- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Семья, ее воспитательный потенциал
Семья, ее воспитательный потенциал
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шойдак У.К. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Семья, ее воспитательный потенциал
В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является.
Семья - это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Как система семья тысячами нитей связана с другими социальными системами. Не случайно экологический подход в социальной работе с семьей направлен на изменение отношений между семьей и окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.
Если исходить из того, что на семью влияют связи между поколениями, их потенциал можно направить на позитивные изменения. Источником информации о связях между поколениями являются генограмма - семейная карта родственных связей, на которой отражены вся история семьи и основные семейные события. Она отражает систему взглядов, убеждений, ценностей жизни и взглядов семьи на окружающий мир.
Современное состояние семейной системы также требует внимания социального работника. Отталкиваясь от конкретной ситуации, он может использовать тот аспект работы с семьей, который является актуальным.
Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, сексуально-эротическую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, духовного и культурного общения.
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.
К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и потому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания.
Воспитательный потенциал семьи - это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.
Учебная модель в работе с родителями
Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.
Психолого-педагогические консультации
-
Роль семьи в развитии личности ребенка.
-
Семья как психотерапевт.
-
Воспитательный потенциал семьи.
-
Семейная атмосфера.
-
Семейные роли и отношения.
-
Семья как система.
-
Семья как источник психической травмы.
-
Семья с нарушенной структурой.
-
Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.
-
Родительский авторитет.
-
Личный пример родителей.
-
Деструктивная, проблемная семья.
-
Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.
-
Конструктивная, гармоничная семья.
-
Дети как безусловная ценность.
-
Как любить ребенка.
-
Поощрения и наказания в семье.
-
Семейная жестокость.
-
Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.
-
Родительская позиция и родительское программирование.
-
Возрастная динамика родительского отношения к детям.
-
Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.
-
Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей.
-
Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
-
Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.
Педагогические поручения
-
Подготовка ребенка к обучению в школе.
-
Организация домашнего учебного труда.
-
Семейное чтение.
-
Организация труда в семье.
-
Экономика семьи.
-
Семейные хобби.
-
Семейные походы и экскурсии.
-
Семейный праздник.
-
Новая семейная традиция.
-
Режим дня ребенка в семье.
-
Профилактика заболеваний у детей.
-
Наблюдение за ребенком в домашних условиях.
-
Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.
-
Анализ семейного конфликта.
-
Письмо моему ребенку.
-
Знакомство с друзьями ребенка.
-
Семейный вечер.
Педагогические практикумы
-
Какой вы родитель.
-
Опыт семейного воспитания.
-
Какой у вас ребенок.
-
Что беспокоит родителей.
-
Программа обучения и воспитания детей в детском саду.
-
Школьные программы и учебники.
-
Трудности детей в обучении.
-
Как помочь ребенку учиться.
-
Психологическая характеристика ребенка.
-
Микроклимат семьи.
-
Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком.
-
Дети и родители: противостояние или сотрудничество.
-
Счастливые дети и родители.
-
Идеальный ребенок и идеальный родитель.
-
Справедливы ли к своим детям.
-
Как передать свою любовь ребенку.
-
Список претензий к ребенку.
-
Как поделить ответственность с ребенком.
Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
Программа родительского всеобуча
Месяц
Классы
Тема
Цели и задачи
Август
Сентябрь
Октябрь.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1 - 11 классы
1 - 11 классы
1 - 11 классы
1 - 4 классы
5 - 7 классы
8 - 11 классы
1 - 11 классы
1 -11 классы
8 - 11 классы
1 - 11 классы
1 - 11 классы
1 - 11 классы
Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка.
Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.
Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
Что такое личность?
О развитии самосознания у детей и подростков
Педагогическая запущенность подростка и ее причины.
Итоги психолого-медико-педагогической реабилитации детей за 1 полугодие.
Семья и ее роль в воспитании ребенка.
Индивидуальные консультации для родителей.
Приоритет семьи в воспитании ребенка (семья и ее роль в воспитании ребенка; уклад жизни в семье)
Индивидуальное обучение
Встречи-беседы со специалистами (психолог, нарколог, юрист, врач)
Подведение итогов года
Школа как открытая социально-педагогическая система. Встреча с администрацией школы, учителями-предметниками, работающими в данном классе. Итоги лета. Требования, особенности образовательного процесса для детей каждого класса, традиции, выборы классного родительского комитета. Профилактика трудной школьной адаптации в первом, пятом классах.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей. Правовая и экономическая защита личности ребенка. Индивидуальное обучение: правовая и экономическая защита ребенка-инвалида.
Профилактика влияния на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации, профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей. Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию. Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
Подводить итоги совместной работы с родителями. Планировка на 2 полугодие.
Приоритет семьи в воспитании ребенка. Воспитательный потенциал семьи. Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства. Типичные недостатки воспитания в семье и пути их преодолевания. Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
Проконсультировать проблемные вопросы, дать советы по преодолению трудных жизненных ситуаций.
Решить способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье. Современная семья: возможности и проблемы его уклада. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях.
Диалог в семейном общении
Собеседования по разным вопросам о воспитании.
Выпускные классные часы с привлечением родителей, награждение родителей за помощь в организации образовательного процесса.
Модели помощи современной семье