Современные технологии сопровождения выпускников интернатов

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.



I. О службе сопровождения выпускников.

II. Цели и задачи службы.

III. Инновационные системы,используемые в работе.

1) Социальная карта.

2) Карта ОЖС.

3) Карта сопровождения.

IV . Информационная система "Выпускник +''.

V. Сотрудничество куратор-выпускник.

VI. Использованная литература.

VII. Презентация.

В сентябре 2014 года на базе Старооскольского детского дома была создана муниципальная служба сопровождения выпускников.Работа началась совместно с благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья».

В штатный состав службы сопровождения входят: координатор,социальные педагоги,кураторы,педагог-психолог,юрист .

В результате взаимодействия данных специалистов,органов опеки и попечительства,администрации учреждений профессионального образования на территории Старооскольского городского округа было выявлено 205 выпускников из числа сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.

Основная деятельность нашей службы-обеспечение доступности к социальным правам и гражданским свободам и помощь в преодолении барьеров на пути их реализации.Анализ всей ситуации в обществе на данный момент показывает,что социально-педагогическое сопровождение ребят,покинувших стены сиротских учреждений-актуально.Выпускники часто испытывают трудности при трудоустройстве и в повседневной жизни,сталкиваясь с различными сложными ситуациями и не всегда могут самостоятельно отстаивать свои права.Чаще всего это образовательные,социально-бытовые,жилищные,юридические проблемы .

Целью программы работы службы постинтернатного сопровождения является создание условий для успешного развития личности выпускника и способствование успешной интеграции его в социум.Специалисты службы сопровождения помогут в решении следующих задач:

1.Защита прав и интересов детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из их числа в возрасте от 16 до 23 лет.

2.Диагностика и мониторинг процессов социально-психологической адаптации и интеграции выпускников .

3.Оказание социальной,психологической,педагогической,юридической и других видов помощи выпускников .

4.Повышение правовой грамотности выпускников .

Специалисты центра в своей деятельности широко используют инновационные системы:

- социальная карта выпускника.

Это личное дело выпускника в электронном варианте,где содержится подробная информация о нем(дата и место рождения,наличие родственников,адрес фактического проживания,а так же факт постановки на жилищный учет,сведения об образовании и трудоустройстве ,семейное положение и другое)

- карта ОЖС.

Это оценка жизненной ситуации,охватывающая сферы жизнедеятельности выпускника,связанные с его социальной адаптацией и интеграцией в социум.Это электронный документ в формате Excel.В перечень карты ОЖС включено 165 фактов.Для удобства они сгруппированы в разделы:

1. Правовой статус (наличие паспорта,свидетельства о рождении,медицинского полиса,документы на собственность,документы ребенка-сироты,или оставшегося без попечения родителей,пенсионная книжка и другие).

2. Образование (необходимость в индивидуальном графике обучения,наличие задолженностей ,пропусков уроков,желание изменить профиль обучения и другое).

3. Жильё (отсутствие занимаемого помещении я и наооборот,состояние пригодности,факт постановки на жилищный учет и так далее).

4. Источники дохода (факты нерационального использования имеющихся средств или их отсутствие,наличие долгов по коммунальным платежам,задержки пенсионных выплат).

5. Трудоустройство (трудности в поиске работы по специальности,безработица,нежелание работать).

6. Поведение (конфликты с окружающими,асоциальное поведение,нарушение правил общежития,постановка на учет в наркологию,в кдн ).

7. Дети (трудности в воспитании собственных детей,устройство ребенка в детский сад и прочее).

8. Служба в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации (трудности подготовки и прохождения службы,тревожность перед призывом,желание получить до армии воинскую учетную специальность) .

При заполнении карты ОЖС каждому без исключения факту присваивается информационный и организационный статус.Информационный статус свидетельствует об отсутствии или наличии информации по данному факту.При наличии информации указывается ,имеет место данный факт или нет.При заполнении предлагается выбор ответа из списка «да», «нет», «без информации».

Организационный статус отражает характер действия,которое необходимо предпринять специалистам при выявлении факта.Предлагается выбор ответа из списка «нет», «для сведения», «на контроль», «требует решения», «в работе», «решено», «отказ от решения».

В результате заполнения карты ОЖС специалист имеет не только характеристику жизненной ситуации выпускника с точки зрения риска дезадаптации,но и направления для организации выпускнику помощи и поддержки( факты с организационными статусами «требует решения» и «в работе»).

-карта сопровождения.

Это индивидуальный план сопровождения выпускника с отражением в ней выявленных проблем и путей их решения .

Совместно с Благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья!» в течение двух лет в Калужской области в рамках реализации целевой программы «Старт в будущее» создавалась и тестировалась информационная система «Выпускник +».

Используя эту смстему в работе,специалисты постинтернатного сопровождения города Старый Оскол с уверенностью могут говорить,что это один из самых эффективных инструментов постинтернатного сопровождения выпускников.Информационная система заполняется и обслуживается специалистами центра и предназначена исключительно для внутреннего пользования .В соответствии с требованиями законодательства информация о выпускниках,содержащаяся в системе ,максимально обезличена,а сама система защищена.В полной мере она позволяет составить представление об уровне образования,профессиональной подготовке,жилищных условиях выпускника,отследить его образовательный и профессиональный рост,установить социальное окружение .

Работа с информационной системой «Выпускник+» по её заполнению и обновлению состоит из нескольких этапов.

1 этап.Внесение первичных данных.Первичную информацию для внесения дают социальные карты выпускников,которые заполняются в организациях для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,на выпускников текущего года,и передаются в центр.Социальные карты выпускников из замещающих семей поступают в центр из учреждений среднего и высшего профессионального образования,где выпускники продолжают образование.Социальные карты заполняют и выпускники,обратившиеся в центр за услугами и заключившие с центром договор о постинтернатном сопровождении.

2 этап.Обновление информации.Сведения поступают из разных источников:органы опеки и попечительства,организации и специалисты,включенные в процесс сопровождения выпускников.Сведения вносятся уполномоченными на работу с информационной системой сотрудниками центра.

3 этап.Анализ информации.Информационная система «Выпускник +» позволяет не только фиксировать информацию,но и автоматически производить её анализ по ряду параметров,таких как статистика обращений,обеспеченность жильем,уровень образования ,необходимость в том или ином уровне сопровождения,семейное положение,трудоустройство,источники доходов .

Кураторами проводится большая работа по выявлению проблем,с которыми сталкиваются выпускники,а так же их решению.За полгода деятельности было выявлено около 300 проблем,с которыми столкнулись сопровождаемые выпускники .Из них 50% проблем решены.Сложнее всего решать проблемы,связанные с рисками социальной сети(социальным окружением,поведением,вредными привычками,организацией досуга).Решение проблем выпускника определяется в большей степени его позицией.Если он активно сотрудничает с куратором в решении своих проблем,то большую долю их удается решить.

Уклонение выпускника от сотрудничества,его инертная позиция лежат в основе нерешенных проблем.70% сопровождаемых выпускников занимают по отношению к куратору позицию активного сотрудничества,но надо отметить,что остальные уклоняются от сотрудничества.

Выпускники-сироты испытывают большие трудности ,оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.Им свойственны инфантилизм,непризнание себя как личности,замедленное самоопределение,неспособность к сознательному выбору своей судьбы и,как следствие,иждивенчество.Такие молодые люди плохо ориентируются в вопросах собственности,экономики даже в сугубо личных масштабах испытывают трудности в общении там,где это общение произвольно,где требуется умение целенаправленно строить отношения.Сопровождение-это помощь в выборе пути преодоления той или иной проблемной ситуации,в которую поподает сопровождаемый.

Работа службы сопровождения имеет следующие направления деятельности:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (сбори анализ информации,предотвращение социальной дезадаптации через решение проблем,создание необходимых условий).

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(информационное сопровождение,консультирование,организация встреч с воспитанниками,с замещающими семьями).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(мониторинг деятельности службы,оценка эффективности деятельности кураторов).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,включенных в процесс профессионального становления и социальной адаптации обучающихся.

Таким образом,служба сопровождения разрабатывает и внедряет инновации,направленные на преодоление социального кризиса выпускника при переходе к самостоятельной жизни.

Использованная литература :

1.Заводилкина Ольга Владимировна - эксперт Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».

2.Головид Иван Иванович - социальный работник государственного автономного учреждения Калужской области «Центр постинтернатного сопровождения «Расправь крылья!» .

3.Паневин Алексей Владимирович - региональный представитель Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».

4.Селенина Екатерина Вадимовна - старший научный сотрудник лаборатории «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства».

© 2010-2022