- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Конспект на тему Девиантное поведение
Конспект на тему Девиантное поведение
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гилева Е.В. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.4 Конспект лекции для педагогов.
Работа с «трудными детьми» и детьми с девиантным поведением.
Воспитание - творчество взрослых, в основе которого лежит наука возрастная и детская психология.
Известно: все на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребенка.
Термины «трудные дети», «трудный учащийся» чаще всего употребляются в качестве синонимов терминов «запущенный учащийся» или «учащийся с отклонениями в обучении и поведении».
«Трудные учащиеся» - прежде всего неуспевающие учащиеся. Различные трактовки успеваемости и неуспеваемости учащихся меняются год от года с изменением требований общества к учебным заведениям. Однако характерные признаки неуспеваемости учащихся остаются актуальными и в настоящее время, а именно:
-
Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а так же осуществить необходимые практические действия;
-
Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных умений и навыков.
-
Недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств, не позволяющих учащемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию и другие качества, необходимые для успешного учения.
К числу ярко выраженных признаков неуспеваемости относятся:
-
Увеличение числа ошибок при выполнении учебных заданий;
-
Невыполнение отдельных заданий или частое обращение за помощью;
-
Неблагополучие в межличностных отношениях (ученик=ученик, ученик=учитель, ученик=родитель и т.д.)
-
Снижение интереса к предметам;
-
Нежелание учиться и т.д.
Неуспевающие и «трудные» учащиеся не равны по содержанию понятий, так как «трудные» учащиеся не просто и не только неуспевающие. Обычно «трудными» называют тех учащихся, которые не только плохо учатся, но при этом они также грубо нарушают правила поведения в училище, на улице и в общественных местах. Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении, они таковы:
-
Неумение выделять главное в разных ситуациях;
-
неустойчивые познавательные интересы и нежелание учиться, что ведет к неуспеваемости;
-
неуверенность в себе при выполнении домашних заданий, трудовых поручений учителей или родителей;
-
повторение одних и тех же ошибок в учении и поведении, низкая работоспособность и быстрая утомляемость (хотя этот признак еще может быть показателем плохого здоровья ребенка);
-
разрыв слова и дела (обещает, но не выполняет);
-
нежелание преодолевать трудности;
-
равнодушие к окружающим;
-
низкая требовательность к себе при высокой требовательности к другим.
Недостаточное общее развитие не обязательно приведет к трудновоспитуемости, но может стать ее источником.
Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей к своему ребенку.
Трудновоспитуемость - Всегда следствие определенных причин и внутренних предпосылок (особенности развития психики). Тем не менее, она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов и медиков. Трудности в воспитании не возникают неожиданно и, только в подростковом возрасте. Их причины нужно искать в более раннем возрасте. У растущего человека постоянно появляется что - то новое: хорошее или плохое, желаемое или не желаемое. Он познает мир, не только воспринимая все полезное, но и совершая ошибки, преодолевая их.
Отрицательное в ребенке - это то, чего он сам пока еще не может преодолеть, то, что мешает его продвижению вперед. Поэтому так важно дать жизнь всему положительному, замедлить начало любого неблагополучия в поведении, предупредить его.
Для поиска причин нежелательного поведения ребенка необходимо собрать общие сведения:
-
о нем самом;
-
его родителях;
-
особенности психического развития ребенка в разные возрастные периоды;
-
с кем он дружит, влияние друзей на него и т.д.
Чтобы прийти к правильным выводам, необходимо получить как можно больше фактического материала.
Важно понять: бороться надо не против плохого, а за хорошее, т.е. за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем.
Девиантное поведение.
Мы часто сталкиваемся с поведением, отклоняющимся от общепринятой или подразумеваемой нормы права, культуры, морали. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой - то нормой.
Система поступков отклоняющихся от общепринятой нормы называется девиантным поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:
1. это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевает наличие явной или скрытой психопатологии;
2. это антисоциальное поведение, нарушающее какие - то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Отсюда: деликвентное поведение - противоправное, а криминальное поведение - преступное.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет собой группу повышенного риска. Почему?
Во - первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста. (психогармональные процессы и т.д.)
Во - вторых, неопределенность социального положения юношества.
В - третьих, перестройка механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились и не окрепли.
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны:
-
пьянство,
-
употребление наркотиков,
-
агрессивность,
-
противоправное поведение и т.д.
Все они образуют единый блок, так что вовлечение подростков в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой.
Нужно помнить что: Изменить негативное поведение ребенка - это, значит, устранить комплекс причин, его порождающих; изменить отношение к нему, отрицательную установку на него, создать условия для достижения успеха в познавательной деятельности, для реализации его потребностей в самостоятельности и самоутверждении.