- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Социальный проект по профориентации
Социальный проект по профориентации
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рожина Г.К. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя школа № 5
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Дороги в большой мир»
(профориентация старшеклассников)
Выполнил:
Рожина Г.К.
Социальный педагог
МОУ СШ № 5 п. Центральный
Володарский район
Нижегородская область
р.п. Центральный
Введение
Сложившаяся ситуация в стране, те проблемы, которые испытывают выпускники в выборе профессии заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны не только знать, уметь и обладать определенными навыками, но и быть готовыми реализовать себя в профессиональном и социальном плане, посколькусовременному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, успешный в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с выбором своей будущей профессии, а значит, проблема выбора профессии ложится на плечи не только обучающихся и их родителей, но и весь коллектив ОУ. В связи с этим в 8-9 классах основной школы вводится предпрофильная подготовка, а в 10-11 классах - профильная подготовка, которые должны помочь определиться подростку в области своих интересов, т.к. происходит совмещение профориентационной работы с предметным обучением. Это позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.
Работу нужно построить так, чтобы каждый выпускник школы нашел более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время и силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.Зачастую же профессиональное самоопределение школьников происходит стихийно (за компанию с другом, посоветовали родители, пристроили родственники или знакомые).
Для нашей школы эта проблема очень актуальна. Поскольку ОУ расположено в военном городке, то основной контингент обучающихся - это дети семей военнослужащих. Многие подростки видят себя представителями военной профессии и никем больше. Но в современном обществе, когда реформы коснулись и военных институтов (сокращение в армии, закрываются военные училища и университеты), многие юноши теряют возможность реализовать себя в данной профессии. А представителей других профессий, которые своим примером могли бы их заинтересовать, увлечь, в военном городке нет.
Поэтому современное понимание профориентационной работы заключается не только в ее нацеленности на выбор конкретной профессии каждым подростком, а и на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Профессиональная ориентация в школе - это не разовые мероприятия по знакомству с теми или иными профессиями, а система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о различных профессиях и возможности получения выбранных специальностей.
Цель проекта:
Создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.
Задачи проекта:
-
сформировать положительное отношение к труду;
-
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Инициативная группа
-
заместитель директора по воспитательной работе,
-
классные руководители,
-
школьный психолог,
-
социальный педагог,
-
учителя-предметники,
-
библиотекарь.
Изучение возможностей инициативной группы и распределение обязанностей
Заместитель директора по воспитательной работе
-
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
-
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;
-
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
-
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-тирование, определение индивидуальной образовательной траектории;
-
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
-
создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
-
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
-
организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
-
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
-
организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
-
курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Классный руководитель:
-
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-
помогает обучающемуся проектировать индивидуальный образовательныймаршрут, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
-
организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
-
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
-
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
-
организует встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.