Семья, ее воспитательный потенциал

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья, ее воспитательный потенциал

В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является.

Семья - это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Как система семья тысячами нитей связана с другими социальными системами. Не случайно экологический подход в социальной работе с семьей направлен на изменение отношений между семьей и окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.

Если исходить из того, что на семью влияют связи между поколениями, их потенциал можно направить на позитивные изменения. Источником информации о связях между поколениями являются генограмма - семейная карта родственных связей, на которой отражены вся история семьи и основные семейные события. Она отражает систему взглядов, убеждений, ценностей жизни и взглядов семьи на окружающий мир.

Современное состояние семейной системы также требует внимания социального работника. Отталкиваясь от конкретной ситуации, он может использовать тот аспект работы с семьей, который является актуальным.

Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, сексуально-эротическую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, духовного и культурного общения.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и потому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания.

Воспитательный потенциал семьи - это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.

Учебная модель в работе с родителями

Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.

Психолого-педагогические консультации


  • Роль семьи в развитии личности ребенка.

  • Семья как психотерапевт.

  • Воспитательный потенциал семьи.

  • Семейная атмосфера.

  • Семейные роли и отношения.

  • Семья как система.

  • Семья как источник психической травмы.

  • Семья с нарушенной структурой.

  • Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.

  • Родительский авторитет.

  • Личный пример родителей.

  • Деструктивная, проблемная семья.

  • Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.

  • Конструктивная, гармоничная семья.

  • Дети как безусловная ценность.

  • Как любить ребенка.

  • Поощрения и наказания в семье.

  • Семейная жестокость.

  • Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.

  • Родительская позиция и родительское программирование.

  • Возрастная динамика родительского отношения к детям.

  • Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.

  • Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей.

  • Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.

  • Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.

Педагогические поручения


  • Подготовка ребенка к обучению в школе.

  • Организация домашнего учебного труда.

  • Семейное чтение.

  • Организация труда в семье.

  • Экономика семьи.

  • Семейные хобби.

  • Семейные походы и экскурсии.

  • Семейный праздник.

  • Новая семейная традиция.

  • Режим дня ребенка в семье.

  • Профилактика заболеваний у детей.

  • Наблюдение за ребенком в домашних условиях.

  • Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.

  • Анализ семейного конфликта.

  • Письмо моему ребенку.

  • Знакомство с друзьями ребенка.

  • Семейный вечер.

Педагогические практикумы


  • Какой вы родитель.

  • Опыт семейного воспитания.

  • Какой у вас ребенок.

  • Что беспокоит родителей.

  • Программа обучения и воспитания детей в детском саду.

  • Школьные программы и учебники.

  • Трудности детей в обучении.

  • Как помочь ребенку учиться.

  • Психологическая характеристика ребенка.

  • Микроклимат семьи.

  • Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком.

  • Дети и родители: противостояние или сотрудничество.

  • Счастливые дети и родители.

  • Идеальный ребенок и идеальный родитель.

  • Справедливы ли к своим детям.

  • Как передать свою любовь ребенку.

  • Список претензий к ребенку.

  • Как поделить ответственность с ребенком.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.




Программа родительского всеобуча

Месяц

Классы

Тема

Цели и задачи

Август




Сентябрь



Октябрь.



Ноябрь






Декабрь


Январь



Февраль


Март





Апрель


Май

1 - 11 классы
















1 - 11 классы










1 - 11 классы







1 - 4 классы



5 - 7 классы

8 - 11 классы


1 - 11 классы


1 -11 классы



8 - 11 классы


1 - 11 классы





1 - 11 классы


1 - 11 классы

Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка.




Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.


Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.


Что такое личность?



О развитии самосознания у детей и подростков

Педагогическая запущенность подростка и ее причины.

Итоги психолого-медико-педагогической реабилитации детей за 1 полугодие.

Семья и ее роль в воспитании ребенка.



Индивидуальные консультации для родителей.


Приоритет семьи в воспитании ребенка (семья и ее роль в воспитании ребенка; уклад жизни в семье)


Индивидуальное обучение


Встречи-беседы со специалистами (психолог, нарколог, юрист, врач)

Подведение итогов года

Школа как открытая социально-педагогическая система. Встреча с администрацией школы, учителями-предметниками, работающими в данном классе. Итоги лета. Требования, особенности образовательного процесса для детей каждого класса, традиции, выборы классного родительского комитета. Профилактика трудной школьной адаптации в первом, пятом классах.

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей. Правовая и экономическая защита личности ребенка. Индивидуальное обучение: правовая и экономическая защита ребенка-инвалида.

Профилактика влияния на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации, профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей. Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию. Нравственные чувства человека и особенности их формирования.


Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

Подводить итоги совместной работы с родителями. Планировка на 2 полугодие.

Приоритет семьи в воспитании ребенка. Воспитательный потенциал семьи. Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства. Типичные недостатки воспитания в семье и пути их преодолевания. Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

Проконсультировать проблемные вопросы, дать советы по преодолению трудных жизненных ситуаций.

Решить способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье. Современная семья: возможности и проблемы его уклада. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях.

Диалог в семейном общении


Собеседования по разным вопросам о воспитании.


Выпускные классные часы с привлечением родителей, награждение родителей за помощь в организации образовательного процесса.



















Модели помощи современной семье




© 2010-2022