Выступление на краевом семинареПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

В современной педагогике обучение уже не рассматривается в качестве процесса передачи знаний и информации от учителя к ученику. Базисной и наиболее важной тенденцией получения современного образования является личностно-ориентированный подход, именно это возможно обеспечить для всех детей не зависимо от возможностей здоровья и способности, к обучению применяя игру и информационно-коммуникационные технологии.Подобные технологии активно используются в процессе обучения детей с различными проблемам...
Раздел Социальному педагогу
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Юн М.А.,

учитель КГКОУ Школа 1

г.Комсомольск-на-Амуре

В современной педагогике обучение уже не рассматривается в качестве процесса передачи знаний и информации от учителя к ученику. Базисной и наиболее важной тенденцией получения современного образования является личностно-ориентированный подход, именно это возможно обеспечить для всех детей не зависимо от возможностей здоровья и способности, к обучению применяя игру и информационно-коммуникационные технологии.

Подобные технологии активно используются в процессе обучения детей с различными проблемами, в том числе и при дистанционном обучении детей с инвалидностью. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области своей предметной деятельности, но и обязан уметь использовать современные технические решения для обучения детей.

Следует понимать, что дети с ограниченными физическими возможностями требуют не только больше внимания при обучении, но и больших знаний. Для ребят, которые имеют проблемы с интеллектуальным развитием помимо компьютерных технологий, чаще всего предлагается механизм игры для их всестороннего и возможного развития. Это два постулата, которые используют практические педагоги в своей работе.

Разработкой теоретической основы игры, ее методологического базиса, уяснением значения ее социальной природы, значение для развития личности ребенка и развития отечественной педагогики исследовалось многими известными специалистами и учеными. Среди них наиболее значимое место занимают труды таких корифеев как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Слово «игра» нельзя считать научным понятием в полном его смысле. Может быть именно потому, что целое множество педагогов, психологов, других специалистов пытались найти нечто общее между рядом разнообразных и многообразных по качеству действий, которые обозначаются одним общим словом «игра», мы до настоящего времени не можем дать адекватного понятия этим действиям, не можем их разграничить и определить те или иные формы игры.

Сам по себе вопрос начала разработки теоретических обоснований игры в обучении связан с именами таких психологов и педагогов как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Отечественные ученые высказывают все многообразие мнений по данной проблематике, например, Шубина и Крюкова считают игры определенным методом обучения, другие учёные говорят о том, что игра это, прежде всего средство обучения. Игровую деятельность как вид обучения рассматривал С.Л. Рубенштейн, Д.Т. Ушинский и многие другие известные теоретики и практики процесса обучения и воспитания подрастающего поколения.

Со временем начинает формироваться такое понятие как «игровая технология», то есть процесс реализации игры как таковой. Психологи разработали некую структуру технологии игры, которая является процессом и включает в себя:

1. Роли, которые берут на себя участники игры.

2. Игровые действия, которые и выступают средством реализации этой роли.

3. Игровое употребление предметов, то есть замещение вполне реальных вещей условными.

4. Реально возникающие и формирующиеся отношения между играющими.

5. Сюжет или содержание игры, то есть образ действительности, который будет воспроизведен в игре.

Значение игровой технологии достаточно велико, так как именно она обладает воспитательными и рекреативными возможностями. Именно в том заключается ее феномен, что выступая как развлечение или отдых она в определенный момент перерастает в обучение, в творчество, в терапию, в некую модель типов отношений между людьми, которые проявляются в труде, в воспитании, в современном обществе.

В процессе работы с детьми с умственной отсталостью используются игры, которые направлены на формирование наиболее значимых для жизнедеятельности человека навыков, связанных с самообслуживанием и со способностью ориентировки ребенка в общественных и социальных отношениях. Для этого могут применяться коммуникационные технологии следующей направленности:

1. Обучающие, предназначены для формирования навыка учебной или практической деятельности, они обеспечивают необходимый и возможный согласно сохранным функциям уровень усвоения. В работе мы используем специальные тренажёры, предназначенные для отработки уже существующих умений и навыков, а также контроля знаний. В качестве таких тренажёров могут использоваться развивающие игры, которые содержат изображения и названия предметов, необходимо, чтобы ребенок умел объединять визуальный и вербальный образ объекта.

2. В практической деятельности с умственно отсталыми детьми очень часто используют имитационные технологии, которые направлены на создание реальности мира, его отдельной части и деятельности в нем. Часть детей, имеющих проблемы интеллекта действуют согласно сформированному у него шаблону, это означает, что для того, чтобы он мог ориентироваться в окружающей действительности у него должен сложиться шаблон, стереотип этой действительности, игры подобного плана позволяют это сделать. В данном случае на мониторе компьютера может воспроизводиться сложные участки улиц, которые необходимо перейти, части дома, где необходимо навести порядок и т.п.

3. Моделирование применятся в работе с детьми ОВЗ особенно часто, это связано с тем, что ребенок не всегда осознает реальный вид и форму предметов, их свойства и характеристики. Моделирование может проходить как с помощью специальной компьютерной программы, тут ребенку могут показать дерево в разрезе или как строится дом, а может быть специальное программное обеспечение, дающее возможность ребенку собрать предмет из частей.

4. Учебные программы предназначены для того, чтобы объединить игровые технологии и возможности компьютера.

В настоящее время обучение в школе направлено на оптимизацию и интенсификацию процесса обучения и воспитания. Игровая технология занимает тут значительное место и может применяться в таких случаях:

- как самостоятельная технология, предназначенная для изучения некой темы, части предмета, его разделов и отдельных понятий;

- как составная часть более существенной и значимой технологии;

- определяет технологию занятия или его фрагмент, например, введение, объяснение материала, закрепления полученных знаний или контроля уже существующих;

- как технологии внеклассной работы, например, игры «зарница», «спортивные марафоны» и многое другое.

Точно также как и игровые технологии реализуются коммуникационные, они направлены на то, чтобы сделать процесс более личностно направленным, способным максимально учесть все педагогические и психологические возможности ребенка.

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

Ребенку с проблемами развития требуется гораздо больше повторений, нежели нормально развивающемуся ребенку. В связи с этим был подобран комплекс дидактических игр с использованием компьютерных технологий, которые позволяют сделать столько повторений, сколько это возможно. При этом сохраняется эмоциональное состояние, позволяющие выполнять задание.

Компьютерные технологии открывают новый мир в педагогике игры и использования технологий в коррекции умственной отсталости. К основным возможностям можно отнести:

1. Возможность подобрать материалы, которые имеют самую разную степень сложности. В этом случае представляется возможным предложить ему то, что определяется конкретными задачами обучения.

2. Компьютерные технологии позволяют сделать видимыми те проблемы в развитии, которые не могут быть выявлены в процессе традиционного обучения.

3. Сформировать у ребенка возможность хотя бы частично осмыслить процесс добычи собственных навыков.

4. Занятие с компьютером создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнения. Наиболее четко это прослеживается в процессе работы с детьми, которые имеют проблемы не только с интеллектом, но и с возможностями зрения. В этом случае в работе мы используем так называемые программы экранного доступа, способные обеспечить возможность не визуальной работы с ПК. К ним относят так называемые скринридеры, способные максимально полно предоставить слабовидящему ребенку информацию об окружающем мире через компьютер и другие мобильные устройства.

5. В работе педагога появляется возможность ввести элементы игры с вымышленными героями. Для детей с умственной отсталостью это особенно актуально, так как для них мир познается через призму действий других.

6. Компьютер учит ребенка с умственной отсталостью контролировать свои действия, так ему проще понять, что он сделал правильно, а что нет.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Таким образом, компьютерные технологии используются в педагогической работе с детьми с проблемным здоровьем, так как они не только повышают мотивационную сторону процесса, но и способствуют более высокому уровню усвоения материала ребенком в форме игры и хорошего эмоционального состояния.

Список библиографических ссылок:

1. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Красноярск, 2003. 265с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 317с.

3. Ковалёв Д.С. «Место и роль дистанционного обучения в системе образования детей с ОВЗ» lokos.net.



Выступление на краевом семинареПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗВыступление на краевом семинареПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗВыступление на краевом семинареПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗВыступление на краевом семинареПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗВыступление на краевом семинареПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗВыступление на краевом семинареПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

© 2010-2022