Доклад Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития общества особое место занимает вопрос об адаптации инвалидов к изменяющимся условиям социальной среды. Именно люди с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда являются менее защищенными, неконкурентоспособными.

Полноценное вовлечение большинства инвалидов в социальную жизнь в настоящее время встречает значительные трудности. Это обусловлено, прежде всего, ограничениями на получение равноценного общего и профессионального образования и как следствие этого, снижением социально-экономической независимости, материальной и моральной привязанностью инвалида к государству, к обществу, к семье.

Основная задача специального (коррекционного) образовательного учреждения - воспитание, развитие, трудовая подготовка и адаптация в окружающем мире граждан с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо помочь воспитанникам выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею, трудоустроиться и успешно трудиться в рабочем коллективе.

Профориентация - это определенная система мероприятий, направленных на наиболее эффективное решение проблемы сопряжения человека и профессии. Это система психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, избрать свою профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.

Профориентация, трудовое воспитание и обучение решает следующие задачи:

  • воспитание любви к труду и уважения к людям труда;

  • развитие технического мышления и творческих способностей;

  • всестороннее развитие личности школьника с ограниченными возможностями;

  • подготовка учащихся к профессиональной, трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства.

Профориентационная работа является органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе, поэтому планируется, организуется и проводится всем педагогическим коллективом и общественными организациями школы.

Социальный педагог в конце каждого учебного года проводит анкетирование в целях изучения интересов и склонностей учащихся, проводит пропаганду по профессиям, проводит занятия со старшеклассниками по изучению основ законодательства о труде.

Воспитатель проводит беседы о выборе и престиже профессии, встречи с людьми различных профессий, с бывшими выпускниками. Дети участвуют в общественно полезном труде, посещают кружки по интересам, выпускают газеты и альбомы об интересных профессиях, ездят на экскурсии на предприятия.

Психолог при проведении бесед заостряет внимание на значении правильного выбора профессии, на наиболее типичных ошибках учащихся при выборе профессии, показывает, как влияет на правильность выбора профессии интерес к ней, склонности, способности, здоровье, содержание труда и готовность к нему.

Огромные возможности и благоприятные условия для профессиональной ориентации создаются в процессе трудового обучения. Учителя трудового обучения используют специальную терминологию, формируют специальные умения и навыки при работе с материалами и инструментами. Учат детей соблюдать технику безопасности, ведут кружковую работу с целью развития интересов, склонностей и творческих способностей учащихся.

Систему профориентации мы начинаем с групп дошкольной подготовки. В этом возрасте ведется воспитание положительного отношения к труду, интереса к трудовой деятельности. Мы приводим ребят на экскурсию в учебно-производственные мастерские, где они видят, как ученики шьют одежду для взрослых и для кукол.. Малышам интересно и удивительно наблюдать, как из ткани получается платье, а из ниток - варежки и носки.

В младших классах детям дается общее представление о профессиональном труде с использованием жизненного опыта и "житейских" понятий, происходит знакомство с окружающими людьми и их профессиями. Опираясь на любознательность, впечатлительность и активность детей в этом возрасте, необходимо пробуждать у них интерес к отдельным видам трудовой деятельности, к отдельным профессиям, формировать положительное отношение к труду. Младшие школьники делают аппликации из различных материалов (бумаги, ткани, кожи, ниток), овладевают первоначальными профессиональными понятиями ("пряжа", "стежок"), изготавливают коллекции швов и ниток. Наступает этап формирования навыков использования простейших инструментов, соблюдения основных правил техники безопасности. Учащиеся продолжают знакомиться с оборудованием учебно-производственных мастерских.

В школе расширяются возможности ознакомления школьников с отраслями народного хозяйства и различными профессиями. У учащихся формируются устойчивые профессиональные намерения, которые отвечают их личным особенностям, состоянию здоровья и интересам. Воспитывается положительное отношение к определенному виду труда, профессии. Происходит знакомство с инструментами и оборудованием, с материалами и технологией выпускаемой продукции. В этот период обучения учащиеся знакомятся с производственными предприятиями , встречаются с представителями различных профессий. В процессе работы происходит познание особенностей трудовой жизни, смысла труда, его стоимости, нормативных требований производства. На этом этапе идет активная работа по вовлечению обучающихся в общественно полезный и производительный труд, в работу кружков и во внеклассную работу по профилю.

Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор сферы профессиональной деятельности. Допущенные ошибки трудно исправить, а правильный выбор - основа жизненного успеха и самореализации, как личности, так и профессионала. Способности к профессии можно развить в процессе учебы или в процессе производственной деятельности.

В нашем учреждении работает программа постинтернатного сопровождения «Поверь в себя». Цели программы: оказание социально-психологической правовой помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, направленной на обеспечение полноценной жизни в обществе. Формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей; Развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие. Задачи: -теоретическое и практическое обеспечение процесса социальной адаптации выпускников; -совершенствование воспитательной работы в учреждениях по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе; -создание системы психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки выпускников из числа детей-сирот; -содействие социально-педагогической адаптации детей-сирот в учреждениях профтехобразования; -обеспечение взаимосвязи областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования в решении проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. - обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимо решать вопросы, связанные с повышением образовательного и профессионального уровня лиц данной категории, повышать социальный статус, способствуя его интеграции в социум как равного среди равных. Государство создает систему, дающую инвалиду возможность подняться до конкурентноспособного уровня и помочь реализовать его способности в соответствующей профессиональной области. Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья должна быть обеспечена равная государственная поддержка и общественное признание.







© 2010-2022