Потенциал Ассамблеи народа Казахстана в контексте формирования гражданской идентичности и патриотизма

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Западно-Казахстанское областное управление образования

«Музыкальный колледж им.Курмангазы»


Международная конференция «Евразийский перекресток»






Потенциал Ассамблеи народа Казахстана в контексте формирования гражданской идентичности и патриотизма.






Выступление преподавателя

колледжа Раймкулова С.А.





г.Оренбург


2015 год.

Потенциал Ассамблеи народа Казахстана в контексте формирования гражданской идентичности и патриотизма.

Трансформация общественных структур и отношений естественным образом влечет за собой кризис старой системы ценностей и идеологии, а утверждение новых форм сопровождается ростом социальной потребности в обновленном содержании базовых ценностей. Так произошло и в современном казахстанском обществе: в ходе реформ были переоценены и отвергнуты официальные социокультурные ценности и идеалы, сохранявшиеся незыблемыми в течение всего советского периода, в том числе представления о советском патриотизме и гражданственности. На первый план вышли активно пропагандируемые реформаторами «общечеловеческие ценности». На идейной основе общечеловеческих ценностей планировалось осуществить экономическую и культурную интеграцию Казахстана и других постсоветских государств в мировое сообщество.

Однако этот позитивный замысел имел своей оборотной стороной ослабление у значительной части населения законного чувства национального достоинства, развитие комплекса национальной неполноценности, раболепного преклонения перед Западом, иронического отношения к патриотическим ценностям.

Начало социально-экономической стабильности поставило вопрос об идеологическом оформлении идущих в казахстанском обществе процессов. Насущной также оказалась проблема выхода из мировоззренческого и нравственного кризиса, воспитания молодых поколений на базе позитивных социокультурных ценностей. Для сохранения социальной идентичности казахстанского общества необходимо восстановление значимости ценностей, связанных с идеями патриотизма и гражданственности.

Патриотизм в наиболее общем виде можно определить как социально обусловленное отношение между личностью, обществом и государством, включающее в себя нравственно-эмоциональную связь с конкретной совокупностью географических, этнических, культурно-исторических и др. представлений о родине и рядом символических форм, характеризующих эти представления. Патриотизм следует также рассматривать как социально-психологическую составляющую социальной идентичности и социальный консолидирующий фактор. [1]

Патриотизм представляет собой комплексный духовный и социальный феномен, в котором аналитически можно выделить три основных аспекта или уровня: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Речь идет о знании истории и культуры своего народа и страны, эмоционально заинтересованного отношения к ним, то есть идентификации с патриотическими ценностями народа и способности активно действовать на основе этих ценностей. Соответственно этому условному делению, патриотическое и гражданское воспитание должно осуществляться обязательно в единстве всех трех перечисленных аспектов. В когнитивной сфере это означает направленную ориентацию системы институтов образования и воспитания, средств массовой информации на цель формирования и укрепления знаний казахстанцев по истории и культуре своей страны, понимания ее геополитического статуса, стоящих перед ней задач и проблем. В эмоциональной сфере задача воспитания патриотизма преломляется как формирование аффективных переживаний любви и гордости, ощущения социального оптимизма и уверенности в креативной силе казахстанского народа. В поведенческой сфере задачей является формирование способности и готовности к действию, мотивированному общественно-значимыми ценностями и целями, превращение патриотических ценностных ориентаций в постоянный регулятор социального поведения.

Согласно личностному подходу патриотизм интерпретируется как одно из измерений взаимоотношений общества, государства и личности, при этом личность рассматривается как приоритетное явление, а государство и общество - как структуры, существующие для обеспечения всестороннего развития и самореализации личности.

В этой связи, основная проблема, связанная с реализацией социокультурной преемственности поколений в Казахстане, заключается в том, что старшее поколение как субъект социокультурной трансляции ценностей само попало в ситуацию кризиса. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует… Мы являемся свидетелями того, как поколение, рожденное на рубеже 1980-1990-х г.г, более патриотичным и идеологизированным, нежели поколение старших братьев и отцов, тех, кого коснулась перестройка и шоковая терапия. Основная причина, различие жизненного опыта и несовпадение процессов социализации личности.

Практика казахстанского регулирования общественных отношений представляется наиболее показательной с точки зрения гармонизации общественной инициативы, политической задачи и личностных установок. Проявлением политической воли Лидера нации, государства, переживающего глубокий духовный кризис, следует считать все инициативы Президента Казахстана по институционализации и системному управлению в сфере гражданской идентификации. По словам Н.А.Назарбаева: «Мало объявить государство независимым. Необходимо заложить развивать условия суверенного развития, причем не только экономические или политические, но и духовные…» «В наших условиях базой межэтнической интеграции должна стать общегражданская принадлежность, политическое самоопределение людей с судьбами казахстанской государственности. Проще говоря, одним из оснований идеологической работы должен стать принцип не только этнического, но и гражданского самоопределения людей» [2].

Этот идейный концепт обрел окончательную формулу на 3 сессии Ассамблеи народов Казахстана в апреле 1996 года. Эволюция его может быть рассмотрена с точки зрения формирования новой казахстанской гражданственности. Если в 1992 году в стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства даются основные измерения общественного согласия, то в 1993 году идейная консолидация общества провозглашается условием прогресса Казахстана как суверенного государства с полиэтническим и поликонфессиональным устройством.

Напряженная работа по формированию новой политической модели функционирования казахстанского общества позволила к 1996 году рассматривать народ Казахстана, как общность граждан разных национальностей, а не как новую этническую общность. Это в драматичных условиях межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве позволило в Казахстане снять все возможные недомолвки и интерпретации, препятствующие системному регулированию межнациональных отношений. «Гражданин должен постоянно носить в себе чувство сознательной принадлежности к данному государству, нераздельности собственной судьбы и судьбы страны. Именно это подведет к пониманию того, что благополучие каждого человека тесно связано с благополучием всей страны» [3].

Н.А.Назарбаев, как основатель модели межнационального согласия, акцентирует общественное внимание на принципиальных условиях развития этого феномена. Он подчеркивает значение рыночных, демократических принципов в развитии общественной и личностной мотивации, которая гарантируется в открытом обществе.

Следует подчеркнуть, что взвешенность и обоснованность в смене ориентиров, формулировании новых стратегических задач обусловлены внутренним динамизмом развития всей общественно-политической системы Казахстана, ядром которой является президентская вертикаль. Внутренняя динамика обеспечивается постоянным анализом и критической оценкой доступного и планируемого политического прогресса.

По прошествии 10 лет после обнародования стратегических целей страны в докладе «Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана» Президент Казахстана с полным основанием говорит о том, что «уникальный опыт толерантности и бесконфликтного развития многоконфессиональной и полиэтничной страны как наша носит не пропагандистский, а вполне прикладной характер» [4]. Формула общественного успеха - в общности национальной идентичности и казахстанской гражданственности. «Существует прямая зависимость между эффективностью проводимой национальной политики и конкурентоспособностью государства. Если политика ведет к национальному единству, к консолидации общества, то это высвобождает скрытые резервы и удесятеряет потенциальные возможности страны, позволяет ставить задачи на уровне «исторического максимума».

Воспитание патриотизма связано с долговременным процессом социализационного развития у личности целого комплекса положительных психосоциальных качеств на основе акцентов в сознании духовно-нравственных и историко-культурных составляющих, позитивного эмоционального и мировоззренческого отношения к родине. При этом патриотизм предполагает единство духовной идентификации личности с прошлым и культурой своей страны, практической готовности участвовать в решении встающих перед обществом проблем. Речь идет о единстве воспитания в человеке высокой духовности, осознанной гражданственности и активной жизненной и социальной позиции.

Большое значение имеет формирование у молодежи четкого, немифологизированного исторического сознания, культуры исторической памяти. На этой основе только и возможно соединение в общественном сознании национальных целей и задач с государственными, что означало бы преодоление кризиса идентичности. В противном случае неизбежна дальнейшая девальвация патриотических норм и ценностей, распад национального самосознания, что воплощается на уровне повседневных жизненных практик в распространении антисоциальных стратегий поведения вплоть до криминальных и деструктивных его норм.

Решение поставленных задач патриотического и гражданского воспитания невозможно без полного осознания стоящих на этом пути трудностей и проблем. В числе этих проблем основной можно считать усиление глобализационных тенденций мировой политики, формирование однополярного мира с унифицированной, клишированной культурой, угрожающей сохранению национальной, культурной, идейной самобытности народов. Условиями преодоления негативных факторов в воспитании патриотизма и гражданственности является формирование патриотически-ориентированной элиты. Развитие патриотических ориентаций у интеллигенции как социальной группы, наиболее ответственной за духовное состояние общества, создание национально-ориентированного капитала.

Литература:

  1. Тезисы к выступлению Президента РК Н.А.Назарбаева на 12 сессии Ассамблеи народов Казахстана. - Астана, 24 октября 2006 года.

  2. Нурсултан Назарбаев. Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана. Доклад на 4 сессии Ассамблеи народов Казахстана (сокращенный вариант). - Акмола, 6 июня 1997 года.

  3. Общественное согласие - основа демократического развития Казахстана. Доклад Президента РК Н.А.Назарбаева на 3 сессии Ассамблеи народов Казахстана. - Алматы, 29 апреля 1996 года.

  4. Нурсултан Назарбаев. Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана.



© 2010-2022