовательного учреждения

  • Первый уровень - первичная профилактика и педагогическая поддержка направлена на весь контингент учащихся. Работает весь педагогический коллектив в системе урочной и внеклассной работы. «НОРМА»

  • Второй уровень - коррекция. Ориентирована на коррекцию поведения несовершеннолетних группы риска, СОП, ВШУ Ответственны классные руководители и специалисты школы. Индивидуальная работа с учащимися и их семьями, организация педагогической помощи ребенку совместно с родителями. Результат переход ребенка в группу «НОРМА»

  • Третий уровень - реабилитация. Деятельность направлена на восстановление личностного и социального статуса ученика и его семьи. Ответственны социальные службы, специалисты. Реализация индивидуальных комплексных программ реабилитации. Результат - переход в «Группу риска»

Вся деятельность по профилактики регулируется, контролируется, администрацией школы. Ежедневно, ежемесячно и ежеквартально составляются отчеты по разным пунктам работы.

Работа администрации направлена на:

* создание правовой базы по организации деятельности по профилактики,

*разработку режима работы школы ,

*создание здоровьесберегающей образовательной среды;

*контроль за соблюдением режимных моментов,

*организацию взаимодействия со службами и субъектами профилактики правонарушений.

Профилактическая помощь учащимся дифференцируется по нескольким группам, в зависимости со степенью выраженности неблагополучия развития ребенка, либо ситуации, в которой он находится.

Учащиеся группы «НОРМА»

  • Подавляющее большинство детей, обучающихся в школе

  • Возникшие проблемы в основном решаются самими учащимися, их родителями при минимальном участие педагогов.

Несовершеннолетние «группы риска»

  • Школьные и личностные проблемы ребенка не решаются без помощи специалистов школы и специальных служб

  • Помощь должна быть комплексная

Несовершеннолетний в социально опасном положении (СОП)

  • Наиболее сложная категория учащихся, которые находятся в ситуации опасности, совершают правонарушения

  • Или Семья СОП -родители уклоняются от обязанности по обучению и воспитанию детей

Учащиеся, находящиеся на педагогической поддержке

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей

  • Дети из малообеспеченных семей

  • Инвалиды детства

  • Дети, с трудностями в обучении (7, 8 вид, низкий результат ЕМТ)

  • Дети из многодетных семей

  • Дети из опекунских семей

  • Часто и длительно болеющие дети

Категории учащихся внутришкольного учета (ВШУ)

  • систематически пропускающие учебные занятия без уважительной причины

  • нарушающие устав образовательного учреждения (нарушения дисциплинарного характера)

  • употребляющие ПАВ (наркотики, алкоголь)

  • состоящие на учете ОДН, ОВД, КДН

Семья и школа вместе

  • Ребенка образует … пример

  • «Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его» /Сенека/

  • «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки» /Демокрит/

  • Дети - зеркало родителей

Профилактическая деятельность школы базируется на принципах партнерства с семьей.

Семья является базисной основой социализации личности. Семья служит той микросредой, где складывается первое представление о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном. Она выступает носителем всего арсенала человеческих чувств и представлений, «окном», через которое ребенок впервые приобретает возможность посмотреть на общество, и через него и на себя.

Совершенно ясно, что многие задачи образования школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, предупреждения асоциального поведения школьников, профилактики деструктивных процессов в жизни подростков и молодежи.

  • Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей

  • Семья закладывает основы формирования личности и обеспечивает важнейшие условия ее развития

  • Семья - это основа, где дети приобретают соответствующий возрасту жизненный опыт

  • Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка

К сожалению, значительная группа родителей не интересуются делами своих детей, не посещают родительские собрания и классным руководителям, воспитателям приходиться настойчиво напоминать таким родителям об их обязанностях, осуществлять связь через телефонные звонки, письма, неоднократные приглашения в школу и посещения на дому.

Педагогический коллектив изыскивает различные возможности привлечения родителей к участию в жизни школы.

Родители входят в состав Управляющего совета, классных родительских комитетов

Проводятся совместные с родителями классные мероприятия, спортивные праздники.

Что должны родители

*Стать для детей образцом поведения, сделать так, чтобы слово взрослых в доме не расходилось с делом.

*Построить семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы.

*Установить правила, которым все в доме должны следовать.

*Поощрять участие детей в интересных конструктивных начинаниях и делах

*Воспитывать своего ребенка, формировать в нем независимость, самоуважение, ответственность.

*Нести ответственность за своего ребенка, но всегда быть готовым помочь и чужим детям.

*Вступить в родительскую группу поддержки своей школы

*Поддерживать своих детей в их желании приглашать в дом друзей.

*Познакомиться с родителями друзей своего ребенка.

*Научиться слушать и слышать своих детей

Что не должны делать родители

*Считать нормой пьянство или употребление наркотиков.

*Предлагать алкоголь и табак детям, не достигшим совершеннолетия.

*Финансировать или давать детям разрешение на действия, которые нельзя проконтролировать.

*Угрожать ребенку.

*Ждать принудительных действий школы или представителей закона, которые помогут вашим детям вернуться к нормальной жизни.

*Впадать в уныние, если ваша первая попытка исправить положение не удалась. *Ребенок должен знать, что вы не опустили рук и обязательно пойдете дальше.

*Отчаиваться, решив, что все кончено, помнить, что безнадежных случаев не бывает.

И самое главное - от вас родители действительно зависит, какими людьми вырастут ваши дети. Хотя и от самих мальчиков и девочек зависит многое. Сегодняшних подростков подстерегает гораздо больше опасностей, чем их сверстников еще поколение назад, они испытывают гораздо большие стрессы, чем мы родители в своем детстве, но при этом получают все меньше внимания со стороны родителей. А именно оно подростку совершенно необходимо, причем постоянно. Как необходимы ему любовь в сочетании со строгостью, понимание - с требованиями дисциплины, предоставление ему свободы действий в сочетании с контролем. Формирование личности подростка, его взглядов, системы ценностей напрямую связано с вами -родителями.

Дети не становятся проблемными подростками в одночасье: перед этим раздаются немало предупредительных «звоночков». Важно не пропустить их. Ведь ключевая задача семьи - помочь ребенку разрешить проблемы, а не наказывать за них. Лучше поверить ребенку, чем незаслуженно оскорбить недоверием, не дожидаясь объяснений. Он должен знать, что домой всегда можно и нужно возвращаться, а проблемы, если они возникли, обсудят, и будут решать чуть позже.

Хорошими родителями быть не просто, зато плохими очень легко.


© 2010-2022