- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Выпускная квалификационная работа социального педагога на тему: Программа индивидуального сопровождения ребенка с тяжелым нарушением речи как часть адаптированной образовательной программы
Выпускная квалификационная работа социального педагога на тему: Программа индивидуального сопровождения ребенка с тяжелым нарушением речи как часть адаптированной образовательной программы
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Косенкова С.Н. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Косенкова Светлана Николаевна
(МКОУ Репьевская СОШ, Воронежская область, село Репьевка)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребенка с тяжелым нарушением речи как часть адаптированной образовательной программы
по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
2014 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-5
1. Характеристика особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи………………………………………………………………6-10
2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога с семьей, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ ……………………………………..11-12
2.1. Программа индивидуального сопровождения ученика 6 «В» класса, имеющего тяжелое нарушение речи ………………………………………………...13-17
2.2. Диагностика учащегося 6 «В» класса с тяжелым нарушением речевого развития………………………………………………………………………….........18
Заключение………………………………………………………………………..19
Литература…………………………………………………………………………20
Введение
Речь - одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово - это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления. Мышление и речь - два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании - речевом мышлении или речемыслительной деятельности.
Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде.
Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий недостатками речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Такие дети могут бояться несостоятельности в общении со сверстниками. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.
Общество заинтересованно в облегчении процесса социальной адаптации ребенка с нарушениями речи путем коррекции речевого общения детей в ситуациях вербального и невербального поведения.
Право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценному использованию возможности развития, обусловило важнейшие ориентиры новой образовательной политики.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обуславливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в образовательном учреждении по стандартным программ с учетом его образовательных потребностей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.
Цель программы:
разработать адаптированную индивидуальную коррекционную программу для ученика 6 «В» класса с нарушением речи, соответствующую его
образовательным потребностям.
Задачи программы:
1) изучить особые образовательные потребности детей с нарушением речи;
2) создать условия, способствующие усвоению основной образовательной программы начального общего образования ученика 6 «В» класса и его интеграции в образовательном учреждении;
3) реализовать мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;
4) оказывать консультативную и методическую помощь родителям ребенка с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основными методами работы социального педагога с семьей ребенка являются: метод наблюдения, метод беседы, метод убеждения.
Социальный педагог постоянно наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его внеурочной деятельностью.
Метод беседы - один из самых распространенных методов при работе с родителями и другими участниками образовательного процесса, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, дезадаптации ребенка в школе, наметить пути их решения.
Метод убеждения помогает убедить родителей в необходимости тех или иных действий семьи в интересах детского развития. Данный метод может быть использован для активизации родителей в общении с педагогами и специалистами образовательной организацией, для выработки критичного отношения к своим действиям и действиям окружающих.
Данные методы работы позволяют выявить проблемы семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, и на основе этих проблем разработать адаптированную индивидуальную коррекционную программу для ребенка с ОВЗ.
-
Характеристика особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.
Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. Отмечаются затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи, а также коммуникативной деятельности. Все вместе это создает неблагоприятные условия для образовательной интеграции и социализации личности ребенка в обществе.
У детей с ТНР снижается потребность в общении, оказываются несформированными формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь) и могут наблюдаться особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Сочетание нарушений речевого и некоторых особенностей познавательного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и сверстниками.
Оптико-пространственный гнозис находится на более низком уровне развития и степень его нарушения зависит от недостаточности других процессов восприятия, особенно пространственных представлений. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексия и дисграфия), нарушения счета (акалькулией), которые могут наблюдаться при речевой патологии. Однако пространственные нарушения характеризуются определенной динамичностью и тенденцией к компенсации. Отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов у детей с ТНР проявляется в основном в бедности и слабой дифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в недостаточно прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
Внимание детей с ТНР характеризуется более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий, в анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности их вербального мышления, которые по своему психо - речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.
Воображение детей с ТНР отстает от нормально развивающихся сверстников. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами, недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.
Исследования уровня притязаний школьников с ТНР показали, что в большинстве случаев наблюдается своеобразная реакция на неуспех, которая выражается в том, что после удачно выполненного задания дети переходят не к трудному, а к более легкому заданию, т.е. у них срабатывает защитная реакция. Но с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.
Разработка вопросов классификации речевых нарушений у детей стала осуществляться в соответствии с первичным расстройством - «первичным недоразвитием речи» (Левина Р.Е.). В патогенезе нарушений речевых средств преобладают аномалии гностических, сенсорных и артикуляторных механизмов, требующих, в первую очередь, обучающего воздействия; отклонения речевого поведения связаны с особенностями аффективно-волевой сферы, нормализация которой достигается преимущественно коррекционно-воспитательной работой.
Психолого-педагогическая классификация включает две группы речевых нарушений:
1) нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР);
2) нарушение в применении средств общения (заикание и комбинация заикания с общим недоразвитием речи).
В клинико-педагогической классификации выделяются нарушения устной и письменной речи.
Нарушения устной речи подразделяются на два типа:
1) фонационного (внешнего) оформления высказывания (дисфония /афония/, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия);
2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалия, афазия).
Нарушения письменной речи подразделяются на два вида: дислексию и дисграфию.
Для большинства детей, имеющих тяжелые нарушения речи, практически невозможно получение полноценного образования без своевременной специальной логопедической помощи, а также необходимого медико-психолого-педагогического сопровождения.
Современная система логопедической помощи организована таким образом, что дети с нарушениями речи имеют возможность получить полноценное дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование в государственных и муниципальных общеобразовательных учебных заведениях наравне с детьми с условной нормой психоречевого развития. Это возможно, если в период обучения они получали регулярную адекватную коррекционно-развивающую логопедическую помощь в дошкольный период обучения и/или в период обучения в начальной школе. При этом задачи инклюзивного образования решаются наиболее успешно и своевременно. В этом случае необходимо осуществление следующих мероприятий: сопоставительный анализ результатов первичной диагностики (уровня речевого развития, индивидуальных проявлений структуры речевых нарушений, стартовых интеллектуальных и речевых возможностей ребенка) и динамики развития речевых процессов; динамический мониторинг достижений в освоении академических знаний, умений и навыков учащихся; оценка сформированности представлений обучающихся об окружающем мире, жизненных компетенций, коммуникативно-речевых умений, социальной активности.
При анализе патологии речи у детей специалисты должны учитывать не только особенности общего состояния здоровья ребенка, его двигательной сферы, интеллекта, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, темперамента, его конституцию, но и актуальный уровень развития ребенка, социальный статус семьи, которые имеют большое значение при изучении этиологических и патогенетических факторов возникновения речевых расстройств. Поэтому очень важно, чтобы родители с первых лет жизни фиксировали этапы развития ребенка, его достижения или некоторые особенности и могут обратить на это внимание специалиста.
Ситуация длительного неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только имеющегося речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом. Если родители своевременно не акцентируют должного внимания на негативных проявлениях речевого недоразвития и не обращаются за помощью к специалистам, то может наблюдаться неблагоприятная картина в формировании психики и поведения ребенка.
Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.
Преодоление вышеперечисленных трудностей обучения детей с тяжелыми нарушениями речи на базе общеобразовательной организации, реализующей инклюзивную практику, возможно, если при этом будут учтены особые образовательные потребности данной категории обучающихся.
Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); потребность в формировании социальной компетентности.
Потребность в развитии всех компонентов речи, рече-языковой компетентности.
Потребность в формировании навыков чтения и письма.
Потребность в развитии навыков пространственной ориентировки. Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.
Таким образом, категорию детей с ТНР можно рассматривать как учащихся, относящихся к группе риска по образовательному принципу. При этом для этих детей необходимо специально организованное обучение в условиях вариативной организации рабочего пространства и образовательной программы, учитывающей их особые образовательные потребности и содействующей решению интегративных задач, как специальной педагогики, так и общего образования в целом.
В школе ученик 6 «В» класс имеет диагноз алалия, который относится к тяжелой форме нарушения речи. Для данного ребенка на основе его специальных потребностей необходимо составить адаптированную индивидуальную коррекционную программу.
-
Специфика профессиональной деятельности социального педагога с семьей, в которой воспитывается ребенок с нарушением речи
Социальный педагог - это педагог, который изучает социальное воспитание ребенка в контексте его социализации (А.В. Мудрик).
Социальный педагога осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в образовательном учреждении.
Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьей включает в себя:
- изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;
- определение общих проблем семьи и ее особенностей, отличий от других;
- изучение прошлого семьи;
- определение целей и ожиданий семьи;
- изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи);
- обследование условий, где проживает семья;
- изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи: поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;
- определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
- определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время.
Результатом диагностического этапа исследования семьи социальным педагогом был составлен социальная карта семьи.
Социальная карта: Ф.И. ученика: Дмитрий А.
Дата рождения: 12.11.2001 г.р.
Домашний адрес: село Р., ул. Ленина,20
Жилищные условия: Семья живет в трехкомнатном частном доме с удобствами (водопровод, газовое отопление). Необходимой бытовой техникой семья обеспечена (холодильник, стиральная машина, газовая плита, телевизор и т.д.)
Характеристика семьи: Семья полная, относящаяся к группе социального риска (отец злоупотребляет алкоголем, нигде не работает). Мать вынуждена уезжать на заработки в г. Москва. В семье воспитываются двое детей. Мальчик обучается в 6 «В» классе, его сестра дошкольница. Воспитанием детей в отсутствии матери занимается бабушка по линии матери (которая проживает по другому адресу).
Характеристика учащегося: Дмитрий А., учащийся 6 «В» класса. Мальчик имеет склонность к изучению гуманитарных наук. Очень подвижен, неусидчив. Часто нарушает дисциплину на уроках. Часто вступает в конфликты с одноклассниками. Имеет лидерские качества. Склонен к прогулам уроков без уважительных причин.
Состояние здоровья: подросток имеет тяжелое нарушение речи - алалия. Других хронических заболеваний нет.
Педагогические наблюдения и выводы: Ребенок относится к «группе риска», имеет отклонения в поведении.
Адаптированность ребенка к школе: уровень адаптированности к школе удовлетворительный.
Самооценка: завышена
Особенности темперамента: импульсивный, подвижный, инертный.
Дополнительная информация: подросток состоит на учете в ПДН, КДН и ЗП, ВШУ за совершение правонарушения.
На основе изучения жилищно-бытовых условий, условий жизни и воспитания ученика 6 «В» классе необходимо разработать комплексную коррекционную программу работы с данным ребенком, имеющим отклонения в здоровье и поведении.
2.1. Программа индивидуального сопровождения ученика 6 «В» класса, имеющего тяжелое нарушение речи
Пояснительная записка
Дети - инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности.
Согласно Закона РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей - инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и защиты их прав, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Цель программы:
Изучить специальные образовательные потребности ученика 6 «В» класса с нарушением речи, оказать ему помощь в процессе адаптации и социализации в образовательном учреждении.
Задачи программы:
-
анализ ситуации развития ребенка, выявление причин школьной дезадаптации;
-
изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;
-
разработать адресный план работы с семьей;
-
коррекция отношения к ребенку в семье, в школьном коллективе;
-
коррекция поведения учащегося в образовательном учреждении;
-
оказать методическую, социально-педагогическую, правовую помощь родителям учащегося;
-
преодоление и профилактика вторичных отклонений в психическом и социальном отклонении учащегося;
Планируемые результаты коррекционной работы:
- соответствие уровня психического, умственного, физического развития ребенка возрастной норме;
- повышение учебной мотивации;
- снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям;
- организованность поведения ребенка;
- позитивные тенденции личностного развития
- создание ситуации успеха и прогнозирование позитивных перспектив для ребенка и его семьи.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимся являются:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2.Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
3.Федеральный закон от 24.11.95. № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
4.Типовое положение об образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ» от 12.03.97г. № 288;
5.Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27\901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
6.Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 №29\1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (Со специальными образовательными потребностями)»;
7.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ»;
8. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 28.02.2003 №27\2643-3 « Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
10.СанПиН, 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 03.03.2011,регистрационный номер 19993
В ходе сопровождения семьи ребенка с ОВЗ, социальный педагог, взаимодействует со специалистами разного профиля (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инспектор отдела по делам несовершеннолетних, специалисты учреждений социальной защиты) реализует следующие функции через различного вида деятельность:
1) информационную;
2) социально-правовую;
3) посредническую;
4) досуговую;
5) социальную и педагогическую (образовательную);
6) восстановительную (реабилитационную) и пр..
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
-соблюдение интересов ребенка;
- системность;
- непрерывность;
- вариативность;
- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.
Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут
ученика 6 «В» класса с нарушением речи
таблица 1
Обучение в общеобразовательном классе
Учебные предметы
Количество часов в неделю
филология
русский язык
6
литература
3
иностранный язык
3
математика
математика
5
общественные науки
история
2
обществознание
1
география
1
естественные науки
биология
1
искусство
музыка
1
изобразительное искусство
1
технология
технология
2
физическая культура
физическая культура
3
Итого часов, отведенных на обязательную подготовку
29
Психологическая коррекция /индивидуально
2
Логопедическая коррекция/индивидуально
3
окончание таблицы 1
Социальная коррекция/индивидуально
1
Специфика социального сопровождение семьи ученика 6 «В» класса
Таблица 2
Тип семьи
Особенности запросов
Виды работы
Деятельность работы
Тип взаимодействия между специалистами
Цели взаимодействия
асоциальная
Запрос связан с систематическими проблемами обучения, воспитания и/или поведения на фоне пренебрежения родительскими обязанностями
1.Социально-педагогическая работа
2. Социальное сопровождение
3.Опосредованная работа с семьей
4.Коррекционная работа с ребенком
Длительная комплексная помощь
1.Многоуровневый
2.Межведомственный (специалисты ОУ взаимодействует со специалистами других учреждений и ведомств: ОВД,КДН, органами опеки, органами социальной защиты)
1.Ранне выявление группы риска в условиях ОУ
2.Привлечение родителей к коррекционному процессу
3. Оздоровление социальной ситуации в семье
Социальный педагог:
1)согласовывает социально-педагогическую работу с учащимся с его классным руководителем;
2) занимается коррекционно-развивающей деятельностью;
3) оказывает помощь в сборе документов при взаимодействии с учреждениями и организациями города и района.
-
Диагностика учащегося 6 «В» класса с тяжелой формой речевого развития
Карта социальной адаптации
таблица 3
Ф.И.О.
ученика
класс
Правила и нормы поведения в школе
В жизни класса
В доп. образовании (секции, кружки)
Успеваемость
Пропуски уроков без уважительных причин
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Дмитрий А.
6 «В»
н
с
с
с
с
с
в
в
н
с
в
в
с
с
с
с
с
в
в
в
Примечание: Заполняется социальным педагогом. Оценивание осуществляется на основе наблюдения и сравнения по уровням.
Критерии и уровни сравнения:1. В - высокий, хорошо выполнена. С - средний, удовлетворительное; Н - низкий, неудовлетворительный;
2.Участие в жизни класса и школы: В - систематически, регулярно, регулярно принимает участие; С - эпизодическое; Н - не принимает участие;
3. Занятость в Доп. образовании: В - регулярно посещает; С - посещает эпизодически; Н - не посещает;
4.Успеваемость: В - хорошая; С - удовлетворительная; Н - неудовлетворительная.
5. Пропуски занятий без уважительной причины: В - не пропускает; С - пропускает эпизодически; Н - часто пропускает.
В ходе мониторинга адаптации ученика 6 «В» класса видно, что в начале учебного года у мальчика наблюдается низкий уровень исполнительной дисциплины, эпизодическое участие в делах класса и школы, не посещает кружки и секции, имеет эпизодические пропуски уроков без уважительных причин.
В процессе коррекционной работы с учащимся, индивидуальной работой с родителями, мальчик стал регулярно посещать занятия, улучшилась дисциплина, появилась заинтересованность в участие жизни и класса.
Заключение
В наши дни приходится говорить об общей тенденции к снижению уровня детского здоровья. В этом играют роль ухудшение экологической обстановки, ее неблагоприятное влияние на материнский организм, увеличение удельного веса «синтетического» питания, насыщенного консервантами и красителями, уменьшение физических нагрузок, подверженность вредным воздействиям электронной техники, бытовой химией.
В настоящей работе были рассмотрена актуальная проблема включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Охарактеризованы основные образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
В работе описана специфика работы социального педагога с семьей и ребенком с ОВЗ.
В процессе исследования жилищно-бытовых условий, условий жизни и воспитания ребенка с ОВЗ, выявлены его особые образовательные потребности. На основе результатов диагностики личности учащегося, его поведения была разработана индивидуальная коррекционная программа для ученика 6 «В» класса с тяжелым нарушением речи.
Целью программы является: изучение специальных образовательных потребностей ученика 6 «В» класса с нарушением речи, оказание ему помощи в процессе адаптации и социализации в образовательном учреждении, создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка, и оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Индивидуальная коррекционная программа с учащимся и его семьей рассчитана на 1 год.
Литература:
1. Вильманская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка.- М.: Генезис, 2012.
2. Егжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегративного обучения.- М.: 2008.
3. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы - М.: «Теревинф», 2010.
4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. - М.: МГППУ, 2013.
5. Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование, вып.2.- М.: «Школьная книга», 2010.
6. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебный план и программы по специализации / Под ред. А.Г. Пашкова и Н.С. Степашова. Курск, 1996.
7. Якунин ВА. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб., 1998.