Программа профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихПрограмма профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихПрограмма профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихПрограмма профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихПрограмма профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихПрограмма профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихПрограмма профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихПрограмма профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихПрограмма профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихПрограмма профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетнихРассмотрено Утверждаю

на заседании МС Директор МБОУ «СОШ№16»

протокол № 5 от «31» мая 2013г. ____________ Л.Н.Панькова

Подпрограмма к п.5.3 образовательной программы

«Профилактика безнадзорности

среди несовершеннолетних»





Автор программы:

Чуйко Елена Анатольевна

Учитель физической культуры

МБОУ «СОШ№16»





г. Усолье-Сибирское, 2013г.

Пояснительная записка

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. появляется все больше подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, либо семей, где родители не осуществляют должного контроля за ребенком по тем или иным причинам, в результате чего дети, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. Анализ правонарушений, беседы с подростками показывают, что правонарушения, в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

«Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно - значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков, различных психотропных веществ, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них - алкоголизм в семье, проблемы детей в результате асоциальных конфликтов, продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи наших педагогов, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия - вот важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни.


  1. Паспорт программы

Наименование программы

«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Дата утверждения программы

Протокол №_____от _______________

Приказ директора №____от _____________

Разработчики программы

Гриценко Ольга Ермиловна, заместитель директора по ВР, Кравцова Ирина Викторовна, социальный педагог школы.

Задачи программы

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным влияниям среды, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодежи к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Сроки реализации программы

2014 - 2017 г.г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

- повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни;

- информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании, пропаганду здорового образа жизни;

- формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в социально-опасных условиях;

- повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения;

- возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;

- оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;

- создание условий для развития личности учащегося, формирование ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению.

Участники реализации программы

Учащиеся 1- 11 классов, классные руководители, педагоги - психологи, социальный педагог, медицинский работник, педагоги дополнительного образования, инспектор ОДН, родители.

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, фоновые мероприятия.

Схема программы


Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:


Администрация школы

Семьи учащихся

Городские учреждения дополнительного образования




Управление образования

Совет профилактики


ОДН

КДН

ГЦЗН

Классные руководители

Участники реализации программы





Нормативно - правовая база программы

Нормативно - правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ;

  • Закон «Об образовании РФ»;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде;

  • Федеральный закон об ограничении курения табака;

  • Закон Иркутской Области №7-ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области»;

  • Программа гражданского патриотического воспитания старших школьников «Я - гражданин!»;

  • Положение о Совете профилактики;

  • Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета;

  • Устав МБОУ «СОШ№16».

Цели и задачи программы

Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних детей. Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно - воспитательный процесс.

Цель программы: формирование у детей социально позитивных установок, устойчивого неприятия противоправного поведения для успешной адаптации в социуме и самоутверждения среди сверстников.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

Задачи программы:

  1. Получение объективно диагностической информации об обучающихся «группы риска» и состоящих на внутришкольном учете;

  2. Коррекция социальных установок и нравственных представлений у учащихся указанной категории;

  3. Формирование позитивной самооценки учащихся для успешной самореализации;

  4. Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы;

  5. Включение указанной категории учащихся в общественно полезную деятельность, развитие ее в рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения;

  6. Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию личности;

  7. Оказание социально - психологической помощи детям при решении сложных жизненных проблем;

  8. Формирование здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам;

  9. Обеспечение координации работы всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

  10. Обеспечение учащимся психолого - педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;

  11. Организация внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;

  12. Предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактика здорового образа жизни.

Направления деятельности программы и формы ее осуществления.

Диагностика.

Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:

  • Анкетирование и тестирование;

  • Составление картотеки детей «группы риска» и состоящих на различных видах учета;

  • Систематическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;

  • Определение круга общения подростка.

Сотрудничество.

Организация взаимодействия школы с:

  • Семьями учащихся;

  • Управлением образования;

  • КДН;

  • ОДН;

  • Городскими учреждениями дополнительного образования.

Правовое воспитание учащихся:

Организация занятий для детей и подростков:

  • По овладению способами бесконфликтного поведения;

  • Приемами разрешения конфликтных ситуаций;

  • Формирование правового самосознания учащихся.

Социально - педагогическое и медико - психологическое сопровождение.

  • Проведение медицинских обследований подростков;

  • Оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи;

  • Привлечение в кружки, секции, в деятельность детских и юношеских организаций;

  • Установление контактов и доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической действенной помощи;

  • Ведение учета сложных и неблагополучных семей, посещение на дому детей из неблагополучных семей;

  • Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма.

Основными направлениями работы классного руководителя, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, также являются: коррекционная и развивающая работа, педагогическое консультирование, психологическое просвещение.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних предполагает:

  1. Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе.

  2. Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях.

  3. Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.

  4. Индивидуальную работу с учащимися.

  5. Индивидуальную работу с родителями.


План мероприятий по реализации программы.


Сотрудничество.

Направление


Мероприятия

Сроки исполнения

Сотрудничество

Анализ состояния правонарушений в школе, организация летней занятости подростков девиантного поведения.

1 раз в полугодие.

Обновление информации по детям и семьям, находящимся в социально - опасном положении, состоящих на учете в ОДН, КДН.

В течение учебного года

Проведение дней и месячников профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков.

Согласно совместному плану работы с ОДН

Участие в проведение межведомственных операций

В течение года

Организация профилактических мероприятий ОУ совместно с КДН, ОДН по предупреждению безнадзорности и правонарушений школьников.

1 раз в квартал

Организация индивидуальной работы со школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания им социальной, педагогической, психологической помощи для преодоления проблем в обучении и поведении.

В течение учебного года.

Проведение тематических классных часов.

В течение года.

Встречи с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, специалистами центра здоровья.

В течение года.


Работа с семьей.


Направление

Мероприятия

Сроки исполнения

Сотрудничество

Выявление родителей «Группы риска» и обеспечение им поддержки в оказании психолого - педагогической помощи. Работа с банком данных.

В течение года.

Организация индивидуального консультирования родителей из конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.

В течение года.

Привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел для оказания всесторонней помощи семье.

В течение года.

Оказание практической помощи в возвращении ребенка в семью (в случае ухода ребенка из дома)

По мере необходимости.

Проведение родительских уроков с привлечением специалистов с целью просвещения родителей.

В течение года.

Проведение совместных мероприятий с родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних детей.

В течение года.


Формирование правовой культуры подростков.


Направление


Мероприятия

Сроки исполнения

Правовое воспитание учащихся

Совершенствование гражданско - правового образования школьников, обучение подростков основам юридических наук через учебные предметы.

В течение года.

Организация встреч подростков, склонных к правонарушениям с работниками правоохранительных органов.

1 раз в квартал.

информирование учащихся по вопросам профилактики, безнадзорности, преступности, наркомании.

В течение года.


Социально - педагогическое.


Направление


Мероприятия

Сроки исполнения

Социально - педагогическое

Выявление проблем в учебной деятельности и оказание педагогической помощи.

В течение года.

Организация работы классных руководителей по вовлечению детей в систему дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам.

В течение всего периода реализации программы.

Ведение учета неблагополучных семей и посещение их на дому, оказание социальной и педагогической помощи.

В течение года.

Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма.

В течение года.


Информационная, научно - методическая деятельность.


Мероприятия

Сроки исполнения

Проведение совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

1 раз в полугодие.

Разработка рекомендаций для классных руководителей и родителей для работы с детьми и подростками, требующими особого внимания.

В течение первого года реализации программы.

Проведение анкетирования и анализ результатов.

В течение года.

Обмен положительным опытом работы по вопросам профилактики.

В течение года.

Проведение обучающих семинаров с целью организации работы по профилактике вредных привычек среди учащихся.

В течение года.



Работа с педагогическими кадрами


Мероприятия

Сроки исполнения

Углубленное образование педагогов и классных руководителей в области правового, гражданского воспитания.

В течение года.

Повышение квалификации педагогических работников школы в современных подходах к воспитанию и профилактике.

В течение всего периода.


Организация профилактической работы предполагает:

  1. Включение в план работы школы мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год;

  2. Согласование плана работы с ОДН, КДН и утверждение его директором школы;

  3. Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива;

  4. Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей;

  5. Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города;

  6. Обсуждение хода работы по ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета;

  7. Деятельность школьной библиотеки по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции;

  8. Борьбу с пропусками занятий без уважительной причины, которая обеспечивает формирование у подростков навыков законопослушного поведения;

  9. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей;

  10. Организацию досуга учащихся.


Ожидаемые результаты.

В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:

  • Повышение уровня социальной адаптации учащихся;

  • Снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми;

  • Снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета;

  • Снижение количества пропусков занятий по неуважительной причине.

13


© 2010-2022