- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Отношения в семье и характер ребенка
Отношения в семье и характер ребенка
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кабышева Б.Н. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Отношения в семье и характер ребенка.
Характер - слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «печать», «чеканка».
В сравнительно небольшом толковом словаре С.И. Ожегова свыше полутора тысяч слов для обозначения черт характера. Их можно разделить на три группы: отношение человека к себе, к окружающим, к делу.
Характер обнаруживает себя в поступках, поведенческих реакциях людей. До сих пор проблема соотношения «врожденного» и «приобретенного» остается открытой, но очевидно одно - именно характер отношений в семье определяет динамику личностного развития подростка.
Что родителям не нравится в их замечательных детях?
Вот несколько типичных жалоб:
-поздно ложится спать
-прибегает ко лжи
-не аккуратен на кухне
-берет без спроса одежду родителей
-одевается без вкуса
-злоупотребляет косметикой
-гуляет допоздна
-часами занимает телефон
-постоянно угрюм и замкнут
-имеет плохих друзей
-слишком много времени проводит за ПК или ТВ
-валяется целыми днями и ничего не хочет делать
-уроки оставляет на потом
-прогуливает уроки
-приводит друзей домой, когда нас нет
-не помогает по хозяйству
-закатывает истерики или угрожает, огрызается, когда ему перечат
-не убирает в своей комнате
-дерется с братьями и сестрами
-то раздражительный, то в хорошем расположении духа
-не интересуется семейными проблемами
-часто просит деньги
-курит
-апатичный, безинициативный
Таким образом, выделяются следующие сферы жизни подростков, которые являются наиболее конфликтогенными:
-Социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение досуга, планирование будущего, инфантильное или апатичное поведение.
-Внешний вид и манеры поведения: употребляемые выражения-сленг, манера одеваться, наличие вредных привычек, а также асоциальное поведение-курение, алкоголь, наркотики, употребляемые выражения, лживость.
-Школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе.
-Поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, семейной собственности-жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и т. п.
Наверное, наибольшие проблемы у подростков возникают с родителями.
Что лежит в основе этих конфликтов отцов и детей?
Попробуем разобраться. Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Однако как показывают некоторые данные необходимо различать общение формальное, регламентированное, посвященное вопросам дисциплины и успеваемости, и неформальное, т.е. не регламентированное общение с родителями.
Если первое вызывает у подростков острую неудовлетворенность, то потребность во втором не меньше, чем в общении со сверстниками, но удовлетворяется лишь на 30%. При этом выявлено, что общением с матерью удовлетворены только 31,7% подростков, а общением с отцами-12%. Причиной такого психологического барьера, возникающего между подростками и родителями, психологи называют неумение и нежелание выслушать, понять, принять ценность другого, а также уверенность в собственной непогрешимости.
«Они меня не слушают!»-самая распространенная (и совершенно справедливая) жалоба юношей и девушек на родителей. По оценкам подростков. Уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственная откровенность с ними резко снижаются от 7-го к 9-му классу, и по всем параметрам родители значительно уступают друзьям.
Отношения к семье в ходе взросления меняются. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.
Недопонимание подростков их родителями часто вызвано нарушением роли подростка в семье. Он может играть роль:
-любимчика
-бэби, маленького ребенка
-хулигана, неисправимого, трудного
-козла отпущения
-судьи, примирителя.
Эмоционально отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходится жизнь и воспитание детей.
Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Психологи выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения к подростку.
«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностным интересом к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрываются от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытывал родительского тепла.
«Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку обуславливается не реальными качествами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу-«вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.
Исходя из вышесказанного, родителям для успешного воспитания своего ребенка-подростка необходимо быть:
Адекватными, т.е. уметь видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, эмоциональной, мотивационной сферы, характереологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.
Гибкими, т.е. способными к изменению воздействиями на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.
Прогностичными, т.е. способными предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая», модель взаимоотношений с подростками характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.
Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное сознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют отношения с детьми, могут вытесняться или быть поставлены в сознании родителей заменяющими, социально одобряемыми мотивами.