Программа «Не допустить беды» (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа « Не допустить беды» (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)Муниципальное казенное образовательное учреждение «Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»


155308 Ивановская область Вичугский район д. Старая Гольчиха д.70 ,

Телефон ,факс: 9-44-88, электронная почта: [email protected]





Программа « Не допустить беды»

(профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

на 2015 - 2018 годы

Паспорт программы

1.Наименование программы

Программа

МКОУ Старогольчихинская оош «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

2. Нормативная база

1) Конституция Российской Федерации

2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»

3) Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

4) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

3. Цель

Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

4. Задачи

Программа направлена на решение следующих задач:

- защиту прав и законных интересов детей и подростков

- профилактика подростковой преступности

- предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

- обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении

- профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям

- координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий

5. Сроки реализации

2015-2018 годы

6. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит

- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия

- улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений

- создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними

7. Разработчик программы

Твердова Светлана Александровна









  1. Состояние проблемы и обоснование

необходимости ее решения

Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин преступности среди несовершеннолетних. По данным Вичугского УВД на территории района на протяжении нескольких лет наблюдается волнообразная криминогенная ситуация в подростковой среде:

Из года в год увеличивается число родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.

Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);

- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

- социально - демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед педагогами школы сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступности среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики.

В рамках реализации этой задачи в школе проводится следующая комплексная работа:

  1. Налажено взаимодействие с родительской общественностью и заинтересованными ведомствами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: районной медико-психолого-педагогической службой, комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Вичугского муниципального района, районным отделом ГИБДД.

  2. Обеспечена 100 % занятость учащихся в летний период (в том числе трудоустройство в конце учебного года на период летних каникул).

  3. Систематически ведётся профилактика употребления

несовершеннолетними наркотических и психотропных средств, алкоголя, курения табака.

  1. Ведётся профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на профилактических учётах.

  2. Выявляются семьи, находящиеся в социально опасном положении.

  3. Ведётся информационно-просветительская деятельность среди учащихся.

  4. Ежегодно корректируется список учащихся и выявлены обучающиеся, состоящие на внутришкольном учёте.

1. Для определения социального статуса семей ежегодно посещаются семьи вновь принятых в школу детей, проводится анкетирование. Педагоги школы активно принимают участие в проведении профилактических операций, в ходе которых проверяется готовность к новому учебному году учащихся «группы риска». На основании полученных данных формируется социальный паспорт классов и школы.

В ОУ создана система сбора, обработки и хранения информации по различным категориям учащихся и их семьям, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся). Имеется в наличии компьютерная база данных о детях в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обучению и проживающих на территории Гольчихинкого сельского поселения , сведения об учащихся, состоящих на внешнем и внутреннем учете.

Количество детей группы риска

2012-2013

2013-2014

2014-2015

8

6

8

3. На каждого ребенка «группы риска» в школе разработаны планы ИПР, где отражается работа, проводимая с подростком, результат профилактической работы, паспорт семьи, характеристика ребенка, карточка индивидуального учета семьи несовершеннолетнего. Индивидуальная профилактическая помощь оказывается комплексно во взаимодействии классных руководителей, инспектора КДН, медицинских работников. Подростки, состоящие на учете в ПДН и «группы риска» систематически проверяются по месту жительства, контролируется их занятость в кружках и объединениях , занятость в каникулярное время занятость (занятость детей «группы риска» 92%). Педагоги вовлекают их во внеклассные мероприятия, проектную деятельность, органы детского самоуправления.

4. Ежегодно исходя из анализа социальной ситуации планируется профилактическая работа в школе: разработана и находится в действии программа « Не допустить беды», имеются план работы Совета профилактики, планы или программы воспитательной работы с классом, в которых предусматривается работа классных руководителей с учащимися «группы риска» . На каждого ребенка «группы риска» составляется план индивидуальный профилактической работы.

5. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, заседания методического объединения классных руководителей затрагивающие проблемы воспитания. Ежемесячно мониторинг работы с детьми «группы риска» рассматривается на совещаниях классных руководителей.

В школе работает Совет по профилактике правонарушений и преступлений. Заседания проводятся 1 раз в месяц. На заседаниях Совета профилактики заслушиваются отчеты классных руководителей, самоотчеты учащихся «группы риска», принимаются решения о постановке и снятии с учета, заключаются договора с родителями о совместной деятельности по работе с несовершеннолетними.

6. Основная нагрузка в работе с «трудными» подростками ложится на классных руководителей: постоянная индивидуальная работа с детьми и родителями, рейды в семьи, вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, органы детского самоуправления, кружки и секции, помощь в выстраивании отношений с одноклассниками и учителями.

Проведение коррекционной работы невозможно без участия районной медико -психолого-педагогической службы . Именно она помогает в диагностировании, выявлении проблем ребенка, организации индивидуальных психологических тренингов с учащимися и учителями, индивидуальных профилактических бесед с подростками, психологическом консультировании родителей.

Кроме того, к работе с детьми группы риска привлекаются педагоги дополнительного образования, фельдшер.

Координацию деятельности в этом направлении осуществляет школьный Совет профилактики, который возглавляет директор школы Модин А.Е. Деятельность Совета ведется по плану на текущий год и утверждается директором школы.

Основная цель профилактической деятельности ОУ - недопущение правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних.

Для этого в школе ведется учет каждого ребенка группы риска и организуется индивидуальная профилактическая работа:

1. ежедневный контроль за посещаемостью школьных занятий со стороны классных руководителей и зам. директора по учебной работе;

2. контроль за выполнением домашних заданий по предметам и работой на уроках. По результатам проводятся индивидуальные беседы с подростками и родителями;

3. контроль за посещением подростками дополнительных занятий по предметам;

4. вовлечение учащихся в мероприятия класса и школы;

5. участие во всех школьных акциях по профилактике курения, алкоголизма, наркомании;

6. беседы инспектора КДН и ЗП с подростками и родителями об ответственности за противоправные поступки.

7. проводится анкетирование по вопросам «Моя семья», «Отношения со сверстниками» «Мое свободное время», «Вредные привычки».

8. Проводятся беседы по правилам поведения в общественных местах, о вежливом поведении на дороге и в быту ( 1-9 классы), о пагубных последствиях курения и употребления алкоголя, диспуты

« Культурный ли ты человек?» ( 5-7 кл, 8-9 кл.) , « Моя семья - моя крепость» ( 6-7 классы), « Почему люди ссорятся?» (1- 4 классы, 5-7 классы), и др.

8. Для организации работы по профилактике пропусков уроков ежедневно ведется журнал посещаемости учащихся. Журнал ежедневно просматривается заместителем директора по УР. Выявляются дети, пропускающие уроки без уважительной причины. Классный руководитель посещает данного учащегося на дому. Проводится индивидуальная беседа с подростком и родителями, выясняются причины непосещения. И проводятся мероприятия по ликвидации этих причин. При многократных прогулах данный подросток приглашается на беседу с директором школы , в дальнейшем на Совет профилактики. Ставится на учет в «группу риска». Привлекаются специалисты.

Для организации работы по профилактике второгодничества еженедельно просматриваются классные журналы заместителем директора по УР. Выявляются дети, имеющие большое количество неудовлетворительных оценок по предметам. Приглашаются родители и учащиеся для собеседования, выясняются причины. Выстраивается план взаимодействия с учителями - предметниками, организуются дополнительные занятия по ликвидации пробелов, проводит индивидуальную работу психолог, логопед.

9. Кроме того, в течение учебного года проводится родительский всеобуч, через проведение тематических родительских собраний с приглашением специалистов «Детская ложь и домашнее воровство», «Как уберечь детей от наркотиков», «Профилактика суицидального и аддикватного поведения у подростков» , «Специфика профессионального выбора» , индивидуальное медико - психологическое консультирование, привлекаются родители к школьным КТД, Дням здоровья, спортивным соревнованиям.

10. В школе на 2 этаже располагается информация для родителей и учащихся по правовым аспектам деятельности учреждения, адреса правовой помощи детям и родителям. Указаны телефоны экстренных служб.

В целом работа по профилактике правонарушений среди обучающихся нашей школы проводится большая и даёт свои результаты. Но считаем, что необходимо усилить работу районной медико-психолого-педагогической службы в плане привлечения медицинских специалистов, и в частности психолога, для проведения просветительской работы для обучающихся и их родителей.

II. Цели и задачи программы.

Для целей настоящей Программы применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

группа социального риска - любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

Программа направлена на решение следующих задач:

- защиту прав и законных интересов детей и подростков

- профилактика подростковой преступности

- предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

- обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей

- профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям

- координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий

Мероприятия по реализации программы

1. Организационные мероприятия:

п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1.

Проанализировать информацию о положении детей в школе и итоги деятельности участников системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Февраль 2015 г.

Твердова С.А.

2.

Провести исследование успешности социальной адаптации выпускников школы

Октябрь - ноябрь 2015 г.

Горохова С.В.

3.

Провести анализ результативности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних классными руководителями

Май 2016г.

Администрация ОУ

4.

Проведение ежегодной межведомственной операции «Подросток»

ежегодно

КДН, ОВД, ОУ

5.

Проведение конкурса детского рисунка «Семья без наркотиков и алкоголя»

1 раз в год

ОУ

6.

В целях активизации правового просвещения среди учащихся школы

- организовать работу Совета профилактики.

- проводить школьную олимпиаду правовых знаний среди школьников

Постоянно

Администрация

7.

Провести акции «День борьбы с вредными привычками», приуроченной к международным дням борьбы со СПИДОМ, борьбы с наркоманией и курением

ежегодно

Классные руководители

8.

Провести мероприятия по защите прав ребенка, посвященную Дню защиты детей

01 июня

ежегодно

классные руководители,

Горохова С.В

9.

Проводить совещания (тематические) по предупреждению безнадзорности и правонарушений

1 раз в год

Администрация ОУ

10.

В целях разъяснения Законодательства РФ проводить встречи подростков и их родителей в школе с приглашением представителей суда, прокуратуры, адвокатуры, руководителей УВД, Центра занятости и других участников профилактики.

Ежеквартально

Администрация, классные руководители

11.

Провести изучение досуга несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, на учёте в органах внутренних дел и КДН, детей из неблагополучных семей.. Обеспечить вовлечение указанной категории несовершеннолетних в занятие кружков, секций, работающих на бесплатной основе в учреждениях образования, культуры

постоянно

Классные руководители

12.

Подготовка представлений -характеристик на заседания КДН и ЗП

По требованию

Классные руководители

13.

Организовать проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, стимулированию правопослушного поведения учащихся

В течение года

Администрация ОУ

Классные руководители

14.

Принимать участие в ежегодных мероприятиях «За здоровый образ жизни»

ежегодно

Администрация ОУ

Твердова С.А.

15.

Откорректировать совместные планы профилактики и предупреждения детского дорожно - транспортного травматизма с ГИБДД

Ежегодно до 01 марта

Твердова С.А.

16.

Приобрести учебно - наглядные пособия, раздаточный материал, компьютерные программы, обеспечивающие выполнение практической части образовательных программ безопасности дорожного движения

До 01.09.2016 г.

Администрация ОУ

17.

Организовать работу с родителями учащихся по приобретению светоотражающих нашивок и наклеек на верхнюю одежду

До 01.01.2016 г.

Администрация ОУ

18.

Проводить школьный конкурс детских рисунков «Внимание, дорога!»

Ежегодно 1квартал

учителя ИЗО

19.

Провести профилактическую операцию «Внимание - дети!»

ежегодно

классные руководители

20.

Участие в военно - патриотической слёте «Школа безопасности»

ежегодно

Модин А.Е.

2. Организация контроля и мониторинга ситуации, складывающейся в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

21.

Совершенствование системы мониторинга и анализа работы классных руководителей по выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних .

Постоянно

Администрация ОУ

22.

Продолжать формирование и корректировку банка данных и своевременное его пополнение на выявленные семьи, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в государственной поддержке, неблагополучные семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Постоянно

классные руководители,

Твердова С.А.

23.

Проводить рейды по проверке неблагополучных семей имеющих несовершеннолетних детей; по местам концентрации подростков; с целью выявления безнадзорных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, своевременно принимать к ним и их родителям меры воздействия.

постоянно

Классные руководители

инспектор ОДН

24.

Составление социального паспорта школы

Ежегодно

сентябрь

Твердова С.А.

25.

-Осуществлять контроль: за своевременным выявлением несовершеннолетних, не посещающих ОУ по неуважительным причинам

-Осуществлять комплексные меры, способствующие возвращению несовершеннолетних в школу для получения основного общего образования

В течение учебных годов

По мере выявления

классные руководители, администрация ОУ

26.

Проведение совета при директоре с заслушиванием классных руководителей по выполнению ФЗ №120

Администрация ОУ

27.

В целях охраны прав и законных интересов детей и подростков, находящихся под опекой и попечительством осуществлять проверки условий их жизни, оказывать социально -реабилитационную помощь

2 раза в год

Классные руководители

28.

Анализировать занятость учащихся (в т.ч. детей группы риска) в кружках, спортивных клубах и т.п.

ежегодно

Классные руководители,

Твердова С.А.

3. Создание условий для профилактики детской безнадзорности, эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в социально - опасном положении

29.

Оказать помощь в трудоустройстве несовершеннолетних в летний период и организации летнего отдыха детей «группы риска».

Ежегодно в период летних каникул

Администрация школы, классные руководители, родительский комитет

30.

Совершенствовать методику работы с родителями из неблагополучных семей, детей «группы риска», родительской общественностью по проблемам воспитания детей. Отработать тематику родительских собраний в ОУ с привлечением всех субъектов профилактики.

Постоянно

Администрация ОУ

31.

Организация летнего отдыха детей, оставшихся без попечения родителей

ежегодно

Классные руководители.

Твердова С.А.


© 2010-2022