Календарно-тематическое планирование групповых коррекционных занятий «Место под солнцем»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа коррекционных мероприятий по преодолению конфликтных ситуаций среди учащихся

«МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ»

Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus - столкновение) - широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании.
Единая классификации конфликта, очевидно, будет делом не очень близкого будущего. Имеются многочисленные типологии, которые отражают разнообразие форм конфликта (и вполне могут комбинироваться). Самая общая дихотомия вычленяет 2 неравновеликие группы конфликта: интрасубъектные, или интрапсихические (конфликты с самим собой) и интерсубъектные (в которых конфликт всегда происходит между субъектами - как представителями групп или как отдельными индивидами).
В соответствии с другой типологией - по дифференцированному критерию субъекта взаимодействия - выделяют конфликты:
- внутриличностные;
- межличностные;
- межгрупповые.
По временному критерию конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные, однако авторы избегают каких бы то ни было указаний на четкие временные параметры данного критерия. По характеру протекания конфликта бывают острыми и вялотекущими; по форме проявления - явными и латентными. Ввиду особой распространенности и значимости особо выделяют целый ряд К. по признакам «субъекта и сферы»: семейные, производственные, школьные, этнические, религиозные, генерационные, а также в вооруженных силах - например, конфликты, вызванные т. н. неуставными отношениями.
С учетом следствий (для личности, группы и/или ее членов) иногда выделяют деструктивный, конструктивный и стабилизирующий типы конфликтов:
1. Деструктивные конфликты расшатывают и разрушают установившиеся структуры и функции, индивидуальные и групповые нормы, девальвируют ценности, углубляют противоречия проблемной ситуации.
2. Конструктивные конфликты, в которых происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствуют жизнедеятельности личности или функционированию организации.
3. Стабилизирующие конфликты также приводят к позитивным результатам, однако не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего. Последняя типология вызывает слишком много сомнений; возможно, корректнее говорить, что конфликт может выполнять конструктивную, стабилизирующую и деструктивную функции .
Нормативно-оценочный подход к конфликт претерпел существенные изменения: от фокусирования исключительно на негативных сторонах и стремления во чтобы то ни было избегнуть конфликты (зафиксированного в обыденном сознании «худого мира, который лучше доброй ссоры») до слогана «конфликты - это не обязательно плохо». Все большее понимание находят идеи о: 1) неизбежности (а потому естественности как интра-, так и интерсубъектных конфликты); 2) функциональной значимости конфликты.
Позитивное влияние конфликтов на личность может проявиться в: интенсификации самопознания и социального познания; ослаблении личностной напряженности; развитии мотивационно-потребностной сферы; создании предпосылок для личностного роста и т. д.; на группу - в поляризации и развитии мнений; повышении сплоченности; повышении эффективности группового взаимодействия; ослаблении внутригрупповой напряженности и пр.
Негативное влияние конфликтов на личность может проявиться в: повышении личностной напряженности; снижении самооценки, снижении эффективности деятельности (вплоть до деструкции), возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении психической и социальной адаптации и пр.; на группу - в отрицательной групповой динамике, повышении внутригрупповой напряженности, ухудшении общения, снижении эффективности совместной деятельности. Кроме того, конфликт могут оказывать положительное и отрицательное влияние на межгрупповое взаимодействие. Тем не менее «хороший конфликт» - это вовремя и правильно разрешенный конфликт
Конфликт внутриличностный - столкновения интересов, потребностей, влечений личности, возникающие при условии их примерной паритетности по интенсивности и значимости, но разной направленности.
Конфликт межгрупповой - тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими (в частности, религиозными, классовыми, этническими и др.), формальными, неформальными и т. п. группами. В строгом смысле к конфликтам м. относятся и те конфликты между отдельными людьми, в которых они выступают как представители и выразители позиций своих групп.
Конфликт ролевой - понятие из области психологии конфликтов, которое, несмотря на широкое распространение, отличается разнообразием вкладываемых значений.
Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика. Именно эти характеристики конфликта и находят свое освещение во второй теме практикума. Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.). Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака .

Принципы работы группы

1)"Здесь и теперь" .
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
2) Искренность и открытость.
Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
3) Принцип Я.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга - научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
4) Активность.
В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.
5) Конфиденциальность.
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы - естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы - в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Основное

Цели:
1. ознакомление со способами управления межличностными конфликтами;
2. формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
3. обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей;
4. умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Задачи:
1. Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
2. Способствовать осознанию собственных эмоциональных состояний;
3. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
4. Снизить конфликтность в личностно-эмоциональной сфере;
5. Сплочение коллектива;
6. Развитие умений и навыков командного взаимодействия.
7. Развить способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.
Методы работы: упражнения, игры, сюжетно-ролевые игры, творческая деятельность.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, бумага А4, игровой мяч.
Форма работы: групповая.
Возрастной критерий: средний школьный возраст.

Время проведения: 1 час в неделю.

© 2010-2022