Работа социального педагога с одаренными детьми

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одаренность, талант, гений - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность представляет собой комплексную проблему, которой занимаются различные науки (психология, педагогика, медицина). Одаренность является отклонением от нормы. Существуют различные ее виды: социальная или лидерская, художественная (музыкальная, изобразительная и сценическая), психомоторная (исключительные спортивные способности), академическая (необычные способности учиться), интеллектуальная (способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты), творческая (проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении).
Можно выделить такие психологические признаки одаренного ребенка, как ранняя речь и большой словарный запас (это наиболее характерные признаки одаренности), абстрактное мышление, необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Параметры одаренности - это опережающее развитие познания, психологическое развитие, физические данные. Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей: первый - это маленький, бледный, худенький ребенок в очках, второй же говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Оба они далеки от истины - физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети.
Одаренные дети в своем развитии подвержены риску. Им необходимо особое воспитание, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы. Субъективные трудности одаренных детей заключаются в том, что они ощущают себя не такими, как все, когда попадают в среду обычных детей, они живут неординарно, поэтому у них возникают трудности при контактах со сверстниками. В силу личных способностей эти дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям.
Одаренный ребенок в семье - чаще всего ее гордость. Важно, чтобы родители не выделяли его среди других детей, так как это приведет к негативному к нему отношению, а также чрезмерное любование таким ребенком, похвальба его способностей сделают его эгоистом, самолюбивым и упрямым. Важно, чтобы родители помогали здоровому самовосприятию ребенка и пониманию им того, что способности и интересы других людей могут быть на ином уровне или в иной сфере, чем его собственные. Однако некоторые родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы. Иногда родители «вымучивают» талант, стараясь сделать его из небольших способностей, истощая силы ребенка. Воспитательные задачи родителей по отношению к одаренному ребенку состоят в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей.
Совместная воспитательная работа с одаренными детьми семьи и школы основана на сотрудничестве. Социальный педагог организовывает для родителей консультации специалистов с целью выявления индивидуальных задатков ребенка, осуществляет постоянный контакт между учителями и родителями. Он организовывает творческий труд детей.
Программа «Astor» для интеллектуально одаренных детей выделяет те качества, которые необходимы учителю для работы с одаренными детьми. Учитель должен быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму), проявлять гибкость, иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
У социальных педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми, можно обозначить такие необходимые профессиональные умения: строить социальное воспитание в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; стимулировать когнитивные способности учащихся; выявлять детей с неординарными способностями среди учащихся, имеющих разные сенсорные или двигательные нарушения; находить индивидуальный подход к одаренным детям; умение правильно оценивать успехи детей; способствовать оптимизации их взаимоотношений со сверстниками; защищать интересы одаренных детей, находить сторонников в этом; предлагать родителям свой способ оценки потребностей детей; применять разные пути вовлечения родителей в процесс обучения детей.

Социальный педагог должен научить одаренного ребенка анализировать и оценивать свои чувства, мотивацию, сильные и слабые стороны своей личности, способствовать его работе над своим характером в случае развившегося тщеславия, эгоизма и т.д.
Отбор педагогов для работы с одаренными детьми основывается на следующих принципах: позитивная Я-концепция педагогов, успешный опыт педагогической работы, эмоциональная стабильность, целеустремленность, творческое начало, знакомство с соответствующими концептуальными моделями, использующимися в обучении одаренных детей.

© 2010-2022