Программа профилактической работы для общеобразовательной школы

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 181







Программа управленческой деятельности

в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, обеспечения охраны здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни






ФИО автора - Глуходед Лариса Николаевна, специалист по правовой работе

МБОУ СОШ №181







г. Екатеринбург



Паспорт профилактической программы

Разделы

Содержание

Нормативные документы

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  • Конвенция о правах ребёнка.

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.

  • Закон РФ «Об образовании», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)

  • Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г..

  • «Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г

  • Городские и районные образовательные и профилактические программы.

  • Устав МБОУ СОШ №181

Цель

программы

Формирование культуры здорового образа жизни, как совокупности физических, психических и социальных качеств человека.

Задачи

программы

  • Разработать эффективные методы совместной деятельности участников воспитательного процесса школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива

  • Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека

  • Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы

  • Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

  • Формировать личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества

  • Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.

  • Формировать морально-волевые качества школьников

  • Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека, формировать у учащихся устойчивое отрицательное отношение к ПАВ

  • Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков профилактической работы с учащимися

  • Оказывать социальную и психологическую поддержку семьям

Исполнители

программы

  • зам. директора по ВР

  • специалист по правовой работе

  • педагог - психолог

  • классные руководители

  • совет по профилактике

  • методическое объединение классных руководителей

  • методическое объединение учителей начальных классов

  • методическое объединение учителей-предметников

  • попечительский совет

Перечень разделов

программы

  • Пояснительная записка

  • План профилактической работы в течение учебного года

  • Взаимодействие с органами системы профилактики (ПДН, ТКДН и ЗП, социальной защиты)

  • Предполагаемые результаты профилактической деятельности

  • Перспективы развития профилактической программы

Результаты выполнения программы

  • Создание системы профилактической работы в школе

  • Разработка эффективных методов совместной деятельности участников воспитательного процесса школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического самоуправления

  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей и учащихся школы

  • Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы

  • Уменьшение числа «трудных» подростков в школе

  • Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

  • Формирование здорового образа жизни и эффективных линий поведения у детей и подростков

  • Создание здоровой и безопасной среды в школе

Система организации

контроля за исполнением программы

  • итоговый информационно-аналитический отчёт о профилактической работе составляется специалистом по правовой работе и предоставляется зам. директора по ВР

  • отчет методических объединений о работе по данной проблеме предоставляется зам. директору по УВР

  • отчёт о деятельности родительской общественности составляет зам. директора по ВР

  • итоговый отчет о воспитательной работе, составляется зам.директора по ВР и предоставляется директору ОУ






Пояснительная записка.

«Главное, от чего зависит физическое здоровье, здоровье нравственное…,

чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других»

Лихачев Д.С.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. По данным Агентства социальной безопасности в России за последнее 10 лет число наркоманов выросло в 15 раз, среди них 150 тыс. подростков. Первая наркотическая проба снизилась с 17 до 12 лет. Такая же тенденция характерна и по употреблению алкогольных напитков - 60 тыс. детей в стране официальные алкоголики.

Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия толерантности, средовой дезадаптации учащихся.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ и г. Екатеринбурга, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса. Определиться с основными направлениями данной работы помогает образовательная программа школы. В ней отмечены следующие направления, требующие повышенного внимания: формирование социально-активной личности, привитие культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности и способности к осознанному выбору учащихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.

Принимая во внимание выше изложенное, и проанализировав воспитательную и профилактическую работу школы за предыдущие учебные годы, изучив закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в профилактической программе определяются следующие цели и задачи.

Цель программы: Формирование культуры здорового образа жизни, как совокупности физических, психических и социальных качеств человека.

Задачи программы:

  • Разработать эффективные методы совместной деятельности участников воспитательного процесса школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива.

  • Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.

  • Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

  • Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

  • Формировать личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

  • Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.

  • Формировать морально-волевые качества школьников.

  • Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека, формировать у учащихся устойчивое отрицательное отношение к ПАВ.

  • Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков профилактической работы с учащимися;

  • Оказывать социальную и психологическую поддержку семьям.

Профилактическая программа школы предназначена для следующих целевых групп:

1 целевая группа - родители;

2 целевая группа - учащиеся;

3 целевая группа - педагоги.

Профилактическая работа проводится по следующим направлениям:

  • Методическая работа с педагогическим коллективом

  • Инструктивно-методическая работа с педагогами

  • Индивидуальная работа с педагогами

  • Координация работы с методическими и др. объединениями

  • Организация коллективных творческих дел

  • Работа с органами ученического самоуправления

  • Организация взаимодействия с психологом

  • Организация взаимодействия с родителями

  • Организация взаимодействия с внешкольными организациями

В профилактической программе определены основные виды деятельности:

  • Информационно-просветительская деятельность

  • Интерактивная деятельность

  • Альтернативно-профилактическая деятельность

Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие технологии:

  • личностно-ориентированные,

  • групповые, коллективные,

  • коррекционные,

  • интегративные,

  • интерактивные.

Данные технологии реализуются в таких формах работы как: беседа, коллективные творческие дела, диспуты, лекции, семинары, тренинги, круглые столы, педсоветы, конференции, экскурсии, игры, конкурсы, олимпиады, соревнования и другие.



План профилактической работы в течение года

I четверть

Целевая группа родители

Целевая группа учащиеся

Целевая группа педагоги и специалисты ОУ

Информационно-просветительская деятельность

Родительские собрания «Знакомство с Уставом школы, положением о постановке на внутришкольный учет»

Классные часы на тему «Знакомство с Уставом школы, правилами учащихся, положением о Совете профилактики, постановке на внутришкольный учет»

Утверждение плана работы школы по профилактике правонарушений, зависимостей разного рода и пропаганде здорового образа жизни

Информационная беседа: «Состояние преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в период летних каникул»

Методические рекомендации по проведению классных часов по профилактике СПИДа, зависимостей разного рода и пропаганде здорового образа жизни

Классные часы на тему «Знакомство с Уставом школы, ФЗ №73, Положением о Совете профилактики, постановке на внутришкольный учет»

Совет профилактики:

1. «Состояние преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в период летних каникул»;

2. «Организация работы по обеспечению занятости детей «группы риска» и уч-ся коррекционных классов»

Интерактивная деятельность

Участие в акции «Выбери дело по душе» (презентация школьных кружков, секций, творческих коллективов и др. учреждений доп. образования)

Мероприятие в рамках фестиваля «Екатеринбург-территория здоровья»

Профилактические классные часы

Семинар «Формы работы по профилактике вредных привычек среди учащихся»

Альтернативно-профилактическая деятельность

Заседания попечительского совета

Выборы Парламента школы

Беседы с руководителями учреждения дополнительного образования, культуры, спорта по вопросам совместного планирования профилактической работы

Материально-бытовое обследование семей опекаемых детей, составление актов обследования

Организация работы комитета по правопорядку и волонтёрству

2 четверть

Целевая группа родители

Целевая группа учащиеся

Целевая группа педагоги и специалисты ОУ

Информационно-просветительская деятельность

Лекция для родителей «Виды юридической ответственности всех участников образовательного процесса»

Беседа специалиста центра «Парус надежды»

Семинар «Оформление документов по запросу комиссии по делам несовершеннолетних»

Беседа врача-нарколога

Совет профилактики №3.«Права и обязанности учащихся»;

4. «Подведение итогов профилактической работы за первое полугодие»;

Интерактивная деятельность

Занятие из цикла лекций для родителей «Школа для родителей»

Профилактические классные часы

Заседание педагогического клуба «Школьные трудности «нестандартных» детей

Мероприятие в рамках фестиваля «Екатеринбург-территория здоровья»

Занятие элективного курса «Физика и здоровье человека» на профилактическую тему

Альтернативно-профилактическая деятельность

Родительское собрание «Профилактика употребления наркотических и др. средств зависимости, ответственность за правонарушения, связанные с их употреблением».

Организация и проведение акции, социологического опроса «Отношение уч-ся к ЗОШ» (1-4кл.); «Отношение современной молодежи к наркомании»(8-11кл.)

Организация декады правовых знаний;

декады борьбы со СПИДом;

3 четверть

Целевая группа родители

Целевая группа учащиеся

Целевая группа педагоги и специалисты ОУ

Информационно-просветительская деятельность

Информационные беседы на тему «Нормативная база социальной защиты детства»

Профилактические беседы на тему ЗОЖ

Совет профилактики по вопросу организации НПК «Здоровьесберегающие технологии в практике работы современной школы»

Тематические кл.часы по профилактике ВИЧ-СПИДа

Информационное совещание: «Нормативная база социальной защиты детства»

Совет профилактики №5 «Психолого-педагогический консилиум при участии учителей, работающих в 9 классах»

Совет профилактики 6 по вопросу организации НПК «Здоровьесберегающие технологии в практике работы современной школы»

Интерактивная деятельность

Участие в спортивном празднике, посвящённого Дню Защитника Отечества.

Защита социальных проектов на профилактические темы

Заседание педагогического клуба «Учитель и проблемы дисциплины»

Мероприятие в рамках фестиваля «Екатеринбург-территория здоровья»

»

Открытое занятие в 9 классе элективного курса «Самоопределение в учебе, труде, отдыхе»

Презентация компьютерных проектов «Интернет против наркотиков»

Альтернативно-профилактическая деятельность

Индивидуальные беседы с родителями детей с девиантным поведением на тему «Физиологические особенности детей различных возрастных групп»

Акция «Подросток.Игла»

Участие в мероприятиях, проводимых на базе центра «Диалог»

Родительское собрание: «Роль и ответственность семьи в профилактике алкоголизации и наркотизма детей и подростков»»

Проведение Дня самоуправления

Совещание при директоре по работе в коррекционных классах

4 четверть

Целевая группа родители

Целевая группа учащиеся

Целевая группа педагоги и специалисты ОУ

Информационно-просветительская деятельность

Итоговое родительское собрание «Планирование семейного отдыха»

Профилактические беседы

Совет профилактики№8 «Психолого-педагогический консилиум по оценке степени развития общеучебных навыков у уч-ся коррекционных классов и детей с девиантным поведением»

Информационное совещание о летней занятости детей

Интерактивная деятельность

Занятие из цикла лекций для родителей «Школа для родителей»

Организация и проведение Дня здоровья

Организация и проведение Дня здоровья

Организация и проведение Дня здоровья

Мероприятие в рамках фестиваля «Екатеринбург-территория здоровья»

Проведение праздника «Последнего звонка»

Организация декады «Молодежь без пива»

Альтернативно-профилактическая деятельность

Организация летнего отдыха детей, трудоустройство подростков, учащихся, состоящих на учете в ОУ, ТКДН и ЗП, ОДН

Участие в проведении общешкольного Дня борьбы с курением

Участие в межведомственной комплексной операции «Подросток»

Встречи с представителями профессиональных учебных заведений города







Взаимодействие с органами системы профилактики (ОДН, ТКДН и ЗП, управлением образования, органами социальной защиты)


В Федеральном законе №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определена как, система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с асоциальными подростками и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Исходя из этого, в программе определены направления и формы взаимодействие с различными органами системы профилактики.

Программа профилактической работы для общеобразовательной школы

Направления взаимодействие с различными органами системы профилактики

Профилакти-ческие мероприятия

Организация досуговой деятельности

Работа с родителями

Правовой всеобуч

Социально-психологичес-кая служба

Тематические кл. часы

Работа Совета профилактики

Взаимодей-ствие с общественными учреждениями, ДДТ «Фристайл», «Созвездие», ЦПППН «Диалог»

Совместная работа с ОДН, ТКДН и ЗП, управлением образования, органами социальной защиты

Спортивные секции

Вовлечение в систему дополнительного образования

Работа в подростковых клубах, занятия в кружках, секциях,

предметных кружках, факультативах

Проведение внеклассных мероприятий

Проведение школьных вечеров

Вовлечение в деятельность школьного парламента

Экскурсионно-туристическая деятельность

Посещение семей уч-ся

Проведение родительских собраний, педагогических советов

Совместное проведение школьных праздников

Организация правового всеобуча

Психолого-педагогических консультации по проблемным вопросам

Рейды по микрорайону школы

Работа по выполнению прав и обязанностей учащихся

Изучение Устава школы

Изучение Конвенции ООН о правах ребёнка

Беседы инспекторов ОДН, медицинских работников, юристов о правонарушениях и вредных привычках

Работа с детьми девиантного поведения

Психолого-педагогическая помощь родителям

Социально-педагогическая помощь педагогам

Проведение тренинговых занятий с детьми девиантного поведения







Предполагаемые результаты профилактической деятельности


Реализация выше изложенных целей, задач и принципов предполагает достижение

следующих результатов:

  • создание системы профилактической работы в школе;

  • разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательного процесса;

  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся;

  • повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;

  • уменьшение числа «трудных подростков» в школе;

  • активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

  • формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;

  • создание здоровой и безопасной среды в школе.

Школа имеет хорошую материально-техническую базу, кадрово-профессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными организациями, что создает благоприятные условия для успешного выполнения программы.






Перспективы развития профилактической программы

Воспитательная и профилактическая программа школы находится в состоянии постоянного совершенствования. Её открытость свидетельствует о постоянной готовности ответить на любое событие в жизни образовательного учреждения, запросы, предъявляемые к системе образования государством и обществом. В связи с этим приоритетами работы школы будут:

  • повышение социальной активности учащихся через интеграцию учебного и воспитательного процессов, широкое внедрение современных технологий в работу школы;

  • создание единой информационной базы об учащихся и их семьях;

  • учет профильной подготовки учащихся старших классов в профилактической работе школы;

  • создание адаптивной воспитательной среды для разных категорий учащихся

  • усиление взаимодействия с партнерами школы по профилактической и воспитательной работе;

  • эффективное использование городской системы повышения квалификации педагогических, административных кадров;

  • повышение качества работы методического объединения классных руководителей в ходе обсуждения разных проблем в профилактической работе;

  • отработка новых моделей здоровьесберегающих технологий;

  • изучение, обобщение и внедрение методов работы опытных педагогов;

  • систематическое проведение психолого-педагогического лектория для родителей учащихся школы с привлечением соответствующих специалистов в этой области;

  • организация единого непрерывного педагогического взаимодействия родитель-ученик-учитель.


© 2010-2022