Отношения в семье и характер ребенка

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отношения в семье и характер ребенка.

Характер - слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «печать», «чеканка».

В сравнительно небольшом толковом словаре С.И. Ожегова свыше полутора тысяч слов для обозначения черт характера. Их можно разделить на три группы: отношение человека к себе, к окружающим, к делу.

Характер обнаруживает себя в поступках, поведенческих реакциях людей. До сих пор проблема соотношения «врожденного» и «приобретенного» остается открытой, но очевидно одно - именно характер отношений в семье определяет динамику личностного развития подростка.

Что родителям не нравится в их замечательных детях?

Вот несколько типичных жалоб:

-поздно ложится спать

-прибегает ко лжи

-не аккуратен на кухне

-берет без спроса одежду родителей

-одевается без вкуса

-злоупотребляет косметикой

-гуляет допоздна

-часами занимает телефон

-постоянно угрюм и замкнут

-имеет плохих друзей

-слишком много времени проводит за ПК или ТВ

-валяется целыми днями и ничего не хочет делать

-уроки оставляет на потом

-прогуливает уроки

-приводит друзей домой, когда нас нет

-не помогает по хозяйству

-закатывает истерики или угрожает, огрызается, когда ему перечат

-не убирает в своей комнате

-дерется с братьями и сестрами

-то раздражительный, то в хорошем расположении духа

-не интересуется семейными проблемами

-часто просит деньги

-курит

-апатичный, безинициативный

Таким образом, выделяются следующие сферы жизни подростков, которые являются наиболее конфликтогенными:

-Социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение досуга, планирование будущего, инфантильное или апатичное поведение.

-Внешний вид и манеры поведения: употребляемые выражения-сленг, манера одеваться, наличие вредных привычек, а также асоциальное поведение-курение, алкоголь, наркотики, употребляемые выражения, лживость.

-Школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе.

-Поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, семейной собственности-жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и т. п.

Наверное, наибольшие проблемы у подростков возникают с родителями.

Что лежит в основе этих конфликтов отцов и детей?

Попробуем разобраться. Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Однако как показывают некоторые данные необходимо различать общение формальное, регламентированное, посвященное вопросам дисциплины и успеваемости, и неформальное, т.е. не регламентированное общение с родителями.

Если первое вызывает у подростков острую неудовлетворенность, то потребность во втором не меньше, чем в общении со сверстниками, но удовлетворяется лишь на 30%. При этом выявлено, что общением с матерью удовлетворены только 31,7% подростков, а общением с отцами-12%. Причиной такого психологического барьера, возникающего между подростками и родителями, психологи называют неумение и нежелание выслушать, понять, принять ценность другого, а также уверенность в собственной непогрешимости.

«Они меня не слушают!»-самая распространенная (и совершенно справедливая) жалоба юношей и девушек на родителей. По оценкам подростков. Уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственная откровенность с ними резко снижаются от 7-го к 9-му классу, и по всем параметрам родители значительно уступают друзьям.

Отношения к семье в ходе взросления меняются. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.

Недопонимание подростков их родителями часто вызвано нарушением роли подростка в семье. Он может играть роль:

-любимчика

-бэби, маленького ребенка

-хулигана, неисправимого, трудного

-козла отпущения

-судьи, примирителя.

Эмоционально отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходится жизнь и воспитание детей.

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Психологи выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения к подростку.

«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностным интересом к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрываются от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытывал родительского тепла.

«Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку обуславливается не реальными качествами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу-«вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

Исходя из вышесказанного, родителям для успешного воспитания своего ребенка-подростка необходимо быть:

Адекватными, т.е. уметь видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, эмоциональной, мотивационной сферы, характереологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкими, т.е. способными к изменению воздействиями на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичными, т.е. способными предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая», модель взаимоотношений с подростками характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное сознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют отношения с детьми, могут вытесняться или быть поставлены в сознании родителей заменяющими, социально одобряемыми мотивами.

© 2010-2022