Психологические особенности подросткового возраста

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Мне сегодня предстоит озвучить сложную,

но в то же время очень важную тему:

Психологические особенности подросткового возраста.

Пути взаимодействия.

Слайд 1. Всем нам известны особенности подросткового периода - это эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения, непредсказуемость, бунтарство, максимализм и прежде всего - эгоизм. Как говорится, подростки сами себе на уме, они живут в мире иллюзий, который сами себе создали; более того, они свято верят в нерушимость и неприкосновенность этого мира - только попробуй туда вторгнуться. Им не хватает мудрости и рассудительности, они не воспринимают советов старших, потому что считают, что всегда правы.

Это растущая самостоятельность, это трудный переходный период на пути к зрелости. На смену доверчивости ребенка приходит недоверие, сомнения.

Слайд 2. Переходный период не легок: подросток не стал еще взрослым, но уже и не совсем ребенок.

Между ребенком и взрослым есть 3 важных различия:

Ребенок доверчив и принимает идеи старших

Взрослый имеет свое личное мнение

Эмоционально ребенок зависит от взрослых

Взрослые зависят от других взрослых

Ребенок принимает участие в делах через других. Он нуждается во взрослых

Взрослые сами участвуют в делах

В каждой из этих 3-х отличий ребенок разрывается между миром ребенка и миром взрослого.

Он пытается поступать как взрослый, ему хочется казаться взрослым, но в то же время он тоскует по защищенности детства.

Подросток находится во время сложных перемен, иногда он не понимает сам себя. Ему необходимо тесное общение с чутким взрослым другом. Хорошо, если его окружают любящие и терпеливые понимающие взрослые.

Очень часто взрослые (родители, учителя) верят в то, что изъяны их воспитания никак не проявятся в поведении детей.

Слайд 3.Если мы сеем петрушку, мы что ожидаем получить? Петрушку. А если посадили яблоню, то соберем урожай огурцов? Нет, яблок. Этот закон мы никогда не поддаем сомнению. Но когда речь заходит о воспитании детей, мы сами себя обманываем. Именно тогда, когда дети становятся подростками, мы собираем плоды своего воспитания. Во время переходного периода ребенка и становится известно, что именно в него сеяли. Если мы сеем в ребенка только гнев и раздражение, то пожнем неуправляемое поведение. Сеяли ненависть - будем пожинать неадекватное отношение. Если мы ребенку постоянно говорим, что он неспособный, глупый и ленивый, то почему мы удивляемся, что подросток наотрез отказывается нам помогать по классу и забросил учебу?

Воспитание детей - «неблагодарное дело», потому что результаты этого труда видны не сразу, а спустя 12-14 лет, когда ребенок становится подростком.

Слайд 4. Врачебная ошибка (хирурга) видна сразу - морг. Ошибки воспитания проявляются в течение всей жизни: тюрьмы, поломанные жизни, человеческая несостоятельность.

У подростка происходит чередование активности и усталости и это не лень - это защита организма от перенапряжения.

Умственно - он критик. Он все подвергает испытанию разума. Но ему не хватает ума. В юношеской критичности зреют убеждения взрослого. Это база индивидуального мышления. Подросток может серьезно мыслить. Он знает больше, чем умеет. Он способен решать трудные проблемы. Важен индивидуальный подход к каждому ребенку.

Слайд 5. Ободрение - это ключ к успешным результатам. В этом возрасте у ребенка потенциальные интеллектуальные способности.

Социально - он любящий общество. Его жизнь формируется новыми отношениями. Он хочет быть взрослым, избегает маленьких и поэтому строптив, капризен.

Подавлять самостоятельность подростка - значит благоприятствовать постепенной слабости характера. Часто приходится сталкиваться с тем, что взрослые ожидают от него слишком многого. Взрослые должны научиться уважать мнение и возражения подростка.

Социальные контакты в школе для него жизненно важны. Популярность, влияние имеют огромное значение для него. Обращает на себя внимание. Может блеснуть своей гранью, даже если она не совсем хороша. Подросток хочет обращать на себя внимание. Быть признанным для него особенно важно.

Слайд 6. Эмоционально - колеблющийся. Чувства ребенка более количественны, чем качественны. Чувство радости и страсти может превратиться в расстройство и уныние по незначительным причинам. Иногда кажется, что подросток не владеет своими чувствами. С одними людьми он любит общаться, а других избегает. Подростки противоречивы и часто реагируют преувеличенно (меня никто не понимает, убегают, стукнув дверью). И взрослые зачастую не знают, как на это реагировать. Нам трудно понять и оценить внутреннюю жизнь и ход мыслей ребенка. У него своя логика. Эмоции берут власть не только над детьми, но и взрослыми.

Слайд 7. Многие подростки этого возраста очень открыты, если вы станете ему другом - это убережет его от заблуждения. Это время, когда возможен поворот его как в хорошую сторону, так и к преступности. Каждый пятый подросток подвергается уголовному наказанию. Когда подросток не хочет учиться - это опасность, от которой его надо уберечь. Он стоит перед выбором: куда пойти, а профессии у него нет. Он стремиться утвердиться. У него много сомнений и он нуждается в достоверности.

Уже в детстве каждый из нас спрашивал себя: «Кто я? Кому я нужен? Кто позаботится обо мне? Смогу лия стать не хуже других? Есть ли у меня место в этой жизни? Любит ли меня кто-то?». И каждый ребенок с детства начинает откладывать в своем сознании факты, дающие ответ на эти вопросы. Каждая неудача, каждая ошибка, каждое оскорбительное прозвище - все это четко откладывается в нашем «банке данных». А когда ребенок дорастает до юношеского возраста, весь этот «банк данных» выбрасывается из глубин сознания подобно вулканической магме и разрушает чувство собственного достоинства.

В эти моменты ребенок нуждается в дружеской поддержке со стороны взрослых, но никак ни в упреках - это еще больше усугубляет ситуацию, загоняет в угол. В итоге ребенок замыкается, чувствует себя отвергнутым, и родителям временами становится страшно, как бы не свернул на "грязную" тропу.

Какие же существуют пути взаимодействия:

  1. Слайд 8. Никогда не сравнивайте одного ученика с другим, особенно при всем классе. Даже наедине с ребенком такая беседа не может закончиться взаимопониманием, не говоря уже о тех случаях, когда учителя выставляют подростка в невыгодном свете в присутствии других. Только представьте, что он должен ощущать и переживать в этот момент.

  2. Перестать продвигать свое мнение как единственное и неоспоримое. Лучше установить с подростком контакт, тогда он больше услышит от вас полезной информации и перестанет упрямиться и стоять на своем, хоть и не прав.

  3. Он сердится, если с ним спорят, не считается с мнением взрослых, дерзит и легко обижается. Подростки конфликтны не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.

  4. Постарайтесь избегать обращений, содержащих обвинения, оскорбления или осуждение: «Ты никого не уважаешь», «Сколько тебе можно напоминать?», «Ты опять включил без разрешения компьютер?», «Ты сядешь, наконец, за уроки?».

  5. От того, как Вы обратитесь к подростку, зависит его реакция: он может обидеться, ответить грубостью или понять Ваше состояние и пойти на уступки. Попробуйте поговорить с ним от первого лица или от третьего, избегая включать в разговор его поведение: «Меня беспокоит отношение детей к урокам, неприятно смотреть на тех, кто слоняется без дела». Вопрос отсутствия интереса к выполнению домашних заданий особый: если Вы видите, что подростку ужас, как не хочется садиться за «противные уроки», то постарайтесь прояснить его проблему. Возможно, он запустил учёбу, разуверился в своих силах, а может - в чем-то есть вина учителя, у которого неполучпется преподавать интересно, увлечённо, кричащего на детей. Подумайте, что Вы можете изменить к лучшему в данном случае (как классный руководитель), и не требуйте от подростка невозможного.

  6. Слайд 9. Подростка легко покорить, но ещё легче можно потерять авторитет в его глазах, поэтому в общении с ним требуется особый педагогический такт.

  7. Если подростка в школе обижают сверстники или выгоняют с уроков учителя - как классный руководитель, выясняйте причину, связывайтесь с родителями, не пропустите его депрессию!

  8. Не надо выспрашивать угрожающим тоном, проводить расследование: - Ты что, двойку получил? Опять опозорился? Что молчишь? Отвечай, когда тебя спрашивают! Я всё равно узнаю! И не вздумай обманывать - я тебя насквозь вижу!За таким расследованием может немедленно последовать защитная реакция: уединиться со своими проблемами и прервать надолго с Вами общение.

  9. Не спешите осуждать поведение подростка, если он признается Вам (классному руководителю), что ненавидит кого-то из учителей - возможно, обида или оскорбление очень глубоки, и самое правильное - вызвать эмоциональную разрядку. Можно привести отвлечённый пример: - Случается так, что учитель обидит бездумно и не извинится при этом. Вроде хочет пошутить, а получается оскорбление - возможно, и у тебя так произошло.

  10. Слайд 10. Не судите. Это значит не только не ругать, но и не спешить одобрять. Вместо: «Ты поступил правильно», спросите « Ты доволен тем, чего добился?» Такой вопрос позволит ребенку подумать над своими ощущениями и поделиться с вами.

  11. Не срывайтесь. Какие бы ужасные вещи вам не пришлось услышать, держите себя в руках. С человеком, который кричит и осуждает, никогда больше не захочется иметь дело.

  12. Слайд 11. Уважайте личное пространство. Не будьте слишком настойчивыми и не заставляйте ребенка защищаться. Если он принципиально отказывается обсуждать какую-то тему, отложите разговор до лучших времен.

  13. Высказывайте свое мнение тактично. «Хочешь узнать, как я бы поступил на твоем месте?», «У меня есть идея, как тебе помочь. Хочешь, расскажу?».

Слайд 12.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

© 2010-2022