Социальный проект «Профилактика компьютерной зависимости среди обучающихся

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа профилактики компьютерной зависимости подростков

Автор работы: директор школы, учитель математики

Беленко Лариса Юрьевна

«Профилактика компьютерной зависимости

среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №25»


Скоро останутся лишь две группы людей:

те, кто контролирует компьютеры,

и те, кого контролируют компьютеры.

Постарайтесь попасть в первую.

Льюис Д. Эйген

(американский специалист по менеджменту)


Актуальность реализации:

Бурное развитие ИКТ-технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Вместе с положительным эффектом компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на физическое и психологическое здоровье детей и подростков. Одно из них - компьютерная зависимость. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков:

1. Самая первая и самая главная - отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.

3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг.
6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств.

Признаки компьютерной зависимости:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером

  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам

  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

  • При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике

  • Падение успеваемости

  • Появление проблем в общении, частые конфликты

  • Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает

Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.

Цель:

Формирование информационной культуры и профилактика компьютерной зависимости школьников в рамках общешкольной концепции создания единой информационной образовательной среды.

Задачи:

  1. Повысить ИКТ-компетентность педагогов, родителей и учащихся

  2. Разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника

  3. Проведение мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет в системе образования и содержательного досуга

  4. Организация интересного, полезного досуга, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

  5. Разработать рекомендации для классных руководителей, учеников и родителей по профилактике компьютерной зависимости

Проект профилактики компьютерной зависимости среди учеников рассчитан на учебный год. Первый этап (сентябрь - октябрь) - подготовительный (диагностический), второй этап (ноябрь - апрель) - практический (формирующий), третий этап (май) - обобщающий (этап оценивания результатов и рефлексии).

  • Проект реализуется через деятельность, направленную на создание условий для профилактики компьютерной зависимости, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности и дополнительного образования в школе.

  • Проект предусматривает мониторинг результатов работы на промежуточной и завершающей стадии реализации проекта. Кроме того, предусмотрено обеспечение необходимой коррекционной работы, связанной с трудностями и рисками реализации проекта.

Участники программы: педагоги дополнительного образования, социально-психологическая служба, учителя-предметники, актив ученического самоуправления, ученики, родители.

Содержание программы:

Название мероприятия

Форма мероприятия

Цель мероприятия

Ответственный

Участ

ники

Сроки

1. Диагностический этап

1.

Опрос, анкетирование

Индивидуальная, групповая

Диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время

Психолог

Учащиеся5-11 кл.,

психолог, педагоги,

родители

10-20

сентября

2.

Проведение опроса «Игры в моей жизни»

индивидуальная

Выявить степень увлеченности виртуальными играми

Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

10-20

октяб

ря

2. Формирующий этап

1.

Вовлечение учащихся во внеурочную занятость

Индивидуальная

Организация внеурочной занятости школьников в кружках, спортивных секциях

Классные руководители, педагоги доп.образования

Педагоги, учащиеся

В течение года

2.

Привлечение родителей к борьбе с компьютерной зависимостью

групповая

Организация работы родительского клуба. Тематическое выступление на родительском собрании «Ребёнок и компьютер. Опасная грань»

Классные руководители

Педагоги,

родители

10-20

ноября

3.

Кинолекторий «Посмотри на мир вокруг»

Групповая

Сформировать и развить потребность в активном образе жизни, в живом общении, умение видеть окружающую действительность

Классные руководители

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

20 - 30

ноября

4.

Мероприятие

«Фестиваль настольной игры»

Групповая

Популяризация настольной игры как альтернатива виртуальным и сетевым

Психолог Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

20 - 30 декабря

5.

Тренинг «Живое общение»

групповая

Организация круглых столов, обсуждение событий в спортивном мире, в мире культуры, киноиндустрии и т.д.

Психолог

Учащиеся5-11кл.,

педагоги,

родители

20 - 30 января

6.

Проведение цикла спортивных мероприятий

групповая

Формирование и прививание активного образа жизни учащихся, проведение различных мероприятий по культуре питания, спорта. Выработка самодисциплины

Педагоги доп.образования

Учащиеся 5-11 кл., педагоги

15 сентября - 30 апреля

3. Этап оценивания результатов и рефлексии

1.

Опросник «Дожить до ста»

групповая

Выявление степени ценностного отношения к своему здоровью и саморазвитию

Педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

30 сентября - 10 октября

2.

Проведение опроса «Игры в которые играют дети»

индивидуальная

Выявить степень востребованности настольных игр

Педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

10 - 20 февраля

3.

Проведение опросов, анкетирование, беседы

индивидуальная

Повторная диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время. Индивидуальные беседы с учащимися, которым трудно избавиться от компьютерной зависимости

Психолог

Педагог

Учащиеся5-11 кл.,

психологи

педагоги,

родители

30 апреля - 20 мая

Ожидаемые результаты и способы их оценивания.

Реализация данного проекта позволит:

- эффективно организовать деятельность педагогического коллектива в рамках информационно-образовательной среды школы;

- создать условия для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью;

- создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.

Требования к основным исполнителям программы

Управление реализацией проекта отвечает следующим требованиям:

  • обеспечение соответствия целей и результатов проекта общим целям школы;

  • разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;

  • повышение эффективности работы всех целевых групп;

  • обеспечение своевременного контроля эффективности реализации проекта.

Управление реализацией проекта предполагает:

  • управление людьми (оказание влияния на поведение и действия людей, корректировка их деятельности, направленной на достижение цели).

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

  • управление деятельностью (выполнение функций анализа и планирования);

  • создание системы мониторинга результативности и эффективности реализации проекта.

5

© 2010-2022