Ранняя профилактика безнадзорности и правонарушений

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 3

Ранняя профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

(доклад на РМО заместителей директоров по ВР)

Приходько О.Н., замдиректора по ВР

Битнева Т.А., соцпедагог

Гимназия№1 им.А.Л.Кузнецовой


Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.

Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы на формирование высоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся начальных классов.

Результаты социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны

  • с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов;

  • с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга;

  • ошибками и упущениями в деятельности учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.

Среди учеников, совершивших правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки.

Трудновоспитуемость представляет собой не случайный эпизод в их жизни, а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации личности.

Исследователи подчеркивают, что такие отклонения наблюдаются довольно рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляли крайнюю неустойчивость поведения, конфликтовали с педагогами, многие из них оказывались в положении "изолированных" и предпочитали дружить со старшими мальчишками вне школы.

Как правило, трудновоспитуемость, как наличие устойчивых отклонений в системе отношений ребенка, не типична для младших школьников. Однако значительные отклонения от норм и правил поведения, допускаемые отдельными учениками начальных классов, следует рассматривать как предпосылку для дальнейшего приобретения ребенком антисоциального опыта, который в неблагоприятных условиях воспитания может привести к трудновоспитуемости, т.е. закреплению антиобщественного поведения как устойчивого свойства личности.

Трудновоспитуемым младшим школьникам свойственны эмоциональная и моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость, низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Для них большая проблема сколько-нибудь длительно сосредоточиться на задаче.

Задания, требующие концентрации внимания, очень скоро вызывают протест, негативные эмоции, двигательное беспокойство. Психическая незрелость сказывается на отношении детей к школьным занятиям, педагогу, учебным задачам. Преобладающим у них является «дошкольный» (игровой) и «псевдоучебный» типы отношений. Школьная ситуация для них очень сложна.

Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и ведут себя вызывающе - смеются, ложатся на парту, крутятся на стуле. Легко принимают игру.

Низкий уровень самостоятельности и отсутствие произвольности в управлении своим поведением создают значительные сложности в учебной деятельности. Такие дети отличаются повышенной тревожностью. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена, причем заметно расхождение с ожидаемой оценкой их качеств педагогом. Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу.

Они характеризуются низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов: мыслительных операций, внутреннего плана действия, речи, воображения, памяти. Эти трудности сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями. Природа отклонений в каждом конкретном случае индивидуальна, но проявления нарушений имеют много общего.

Период адаптации в школе - один из наиболее напряженных периодов социального становления личности, ребенку приходится привыкать к новым условиям и режиму работы, новым людям, системе требований к себе и оценок себя как личности со стороны окружающих. Быт, вся жизнь семилетних детей всецело зависит от взрослых, и они, взрослые, определяют успехи и неудачи социализации личности школьника на данном этапе. Более того, в начальных классах во многом предопределяется и общая направленность социализации учащегося. Следовательно, причины "неожиданных" превращений подростков в трудных, будь то в 4, 5, 6-м или даже 8-9-м. классах, следует искать в начальной школе.

Непосредственным объектом профилактического воздействия учителя начальных классов выступает, прежде всего, не личность ребенка, а процесс его (ребенка) взаимодействия с ближайшим социальным окружением и, в первую очередь, с учителем, родителями и одноклассниками. Особое внимание следует обратить на безотлагательное включение ребенка в систему деловых, в данном случае учебных отношений, сохранение и укрепление социально ценных и познавательных мотивов учебной деятельности, которые, как отмечают психологи, доминируют у детей при поступлении в школу.

Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении педагога увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Капитуляцию учителя в виде убежденности в "неисправимости" ребенка, следует расценивать как непременное условие закрепления в поведении детей неодобряемых обществом поступков и одну из причин появления первых форм педагогической запущенности.

Предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять в период младшего школьного возраста. Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребенка. Данное положение обусловливается следующим:

- во-первых, отрицательные качества личности младшего школьника не успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для детей старшего школьного возраста;

- во-вторых, нервная система ребенка в младшем школьном возрасте более пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче поддается перевоспитанию;

- в-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются младшим школьником с особым интересом и обязательностью;

- в-четвертых, длительное общение с учеником начальных классов в

процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на его нравственное развитие;

- в-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются

наиболее благоприятные условия для установления контактов с родителями трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со стороны семьи и школы.

Учитывая вышесказанное мною, как социальным педагогом проводится следующая профилактическая работа:

  1. начинаю с посещения занятий будущих первоклассников.

Цель: наблюдение, взаимодействия со сверстниками, поведение, общение, знакомство с родителями, отношение между родителями и детьми.

  1. В первые дни учебного года создаю социальную карту каждой семьи первоклашек и класса в целом. Родители заполняют анкету, где указывают свои данные, состав семьи, социальную категорию, сферу деятельности, образование, место жительства. Ит.д.

Следует отметить, что каждый из указанных пунктов открывает новую информацию о семье, о ребёнке и помогает предотвратить беду.

Например, мама указывает, что она мать-одиночка. А это свидетельствует о том, что вероятно ей не хватает времени просто пообщаться с ребёнком, следовательно, у последнего появится лишнее время для правонарушений, бродяжничества.

Наша задача завлечь учащего в структуры дополнительного образования.


  1. Регулярно посещаю классы: на уроке, на перемене, в столовой, просто на улице, общаюсь с детьми, с классным руководителем, педагогом-психологом.

Посещение семьи, консультации совместно с педагогом-психологом.

4.Помощь малообеспеченным. (оформление документов, учебная литература, вещи.)

5.Встречи с педиатром.

6.Встречи с инспектором ПДН.

7.Внеурочная деятельность.

И самое главное, на мой взгляд, изучение индивидуальных особенностей учащихся способствует выбору наиболее оптимальных методов воздействия на каждого учащегося. Важно выявить мотивы поведения того или иного ребенка.

Например, упрямство одной ученицы будет происходить от избалованности ее в семье, чрезмерной изнеженности, упрямство другой - от того, что у нее тяжелая семейная обстановка. Методы и средства воздействия на этих учениц должны быть различны.

Всё в наших руках! Спасибо за внимание!



© 2010-2022